Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Наши презентации

Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери»
2013-08-30, 3:14 PM
ФЕДОТОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА,УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7 Г.КОСТАНАЯ.
УРОК ПО ТЕМЕ «ТРАГЕДИЯ А.С. ПУШКИНА « МОЦАРТ И САЛЬЕРИ ». ФАКТЫ И ВЫМЫСЕЛ.
СЮЖЕТ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ, ИХ ПРОТОТИПЫ. НРАВСТВЕННАЯ ИДЕЯ ТРАГЕДИИ.»

Цели: а) познакомить учащихся с творческой историей создания трагедии, особенностями её сюжета, прототипами и художественными образами; помочь учащимся понять трагичность судеб героев, проследить, как автор раскрывает общечеловеческую трагедию талантливой личности; подвести к формулировке основной идеи трагедии- истории души, поражённой гордыней;
б) развивать речь учащихся, логическое мышление, наблюдательность; отрабатывать навыки самостоятельной работы с текстом, умение сопоставлять, анализировать факты;
в) способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся на примерах классической литературы, музыки, кино.

Тип: урок- импровизация.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока.
Есть три непобедимые вещи:
гений, доблесть, рождение.
Чаадаев.
Оргмомент. Целеполагание.

Введение в тему. Подготовка к основному этапу урока.

1. Вступительное слово учителя.
Каждому из нас с раннего детства знакомо и очень близко имя А. С. Пушкина. «Великий и желанный спутник, вечный современник, он всегда откликается на зов нашего сердца»,- так писал о нём известный литературовед Ю. Айхенвальд. И сегодня мы вновь соприкоснёмся с творениями А.С.Пушкина. Мы знаем его как сказочника, поэта, прозаика. Но есть и другой Пушкин - удивительный драматург.
Я предлагаю вам совершить короткое путешествие в село Болдино Нижегородской губернии, где в сентябре 1830 года Пушкин написал 13 крупных произведений. Среди них 4 «маленькие трагедии» (как назвал их в одном из писем сам поэт) - «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

Справка. Село Болдино принадлежало отцу поэта. Сергей Львович выделил часть имения сыну по случаю его женитьбы – надо было вступить во владение имением. Пушкин думал устроить всё быстро и вернуться в Москву, но с юга надвигалась холера, учреждены были карантины, и поэту пришлось пробыть в деревне три месяца. Этот короткий, но чрезвычайно плодотворный период жизни поэта принято называть «болдинской осенью».

2. Повторение теории литературы. Блиц – опрос.
Среди замечательных произведений этого периода мы рассмотрим одну из маленьких трагедий – «Моцарт и Сальери». Но сначала вспомним некоторые литературоведческие понятия.

1. Что такое драма?
2. Назовите жанры драматургии.
3. Что такое конфликт?
4. Средства создания художественных образов в драматическом произведении?

Усвоение нового материала.

1. Творческая история трагедии.
а) беседа о Моцарте.
1. Кто такой Моцарт?
2. Какие факты из его биографии вам известны?
3. Какой эпизод из жизни композитора использован в сюжете?

Нам необходимо познакомиться и со вторым прототипом пьесы – Сальери.

б) индивидуальное сообщение о Сальери.
Справка. Итальянский композитор Антонио Сальери был знаком с Моцартом, присутствовал на премьере его оперы «Дон Жуан» в 1788 году, где освистал постановку.
В основу сюжета произведения Пушкин положил историю о том, будто венский композитор Сальери из зависти отравил гениального Моцарта. Моцарт умер в 1791 году в 30-летнем возрасте. Перед смертью был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, не раз каялся в своём преступлении. Вопрос о возможности этого злодейства остаётся не решённым окончательно. По отношению к реальной истории Пушкин свободен. Его творческое воображение рисует образ именно злодея, чтобы ярче проступали черты высокого гения.

2. Особенности композиции. Работа со схемой.

3. Знакомство с героями пьесы. Просмотр эпизода из мультфильма «Легенда о Сальери».
4. Дискуссия с чтением фрагментов. Работа в группах.

Вопросы для 1 группы.
1. Почему трагедия начинается с появления Сальери?
2. Что дают нам монологи Сальери для раскрытия его духовного мира?
3. Отчего Сальери, едва явившись на сцену, начинает вдруг припоминать всю жизнь –
с самого детства?
4. Как Пушкин подчёркивает натужность занятий Сальери?
5. Отчего он так часто уничтожает свои произведения?

Вопросы для 2 группы.
1. Что вы можете сказать о Моцарте?
2. Что определяет форму произведений Моцарта?
3. Каков он в жизни и в искусстве?
4. Как его характеризует Сальери?
5. Что говорит о себе сам герой?

5. Работа со схемой «Система образов».

6. Комментирование первой сцены.
а) просмотр эпизода из мультфильма «Легенда о Сальери».
б) беседа по вопросам.
В трагедии появляется ещё один герой – слепой скрипач. Это фигура второстепенная.
- Какую роль он играет в развитии действия?
- Каково отношение к нему Моцарта и Сальери?
- Как меняется в лице Сальери?
- Что мучает его?

в) рефлексия. Появление старика помогает почувствовать то, что творится в душе у каждого из героев. Сальери мучает зависть. Недоумение от того, почему Моцарт не ценит своего таланта. В этой музыке он услышал о Моцарте и о себе. Произведение Моцарта восхищает Сальери совершенством формы. Но душа его остаётся равнодушной, искусство не действует на неё очищающее. Не случайно именно в это время преступный замысел его становится окончательным решением.

7. Сопоставление представлений учащихся и фрагмента мультфильма о финальной сцене трагедии.
а) инсценирование эпизода.
б) просмотр фрагмента мультфильма.
в) беседа.
1. Каким вы представляете черного человека? Какие ассоциации он вызывает у вас? (звуки, краски, ощущения)
2. Какова роль образа черного человека?
3. В чем его конкретность и символичность?
4. Почему Моцарт так сильно переживает после встречи с черным человеком?
5. Как ему удается уловить ход будущих событий?
6. Просмотрите фрагмент мультфильма и сравните с вашим восприятием.

г) рефлексия. Образ черного человека символичен. Это символ враждебного мира, который не понимает гения, подавляет его своей завистью и равнодушием. В центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором, превратившим искусство в ремесло, и жизнерадостным гением, щедрым от своего таланта, человечности. Возвышенности Моцарта противостоит расчетливость Сальери. Здесь раскрывается одно из важнейших противостояний жизни: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Именно эти слова Моцарта вспоминает Сальери, исполнив свой «тяжкий долг». Гибель выдающейся личности – покушение на счастье всех людей. Трагична и судьба убийцы. Духовный его конец наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В «маленькой трагедии» содержится две больших. И, тем не менее, музыка Моцарта остается, а вместе с ней и сам Моцарт.

Подведение итогов урока.
1. Работа со схемой «Конфликт трагедии».
2. Прослушивание «Реквиема».

Оценивание учащихся.

Задание на дом: написать сочинение-миниатюру «Что я чувствую, слушая музыку Моцарта?»
Категория: Наши презентации | Добавил: tin
Просмотров: 3378 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru