ГУ «СШ ИМЕНИ Н.ОСТРОВСКОГО» Дидактические игры на уроках химии Методические рекомендации Подготовила: Клюшина С.М. учитель химии I категории с. Бородулиха 2010 г. Пояснительная записка Дидактические игры, применяемые на уроках, позволяют развивать творческие способности учащихся, так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность, апатию. Особое значение игра приобретает в работе с детьми, у которых преобладает работа правого полушария. Таких детей легко выделить - они пишут левой рукой. Дидактическая игра позволяет эффективно реализовывать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества. Дает возможность осуществить более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний. Исключить болезненную реакцию учащихся на неудачные ответы. Сделать деликатным и дифференцированным подход к учащимся. Химия и биология, на мой взгляд, особые предметы в школьном расписании. Я их называю " предметами жизни". Когда школьники впервые оказываются в химико-биологическом кабинете, у большинства из них возникает повышенный интерес. К урокам биологии, стойкий интерес остается почти до конца обучения. Что касается химии, то интерес к нему начинает падать после окончания опытов и начала теоретических занятий. И только учитель может помочь учащимся поддержать постоянный интерес к предмету, разнообразив методы и формы учебной деятельности, активно организовав учащихся на уроке. И обязательно постоянно доказывать, что химия - царица наук естествознания. Ведь химия - волшебница, мастерица на придумывание всевозможных чудес. Нужно использовать на уроке химии такие методы, которые позволили бы поддерживать постоянный интерес к предмету. Пока учитель стоит перед детьми в классе, он должен оставаться им интересным. Игровые технологии Урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, которым руководит учитель. И от его подготовки, от его творческого отношения к своему делу будет зависеть результат урока. Познавательный интерес - важнейший стимул учения и труда. Он служит основой сознательной деятельности человека и включает этапы: 1. Поиск; 2. Воспроизведение; 3. Запоминание; 4. Переработка и реализация информации в мышлении; 5. Воображение и действие. Игра - как один из методов психологического воздействия на ребенка существует давно. Использование игр на уроках - необходимое условие развития учащихся. Конечно, наряду с решением иллюстрированных задач и созданием положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры. Можно выделить ролевые игры (КВН, уроки-суды, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.). Игры-тренажеры, конечно более просты в реализации, чем ролевые игры со сценарием и требуют не так много времени на подготовку, репетиции и проведение. Любая игра направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося. Методика проведения игр зависит от цели и воспитательных и образовательных задач, а также от уровня развития играющих, возраста, степени их активности. Прежде всего, необходимо ясно представлять себе и воспитательные и образовательные задачи, которые надо решать в ходе и результате игры. Все дидактические игры можно классифицировать: Дидактические игры. 1. Классно-урочные игры ; 2. Внеклассные игры. И те и другие должны характеризоваться следующими признаками: 1. Строгие правила, которые лучше не нарушать; 2. В игре должен принимать участие весь класс; 3. Игры с возрастом должны усложняться. Если не следовать этим правилам, то очень быстро у детей пропадает интерес. Во-первых, урок - дидактическая игра состоит из следующих этапов, представленных в блок. Форма дидактических игр 1) Игра-состязание; 2) олимпиада; 3) КВН; 4) поле чудес; 5) марафон; 6) конкурс; 7) звездный час; 8) что? где? когда? 9) брейн-ринг; 10)счастливый случай; 11) ярмарка; 12)посиделки; 13)химический вернисаж; 14)хоккей; 15) путешествие. Структурные компоненты дидактической игры и деятельность каждого структурного компонента можно представить в таблице. Структурные компоненты Деятельность структурного компонента 1) Игровой замысел -выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний. 2) Правила -определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. 3) Игровые действия -регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности. 4) Познавательное содержание дидактической задачи -заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. 5) Оборудование -включает в себя оборудование урока, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители. 6) Результат -это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения. Ну, а теперь дадим характеристику некоторых игр. 1. Сходства и различия. Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Учитель предлагает учащимся два химических объекта: два вещества, два элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Учащиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем школьники объединяются в пары или четвёрки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других групп. Дальнейшая работа со списком может быть различной. Можно предложить учащимся выделить наиболее существенные признаки и аргументировать свой выбор либо выбрать признаки, которые помогут: а) различить объекты; б) разделить объекты; в) классифицировать объекты. 2. Восстанови пропущенное. В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что: 1. по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов; 2. в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов; 3. в среднем ряду - знаки элементов II группы; 4. по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды. Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте. Al ? Na ? Zn Ca K Sr ? Вариант ответа: Al Mg Na Ba Zn Ca K Sr Ga 3. Продолжи ряд. Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд: а) Li, Al, As, … б) F-, : , Na+, S2-, Ar,: Варианты ответов: а) Li, Al, As,Ts б) F-,Ne , Na+, S2-, Ar, As3-, Kr, In3+ 4. Убери «лишнее». В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их: а) NaCl; AgN03; КС1; KN03; б) H2S; CaS04; HI; (NH4)2S. Варианты ответов: a) KNO3 или AgNO3; 6) CaS04. Можно придумать множество таких игр-тренажеров, вот, например, другой вариант: а) CaO, CuO, S02; б) HN03j H2S, Н20; в) Na2S04, H2S04, ВаС12; г) NaOH, А1(ОН)3, A1(N03)3. В каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не тому классу, к которому относятся два других. Объясните, почему? 5. Игровые карточки-задания "Заполни поле" Заполните нижнее игровое поле значениями относительных молекулярных масс соответствующих веществ. NaOH (CuOH)2C03 H2S04 KN02 Na2C03 MgCh КМnO4 Н3ВО3 Ca(OH)2 Игровые карточки-задания по теме "Основные класс неорганических соединений" Заполните нижнее игровое поле названиями соответствующих веществ. NaOH (CuOH)2C03 H2S04 KN02 Na2C03 MgCh КМnO4 Н3ВО3 Ca(OH)2 6. "Крестики-нолики" Вычеркни правильный ряд солей. По какому признаку можно классифицировать соли? а) NaCl Li2S04 Pb(N03)2 NaHS СаСОз Na2 Si03 Na3P04 Cu(OH)Cl Zn(OH)N03 б) NaCl Li2S04 Pb(N03)2 NaHS СаСОз Na2 Si03 Na3P04 Cu(OH)Cl Zn(OH)N03 Варианты ответов: a) Na3P04, CaC03, Pb(N03)2; б) NaCl, Li2S04, Pb(N03)2. 7. Кроссворд. 1. Металл, соединение которого с хлором входит в состав хлорной извести. 2. Явление, наблюдающееся при нагревании кристаллическо¬го иода. 3. Наиболее активный неметалл. 4. Фамилия известного физика, ученика Э. Резерфорда, от¬крывшего в 1932 г. нейтрон. 5. Материал, стойкий к действию кислот, щелочей и окислите¬лей. 6. Наименее активный галоген. 7. Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее дей¬ствие на нервную систему. 8. Широко распространенное в природе вещество, разлагаю¬щееся под действием фтора. 9. Металл, который входит в состав поваренной соли. 10. Металл, бурно реагирующий с йодом под действием воды. 8.Загадки. Несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали. 1) Тот элемент в печной трубе находим в виде сажи, и в простом карандаше его встречаем даже. (Углерод) 2) Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе. Но соль находит применение как для растений удобренье. (Калий) 3) Из меня состоит все живое: Я - графит, антрацит и алмаз, Я на улице, в школе и в поле, Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод). 4) Я - металл серебристый и легкий, И зовусь самолетный металл, 9. Найдите соответствия. На одной стороне доски записываются химические знаки, формулы, атомные массы, латинские названия под номерами - на другой стороне русские названия под буквами. Задание: Написать под соответствия на доске. Включить эту игру можно в опрос. В качестве задания можно использовать любые химические понятия. Химические знаки 1 .Н А. Углерод 2.Ag Б. Медь З.Си В. Фосфат натрия 4.0 Г. Водород 5.С Д. Кислород 10. Игра «Цепочка». Первый вопрос по теме урока задает ученику учитель. Ученик отвечает и дальше сам задает вопрос своему товарищу. И так далее по цепочке. По характеру вопросов и ответов можно оценить знания учащихся. 11. «Химическая разминка». а) краткие вопросы с еще более краткими ответами; б) показываем карточки с формулами, дети дают названия и наоборот; в) карточки с формулами или названиями показывают друг другу команды, на которые делится класс. 12 «Ассорти» Множеством карточек с формулами, которые нужно разложить по классам неорганических веществ и не только. Можно предложить классификации и по другим принципам. 13 «Чужой среди своих» Несколько карточек скреплены ниточкой раскладушка с формулами, картинками, рисунками. За исключением одной карточки остальные все могут быть объединены в одну группу. Называются формулы, объекты процессы и указывается чужой. 14 «Лото» Химическое. Основные классы неорганических соединений - можно использовать на обобщающем уроке. 15. Дидактическая игра, задание на карточках. Вариант I. Определите какие величины характеризующие строение атомов и положение химического элемента в периодической системе, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответом, образуют название химического элемента, обнаруженного 1868 г. в солнечном спектре. Строение атома Положение химического элемента в периодической системе. Порядковый номер Номер периода Номер группы 1. Заряд ядра Г Д Ж 2. Число электронов в атоме Е З К 3.Число протонов в ядре атома Л М Н 4.Число нейтронов в ядре атома Ю У С 5.Число электронов на наружном электроном слое. О П И 6.Число энергетических уровней Ч И Я (Ответ: Гелий.) Вариант II Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы соответствующие правильным ответам дадут названия элементарной частицы. Электронные схемы Группы I II IV V VII 2;4 Щ Ж Э Я Ю 2;8;2 К Л М Н О 2;1 Е З Ч Х Ц 2;8;5 Д Г Н К С 2;8;18;8;1 Т У В Н А 2;8;18;4 Е Ы О Т Ш 2;7 Л М Ж А Н 2;8;7 П И П С Р 16.«Найди ошибку» Игра помогает закрепить понятия «простое вещество» и «сложное вещество». Для ее проведения потребуется изготовить карточки с 5-6 строками названий простых и сложных веществ. Например: ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА 1 Кислород, серебро, 1. Иод, медь, оксид серы, оксид серебра. 2.Азот, сероводород, 2. Алюминий, кислород, хлороводород, оксид железа. 3.Сульфид железа, 3. Сера, хлорид натрия, водород, хлор, вода. 4.0ксид кремния, 4. Оксид серы, фтор, углерод, цинк, железо. 5.Хром, кальций, 5. Сероуглерод, сульфид оксид алюминия железа, кремний. Задание. Учащиеся делятся на три команды (по числу рядов столов в классе). Каждая команда получает от учителя по одной карточке. По сигналу игроки, сидящие за первым столом, находят и вычеркивают неверные названия простых и сложных веществ в первом пункте карточки и передают ее сидящим за вторым столом. Те, в свою очередь, исправляют ошибки во втором пункте карточки и передают ее дальше и т. д. Побеждает та команда, которая первой правильно найдет и исправит все ошибки. 17. «Узнай меня» Игра помогает закрепить понятия о типах химических реакций. Для ее проведения потребуется изготовить карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Задание. На доске учитель последовательно пишет названия различных типов химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) и, соответственно, вызывает к доске четырех игроков. На столе в беспорядке лежат карточки с уравнениями химических реакций. Каждый учащийся должен выбрать из них только те, которые относятся к указанному типу реакции, и прикрепить эти карточки к доске. 18. Давайте поиграем Ответ: «Человек не может обойтись без металлов. Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей». Задание. Необходимо как можно быстрее соединить линией прямоугольники (на¬звание элемента) с соответствующими квадратами (химический знак). Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание. Чтобы обеспечить многоразовое использование карточек, можно проводить линии на полиэтиленовой пленке соответствующего размера, накладывая ее на карточки. 19 .«КТО ДАЛЬШЕ?» Игра тренирует умение различать элементы металлы и неметаллы, а также семейства (естественные группы) химических элементов и т. д. Задание. Учащиеся встают на стартовую линию и по команде учителя по очереди называют химические элементы, делая при правильном ответе шаг вперед. Выигрывает тот, кто прошагает дальше других. Игру можно усложнить, оговорив перечень названий (любые элементы, металлы или неметаллы, названия элементов по группам и т. д.). 20. «Химический» бой На игровом поле, составленном из осколков молекул, находятся спрятанные формулы органических соедине¬ний (цели), которые вам необходимо найти. Ваша задача — с помощью прямых или ломаных ли¬ний под углом 90° «запеленговать» цели, то есть соста¬вить из осколков молекул формулы углеводородов и на¬звать обнаруженные соединения. сн3 сн3 сн2 сн2 сн2 сн2 сн3 сн сн сн3 с сн3 сн3 сн сн3 сн2 21. Игра-упражнение «В кругу солей» Игровое поле в виде круга разделено на 12 частей. Задание: 1-4 части заполните сим¬волами простых и сложных катионов; 5—12 части заполните сим¬волами простых и сложных анионов. Используя предложенные катионы и анионы, составьте формулы трех средних, трех кислых и двух основных со¬лей и дайте им названия. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Средние соли: KN03 — нитрат калия; K2S04 — сульфат калия; A1(N02)3 — нитрит алюминия Кислые соли: Ca(HS)2 — гидросульфид кальция; Са(Н2Р04)2 — дигидрофосфат кальция; A1(HS03)3 — гидросульфит алюминия 22. Игра-упражнение «Химический цветок» Соедините линиями «лепестки цветка», на котором изображены символы ионов элементов, которые не мо¬гут одновременно существовать в растворе. Напишите возможные уравнения реакций в молеку¬лярном, полном и сокращенном ионном виде. 23. Игра-упражнение «Химические лепестки» Соедините линиями «лепестки цветка», на которых изображены формулы химических соединений, между которыми возможны реакции ионного обмена. Напишите уравнения соответствующих химических реакции в молекулярном виде. 24. Химическая сказка Удивительное превращение Шел по улице Метан. II вдруг среди бела дня на него набросился грабитель по кличке Хлор. Меж¬ду ними завязалась драка, в ре¬зультате которой оторвали они друг у друга по одному атому. Уви¬дел драку проходивший мимо по¬чтенный Натрий и сгоряча схва¬тил потерпевшего, да так крепко, что у того в глазах раздвоилось. А грабителя и след исчез. Спросил Натрий имя у потер¬певшего, а тот ответил: «Этан». Почему изменил имя потерпевший? Дайте ответ с помощью уравнений химических реакций. Требования к игре. 1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. 2. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, оформление - красочным, разнообразным 3. Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа. 4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления деятельности. Применение на уроках химии дидактических игр облегчает процесс обучения, делает его интересным и наиболее содержательным, а это в конечном счете приводит к лучшему усвоению материала, способствует формированию и развитию интереса к химии. В своей практической работе я часто использую игровые технологии. Я понимаю, что дидактические игры не заменят в полной мере традиционные формы обучения, но дополнят их, и такое сочетание позволит нормально организовать учебно-воспитательный процесс в школе. Таким образом, «игры по предметам» или «дидактические игры» в моей работе занимают значительное место. Этим я объясняю повышенный интерес учащихся к моим урокам. Список литературы 1. Игровой метод в обучении химии. Практическое пособие Н.И. Калетина и др. М., 1990 2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Васшая школа 1992 3. Логинова Н.П. и др. Интеллектуальные игры. Чебоксары 1996 4. Мовсулезаде Э.М. и др. Химия в вопросах и ответах с использованием ЭВМ. М.: Высшая школа , 1991 5. Молочко В.А. Крынкина С.В. Химия – М.: Химия, 1990 6. Назарова Л.И.: Удивительный мир кислот и солей – М.: Химия, 2005 7. Николаев Л.А.: Химия и жизнь. – М.: Просвещение 2007 8. Штремлер Г.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение 2000 [i]
|