Главная » Файлы » Наши презентации |
[ Скачать с сервера (1.19 Mb) ] | 2014-01-27, 10:10 AM |
Урок по химии в 8 класс. Тема: «Кислород» «Общая характеристика, физические свойства, получение» Цель урока: Продолжить формирование понятий «химический элемент», «простое вещество», познакомить с физическими свойствами и распространением, открытием кислорода и получением. Научить правильно, собирать кислород и доказывать его наличие. Совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием соблюдая правила техники безопасности при получении и сборе кислорода, развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитание умения оценивать результаты своего труда, положительного отношения к знаниям. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Методы работы: самостоятельная работа, под руководством учителя. Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, маркерная доска, лабораторное оборудование и реактивы для получения кислорода, периодическая таблица, учебник, карточки с заданиями. Девиз урока: Кислород – это вещество, вокруг которого вращается вся земная химия (Й. Я. Берцелиус). Ход урока. 1. Организационный момент. 1.1. Проверка готовности класса, настроя на восприятие урока. 1.2. Актуализация знаний. Учитель: Сегодня мы познакомимся с «Миром удивительного вещества». А что это за вещество, вам помогут догадаться загадочные картинки. (учитель показывает картинки применения кислорода). (Учащиеся предлагают свои варианты ответов). Учитель: Итак, мы сегодня узнаем «Мир кислорода» Слайд 2,3 (На интерактивной доске появляется девиз урока и тема урока. Учащиеся записываю тему урока в тетрадь). Учитель: Ребята, какие цели мы должны поставить для себя на уроке, чтобы раскрыть «Удивительный мир кислорода». Слайд 4 (На интерактивной доске появляется подсказка «Знать… Уметь… Понимать…Применять…»). Учитель: Кислород – наиболее распространенный на Земле химический элемент. Слайд 5 (На интерактивной доске появляется стихотворение) Он повсюду и везде: В земле, в воздухе, в воде. Он и в утренней росе, И в небес голубизне. 2. Изучение нового материала. 2.1. Учитель: для того чтобы разобраться в свойствах кислорода вы должны пройти схему-лабиринт «Общая характеристика кислорода». Для этого прочитайте §21 учебника (Химия 8 класс/Нурахметов Н. Н., Сарманова К. А., Джексембина К. М, издательство «Мектеп».) и пройдите по схеме. (Слайд 6) Учитель: Мы выяснили что, кислород - это ….. (вывод по правильному ответу к лабиринту). 2.2. Учитель: Так как кислорода на Земле много, следовательно, этот элемент очень важен. А важность кислорода определяется его свойствами. Из предложенных физических свойств газов выберите те, которые, по вашему мнению, относятся к кислороду. (Слайд 7) Учитель: А теперь прочитайте материал учебника §22 стр. 54 (Химия 8 класс/Нурахметов Н. Н., Сарманова К. А., Джексембина К. М. издательство «Мектеп») физические свойства кислорода и сравните все ли свойства вы правильно, выбрали. О каких ещё свойствах кислорода вы узнали? 2.3. Учитель: при изучении следующего раздела вы узнаете: • Какими способами получают кислород в природе, промышленности и лаборатории; • Какие вещества и химические реакции используются для получения кислорода; • Научитесь записывать соответствующие уравнения реакций; • Научитесь получать кислород и доказывать его наличие. 2.3.1. Слайд 8 (История получения кислорода) Учитель: Кислород в чистом виде впервые был получен шведским ученым К. Шееле в 1772 г а через два года, не зная об опытах предшественников, кислород был получен английским ученым Джозефом Пристли 1 августа 1774 года. Официально первым опубликовал свои исследования Пристли, и приоритет открытия принадлежит ему. В Англии на одной из площадей г. Лидса стоит памятник ученому. В правой руке он держит линзу, чтобы собрать пучок солнечных лучей, а в левой – тигель с оксидом ртути. Молодой человек сосредоточен и внимателен, ожидает результаты опыта. Это Джозеф Пристли, англ. ученый, запечатленный в момент получения кислорода в своей лаборатории. Французский ученый А. Л. Лавуазье исследовал кислород и доказал, что он является – основным функциональный компонентом кислот. Поэтому он предложил название – «oxygene», что означает образующий кислоты. Отсюда произошло и русское название кислорода. 2.3.2. (Слайд 9) Учитель: Природный способ - кислород в природе получается благодаря процессу фотосинтеза в растениях на свету. 2.3.3. Учитель: Кислород необходим не только в природе. В промышленности его используют для получения металлов и других необходимых веществ. Для этого кислород необходим в больших количествах. Способы получения, которые используются при этом, так и называются – промышленные. 2.3.4. Получение в лаборатории. Учитель: В лаборатории получают из сложных веществ, содержащих в своем составе кислород в большом количестве и легко разлагающихся при нагревании. К таким веществам относятся KMnO4, H2O2, KCIO3, HgO. Так как кислород тяжелее воздуха и малорастворим в воде, его в лаборатории собирают вытеснением воздуха или вытеснением воды рис 14,15 учебника страница 55-56, §22. (Химия 8 класс/Нурахметов Н. Н., Сарманова К. А., Джексембина К. М.) Учитель: Рассмотрим способы получения кислорода из пероксида водорода, оксида ртути(II) и бертолетовой соли. (Видео-опыты на интерактивной доске) (Учащиеся записываю уравнения реакций, расставляют коэффициенты, определяют тип реакции). Учитель: Для ускорения реакций иногда добавляют специальные вещества, которые называются катализаторы. Для того чтобы понять, как работает катализатор, предлагаю познакомиться с арабской притчей, которую рассказал в 1941 году королю Дании Христиану Х на церемонии вручения высшей научной награды этой страны биохимик Линдерстрём-Ланг. Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Перед смертью он собрал своих сыновей и объявил им свою последнюю волю: "Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти половину всех верблюдов, среднему сыну я оставляю треть, а младшему - девятую часть стада". Сказал так и умер. А братья, похоронив отца, стали делить стадо. Но 17 не делится, ни на 2, ни на 3, ни на 9. Помог им старый мудрец. "Выполнить волю отца очень просто, - сказал он. - Я дарю вам своего старого черного верблюда, а вы попробуйте разделить стадо". У братьев оказалось 18 верблюдов. Старший сын получил 9, средний - 6, а младший - 2 из них. Однако, 9+6+2 = 17, черный верблюд оказался лишним. Вот этот черный верблюд подобен катализатору, он сделал возможным процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений. Катализатор - это вещество, которое участвует в химической реакции, ускоряет её, но само при этом не расходуется". Каталитическая реакция - химическая реакция, которая протекает с участием катализатора". Учитель: И так какими способами можно получить кислород? (Кислород получают при фотосинтезе, в промышленности из воздуха и в лаборатории из кислородсодержащих веществ при нагревании или действии катализатора). Учитель: Сейчас мы получим кислород и будем его собирать методом вытеснения воздуха (Перед работой повторяем правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и нагревании) (Слайд 10,11) 2.4. Рефлексия. Учитель: Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Сформулировать предложение вам поможет рефлексивный экран. Закончите следующие предложения. (Слайд 12) 2.5. Заключение. (Слайд 12) Учитель: Достигли ли мы целей урока? 2.6. Домашнее задание. §21-22 (Химия 8 класс/Нурахметов Н. Н., Сарманова К. А., Джексембина К. М. издательство «Мектеп») Выберете то задание, которое вам больше нравится: 1. Ответить на вопросы: • самолет за 9 часов полета расходует до 50 тонн кислорода. Почему его содержание в воздухе не уменьшается? • Как «перелить» кислород? • Какие факты доказывают, что кислород хоть и плохо, но растворяется в воде? 2. Восстанови шпаргалку. Эта шпаргалка (показать старый помятый листок со стертыми записями) была найдена много лет назад в дневнике одного нерадивого ученика. Видно, что пользовались ею не раз, и, к сожалению, с течением времени она пришла в негодность. Помогите их восстановить. Итак, задание: закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты и укажите тип химических реакций: … →K2MnO4 + … + O2 KCIO3 →KCI + … HgO → … + O2 … → H2O + O2 3. Задача: При разложении 8 г. бертолетовой соли (KCIO3) образовался газ, найдите его массу? KCIO3 → KCI + O2 | |
Просмотров: 2884 | Загрузок: 308 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|