Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Любознательному учителю

Здоровье современных подростков в условиях детского дома
[ Скачать с сервера (21.8 Kb) · Скриншот ] 2018-01-05, 2:31 PM
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Рудный балалар үйі» КММ
КГУ «Рудненский детский дом» Управления образования акимата Костанайской области



«Здоровье современных подростков в условиях детского дома».
(Доклад заслушан на МО от 03.11.17г.)




Воспитатель: Мадиярова Б.С.
Здоровье современных подростков в условиях детского дома. Тема для разговора достаточно актуальна, так как наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье воспитанников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад. При этом наиболее значительное увеличение всех типов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Происходящие в обществе негативные социально-экономические процессы особенно болезненно сказываются на детях. Постоянно увеличивается число детей, лишенных родительского попечения. Состояние здоровья таких детей вызывает очень серьезное опасение специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы. 80% - имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе. Проблемы сохранения здоровья воспитанников стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 раза, нервными болезнями - в 2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с близорукостью - в 5 раз. По результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 80% подростков. Распространённость заболеваний, ограничивающих выбор профессий, достигает 50%. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются: ухудшение экологической обстановки, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни в малообеспеченных и неблагоприятных семьях, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. К поступлению в детский дом у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста с паспортными данными, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Отмечена тенденция к росту числа заболеваний: нервной системы и органов чувств (45%), инфекционные и паразитарные болезни (20%), травмы и отравления (15%), В настоящее время растет количество детей поступающий в детский дом с проблемами в развитии и нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Для детей с конституциональной задержкой характерен благоприятный прогноз развития только при условии целенаправленного комплексного педагогического воздействия. Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Здоровье воспитанников находится в прямой зависимости от условий воспитания и обучения, питания, двигательной активности, правильного режима дня, чередования нагрузки и отдыха. При этом огромное значение имеет учет личностных особенностей воспитанников, отношение внешних и внутренних воздействий на его организм, учет возможности детского организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, усиливая влияние полезных факторов на сохранение и укрепление здоровья. Факторы, обуславливающие появление в современном обществе детей с задержкой психического развития, носят биологический и социальный характер. Биологические факторы могут быть вызваны тяжелым течением беременности, перенесенными внутриутробной инфекцией или гипоксией, травмах при родах, недоношенностью, поражением участков центральной нервной системой или генетической предрасположенностью. Большую роль в увеличении отклонений в психическом развитии детей играет социальный фактор: неблагоприятные условия воспитания, безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, вызывающие нарушение формирования личности ребенка, разорванная связь между матерью и ребенком. Нарушения в развитии выявлены практически у всех детдомовских детей, от которых в роддоме отказались родители. В настоящее время принято выделять несколько видов здоровья: 1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Длительные хронические заболевания, инфекции, аллергии и т.д., приводят к замедленному психическому развитию. Ярко выражены астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В упадок работоспособности могут отказаться от работы, склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде, нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. 3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения 4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты. В упрощённом виде можно считать, что критериями здоровья являются:
• для соматического и физического здоровья - я могу;
• для психического - я хочу;
• для нравственного - я должен.
Рассмотрим некоторые факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье воспитанников. Выделим три группы факторов, наиболее значимых, определяющих:
• Наследственность;
• Качество жизни;
• Образ жизни и поведение человека.
Группа факторов, определяющих здоровье детей, начиная с рождения, - это наследственность. Наследственные заболевания или нарушения в физическом развитии связаны с двумя группами причин. Во - первых, это интенсификация потребления природных ресурсов, переработка которых обусловила выброс в окружающую среду колоссального количества отбросов, вредных для всего живого на Земле. Во - вторых, человек сам активно разрушает свой генотип с помощью вредных привычек. Основными и наиболее опасными из них является курение табака, неумеренное употребление алкоголя, пристрастие к наркотикам (наркомания) и химическим веществам наркотического действия (токсикомания). Качество жизни – это основной здоровьесберегающий комплексный фактор. Качество жизни воспитанников обеспечивается государством, экономическими, социальными и оздоровительными программами. Третьей группой факторов является образ жизни, имеющий ведущее значение в сохранении и укреплении здоровья, подвластный во многом регулированию самим человеком. Прежде всего, это не столько то, чего воспитанник не должен делать (вредные привычки), сколько то, что он должен повседневно делать, укрепляя и совершенствуя организм, своё здоровье.
Из анализа причин болезней человека и их удельной значимости вытекает, что, если все причины болезней и нарушений гармонического развития принять за 100%, то: образ жизни и поведение людей определяет 50% всех болезней, состояние окружающей среды - 20%, наследственные факторы - 20%, состояние здравоохранения, его организация, медикаментозные и технологические средства - 8%, прочие факторы - 2%. Таким образом, от каждого из нас зависит наше здоровье и долголетие на 60%.
В современном обществе отсутствует мода на здоровье и на формирование культуры отдыха, что делает подростка заложником непродуманного, не планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить» время у телевизора. В результате имеющееся свободное время не компенсирует последствий накопившегося утомления. Переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Если у ребенка сформировался синдром утомления, выражающийся в снижении работоспособности, повышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот, в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возрастании и многих других симптомах, то даже девятичасовой сон не снижает утомление. Из острого состояния утомление, если его не компенсировать, может стать хроническим. Утомление определяется умственными и физическими перегрузками, не адекватными возможностям данного организма, Причиной развития утомления обычно является безразличное или угнетенное эмоциональное состояние. Воспитателям хорошо известен фактор, который традиционно связывают с неблагоприятными последствием для здоровья детей - это стресс. Очень часто стрессовые ситуации случаются с детьми в школе: вызов к доске, контрольная работа, тестирование, экзамен, а также проверка знаний, при которой не соблюдаются необходимые психолого-педагогические и этические нормы и требования, не обеспечена атмосфера справедливости и доброжелательности, не приняты во внимание индивидуальные особенности отвечающего. Отягощенность хроническими заболеваниями сказывается на уровне работоспособности в течение как учебного дня, так и учебного года, при этом наблюдается ухудшение функций вегетативной нервной системы (головные боли, боль в области сердца, тошнота, вялость, рассеянность, высокая утомляемость). Таким образом, проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна.
Здоровый образ жизни многообразен. Однако основными его элементами являются система постоянного тренирующего и посильного возрасту состояния здоровья движения; физиологически обоснованное питание, система закаливания организма, использование природных методов периодической очистки организма, знание и использование методов психологической разгрузки и психологической амортизации; использование целебных и питательных резервов зелёного царства Земли и многое другое. Элементы здорового образа жизни должны способствовать не только отсутствию болезней, но такому состоянию здоровья, которое определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия». Приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья современного подростка.
Проявления гуманного отношения к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на детскую психику. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование здоровьесберегающих технологий, которые должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью воспитанников.
Категория: Любознательному учителю | Добавил: bibiguldanya2018 | Теги: для детей 9-11 лет, доклад
Просмотров: 407 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-09-08, 3:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru