Главная » Файлы » Наши презентации |
[ Скачать с сервера (356.0 Kb) ] | 2015-07-02, 10:36 PM |
Русский язык (9 класс) Урок русской словесности Тема: Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) Цели: повторить и обобщить известные учащимся сведения о тексте, его строении, совершенствовать умение проводить языковой анализ текста, работать над развитием коммуникативных способностей учащихся, над совершенствованием их языковых навыков, ознакомить с понятием ССЦ (микротекст) на примере текстов-отрывков из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя; используя элементы креативного чтения, воспитывать в учащихся внимательного, вдумчивого читателя, способного улавливать, воспринимать особенности стиля писателя; продолжить работу над культурой речи учащихся. Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./; учебник литературы под редакцией Теплинского (9 кл.), записи на доске, таблицы «Язык и речь», «Текст», «Структурные средства ССЦ». Тип урока: урок формирования коммуникативных умений учащихся с элементами обобщающего повторения. Язык словесного искусства – это своеобразная сис-тема словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной. В. В. Виноградов Ход урока: I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке, с одной стороны, мы подводим итоги долгому, длиною в два года, разговору о синтаксисе русского языка. С другой стороны, постараемся взойти на более высокую ступеньку вашего интеллектуального развития. Познакомимся с новым обобщающим понятием - сложное синтаксическое целое, введем его в ваш обиход. /Запись даты, темы, эпиграфов урока в тетрадь/ Первым шагом к этому будет словарно-семантическая работа. III. Словарно-семантическая работа Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последо-вательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства. IV. Сообщение темы, целей урока. Для чего нам надо расширять знания в этой области? Какова практическая значимость предложенного вам на сегодняшнем уроке материала? Попробуем дать ответы на эти вопросы по завершении урока. А пока подумаем, как же мы общаемся друг с другом. Звуками? Словами? Словосочетаниями? Нет. И даже не предложениями. /Обращение к III части таблицы «Язык и речь»/ Люди создают высказывания и общаются текстами (микро- и макротекстами, монологами, диалогами и полилогами). А новое для вас понятие ССЦ – это не что иное, как микротекст. Высказывание, микротекст – это маленькая, ёмкая информация. Вы получаете информацию в разных областях знаний благодаря текстам. Объем и направленность их постоянно варьируются. Вы выйдите из школы во взрослую жизнь не только с определенной суммой знаний, но и с умением работать с книгой, текстом. Этому умению мы и продолжим учиться. V. Текст. Повторение. 1. Давайте вспомним, что такое текст. /Ответы учащихся./ Сверим ваши представления о тексте с научным толкованием этого термина. 2. Работа с таблицей «Текст». /Работа учащихся в группах: составление монологического высказывания каждой учебной группой; выступление 1 -2 групп учащихся; дополнения остальных групп/ 3. Обобщение учителя. Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ. VI. Сложное синтаксическое целое. Определение понятия. Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры. Значит, чтобы о вас говорили как о знающем, приятном собеседнике, чтобы вы владели пра-вильной письменной речью, надо научиться стоить свои высказывания, надо научиться логически правильно читать тексты. И легче это начать делать со ССЦ. VII. Работа с деформированным текстом. 1. Послушайте пример. Попробуйте определить, что вы услышите: текст или набор предложений. /Чтение учителем деформированного текста (Теплинский. «Литература. 9 класс»/ А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкин-ских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчерпаем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкинские строки о природе, начинают интересовать и волновать его стихи о любви... 2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь. /Работа учащихся по восстановлению текста. Запись текста в тетрадь. Индивидуальное задание. Пересказ восстановленного текста. /1 – 2 учащихся/ 3. Узнали ли текст? А откуда он взят? Имя Пушкина хорошо знакомо каждому человеку, говорящему на русском языке. Знакомо и вам по прочитанной к уроку литературы биографии Пушкина, по прочитанным в средней школе прозе и поэзии. Какие пушкинские произведения вам знакомы? А какие строчки пушкинской поэзии стали любимыми? Можете их прочитать наизусть? /Чтение наизусть стихотворений А. С. Пушкина, оценивание учителем выразительного чтения учащихся/ Разговор о Пушкине, его творчестве продолжим на уроках литературы. А сейчас вновь вернемся к тексту. Мы восстановили текст, его и проанализируем. VIII. Целостный анализ текста. А. Ознакомление с планом целостного анализа текста. План целостного анализа текста 1.Тема, основная мысль микротекста. 2.Стиль и тип речи. 3.Смысловая связь предложений в ССЦ. 4.Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей. 5.Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка). 6.Синтаксический анализ микротекста. 7.Интонация высказывания. Б. Распределение заданий между учебными группами учащихся. Время наше ограничено, поэтому мы попробуем рисунок текста в его целостном анализе представить по фрагментам: Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста. Фрагмент 2. Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений. /Воспользуйтесь таблицами-подсказками учебника «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./ Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологические средства связи в ССЦ. Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста. Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восста-новленного текста. Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обратить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы). Пример словарной работы: Сознание, с раннего детства, (не)задумываясь, кто-то, чудесные пушкинские строки; Пушкин, интересовать, класс, хотелось бы, навсегда, (не)исчерпаем, жизнь. В. Коллективная работа в группах – коллективное составление целостного анализа текста. Г. Беседа - анализ текста. /Каждая группа отчитывается о проделанной работе./ IХ. Самостоятельная работа по анализу текста. Одну часть работы на уроке вы уже выполнили. И мне кажется, что можно попробовать сделать самостоятельные шаги в исследовательской работе по анализу текста. Воспользуйтесь при этом таблицей «Структурные средства ССЦ». «Структурные средства ССЦ» Лексические: повторение отдельных слов; синонимы, в том числе контекстуальные; личные и указательные местоимения; местоименные наречия и др. Морфологические:- соотнесенность видо-временных форм глаголов-сказуемых. Синтаксические: порядок слов и предложений; союзы в присоединительном значении; частицы; употребление обстоятельств (преимущественно места и времени); вводные слова и предложения; параллелизм построения предложений; неполнота отдельных предложений. Ритмо-мелодические /интонация/ 1. Работа с микротекстом. Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он амана-том, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал. /Каждая группа представляет свой анализ текста/ Индивидуальная работа. ● Сформулировать вопросы к тексту (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них. /Задание выполняют 2 – 3 учащихся начальной и среднего уровней компетентности/ ● Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары/ 2. Проверка выполнения индивидуального задания: - чтение составленных вопросов по тексту /1 – 2 учащихся зачитывают вопросы, остальные показывают выполнение задания в тетради/; - целостный анализ текста /комментарий дают 1 – 2 учебные группы, другие группы дополняют/; - чтение, разыгрывание диалогов /1 – 2 пары/. Х. Обобщение изученного. - Как вы поняли, что такое ССЦ? - Микротекст и ССЦ – это одно и то же? - Поможет ли вам сегодняшний урок узнать произведения Пушкина, даже в отдельных отрывках, по их стилю, строению? Попробуйте узнать. 2. Работа с отрывками текстов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. ● Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледне-ет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!.. ● Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка. ● В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. - Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте? Проверим это на уроках литературы. ХI. Итоги урока. Оценивание знаний и умений учащихся. Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения. | |
Просмотров: 2479 | Загрузок: 57 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|