Главная » Файлы » Наши презентации |
2013-08-30, 3:14 PM | |
ФЕДОТОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА,УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7 Г.КОСТАНАЯ. УРОК ПО ТЕМЕ «ТРАГЕДИЯ А.С. ПУШКИНА « МОЦАРТ И САЛЬЕРИ ». ФАКТЫ И ВЫМЫСЕЛ. СЮЖЕТ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ, ИХ ПРОТОТИПЫ. НРАВСТВЕННАЯ ИДЕЯ ТРАГЕДИИ.» Цели: а) познакомить учащихся с творческой историей создания трагедии, особенностями её сюжета, прототипами и художественными образами; помочь учащимся понять трагичность судеб героев, проследить, как автор раскрывает общечеловеческую трагедию талантливой личности; подвести к формулировке основной идеи трагедии- истории души, поражённой гордыней; б) развивать речь учащихся, логическое мышление, наблюдательность; отрабатывать навыки самостоятельной работы с текстом, умение сопоставлять, анализировать факты; в) способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся на примерах классической литературы, музыки, кино. Тип: урок- импровизация. Оборудование: мультимедийная презентация. Ход урока. Есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение. Чаадаев. Оргмомент. Целеполагание. Введение в тему. Подготовка к основному этапу урока. 1. Вступительное слово учителя. Каждому из нас с раннего детства знакомо и очень близко имя А. С. Пушкина. «Великий и желанный спутник, вечный современник, он всегда откликается на зов нашего сердца»,- так писал о нём известный литературовед Ю. Айхенвальд. И сегодня мы вновь соприкоснёмся с творениями А.С.Пушкина. Мы знаем его как сказочника, поэта, прозаика. Но есть и другой Пушкин - удивительный драматург. Я предлагаю вам совершить короткое путешествие в село Болдино Нижегородской губернии, где в сентябре 1830 года Пушкин написал 13 крупных произведений. Среди них 4 «маленькие трагедии» (как назвал их в одном из писем сам поэт) - «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Справка. Село Болдино принадлежало отцу поэта. Сергей Львович выделил часть имения сыну по случаю его женитьбы – надо было вступить во владение имением. Пушкин думал устроить всё быстро и вернуться в Москву, но с юга надвигалась холера, учреждены были карантины, и поэту пришлось пробыть в деревне три месяца. Этот короткий, но чрезвычайно плодотворный период жизни поэта принято называть «болдинской осенью». 2. Повторение теории литературы. Блиц – опрос. Среди замечательных произведений этого периода мы рассмотрим одну из маленьких трагедий – «Моцарт и Сальери». Но сначала вспомним некоторые литературоведческие понятия. 1. Что такое драма? 2. Назовите жанры драматургии. 3. Что такое конфликт? 4. Средства создания художественных образов в драматическом произведении? Усвоение нового материала. 1. Творческая история трагедии. а) беседа о Моцарте. 1. Кто такой Моцарт? 2. Какие факты из его биографии вам известны? 3. Какой эпизод из жизни композитора использован в сюжете? Нам необходимо познакомиться и со вторым прототипом пьесы – Сальери. б) индивидуальное сообщение о Сальери. Справка. Итальянский композитор Антонио Сальери был знаком с Моцартом, присутствовал на премьере его оперы «Дон Жуан» в 1788 году, где освистал постановку. В основу сюжета произведения Пушкин положил историю о том, будто венский композитор Сальери из зависти отравил гениального Моцарта. Моцарт умер в 1791 году в 30-летнем возрасте. Перед смертью был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, не раз каялся в своём преступлении. Вопрос о возможности этого злодейства остаётся не решённым окончательно. По отношению к реальной истории Пушкин свободен. Его творческое воображение рисует образ именно злодея, чтобы ярче проступали черты высокого гения. 2. Особенности композиции. Работа со схемой. 3. Знакомство с героями пьесы. Просмотр эпизода из мультфильма «Легенда о Сальери». 4. Дискуссия с чтением фрагментов. Работа в группах. Вопросы для 1 группы. 1. Почему трагедия начинается с появления Сальери? 2. Что дают нам монологи Сальери для раскрытия его духовного мира? 3. Отчего Сальери, едва явившись на сцену, начинает вдруг припоминать всю жизнь – с самого детства? 4. Как Пушкин подчёркивает натужность занятий Сальери? 5. Отчего он так часто уничтожает свои произведения? Вопросы для 2 группы. 1. Что вы можете сказать о Моцарте? 2. Что определяет форму произведений Моцарта? 3. Каков он в жизни и в искусстве? 4. Как его характеризует Сальери? 5. Что говорит о себе сам герой? 5. Работа со схемой «Система образов». 6. Комментирование первой сцены. а) просмотр эпизода из мультфильма «Легенда о Сальери». б) беседа по вопросам. В трагедии появляется ещё один герой – слепой скрипач. Это фигура второстепенная. - Какую роль он играет в развитии действия? - Каково отношение к нему Моцарта и Сальери? - Как меняется в лице Сальери? - Что мучает его? в) рефлексия. Появление старика помогает почувствовать то, что творится в душе у каждого из героев. Сальери мучает зависть. Недоумение от того, почему Моцарт не ценит своего таланта. В этой музыке он услышал о Моцарте и о себе. Произведение Моцарта восхищает Сальери совершенством формы. Но душа его остаётся равнодушной, искусство не действует на неё очищающее. Не случайно именно в это время преступный замысел его становится окончательным решением. 7. Сопоставление представлений учащихся и фрагмента мультфильма о финальной сцене трагедии. а) инсценирование эпизода. б) просмотр фрагмента мультфильма. в) беседа. 1. Каким вы представляете черного человека? Какие ассоциации он вызывает у вас? (звуки, краски, ощущения) 2. Какова роль образа черного человека? 3. В чем его конкретность и символичность? 4. Почему Моцарт так сильно переживает после встречи с черным человеком? 5. Как ему удается уловить ход будущих событий? 6. Просмотрите фрагмент мультфильма и сравните с вашим восприятием. г) рефлексия. Образ черного человека символичен. Это символ враждебного мира, который не понимает гения, подавляет его своей завистью и равнодушием. В центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором, превратившим искусство в ремесло, и жизнерадостным гением, щедрым от своего таланта, человечности. Возвышенности Моцарта противостоит расчетливость Сальери. Здесь раскрывается одно из важнейших противостояний жизни: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Именно эти слова Моцарта вспоминает Сальери, исполнив свой «тяжкий долг». Гибель выдающейся личности – покушение на счастье всех людей. Трагична и судьба убийцы. Духовный его конец наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В «маленькой трагедии» содержится две больших. И, тем не менее, музыка Моцарта остается, а вместе с ней и сам Моцарт. Подведение итогов урока. 1. Работа со схемой «Конфликт трагедии». 2. Прослушивание «Реквиема». Оценивание учащихся. Задание на дом: написать сочинение-миниатюру «Что я чувствую, слушая музыку Моцарта?» | |
Просмотров: 3378 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|