Главная » Файлы » Любознательному учителю |
2012-02-23, 7:47 PM | |
Технологическая карта организованной учебной деятельности для подготовительной группы дата………… Образовательная область: социум. Раздел: экология. Тема: Лес - наше богатство Цели: уточнить представление детей о значении леса в жизни людей, познакомить детей с некоторыми свойствами древесины, расширить представление детей о правилах поведения детей в лесу, учить видеть красоту леса, воспитывать бережное отношение к природе. Словарная работа: смешанный лес, березовая роща, сосновый бор, кожица, кора, годовые кольца, лесник, дятел – санитар леса. Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей Мотивационно-побудительный Обращает внимание на карту Казахстана. Предлагает отправиться в лес. Уточняет, что для этого достаточно только закрыть и открыть глаза. Вот мы с вами и в лесу. Лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся. Здравствуй, лес, дремучий лес Полон сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Что нам шепчешь на заре Кто в глуши твоей таится? Все открой! Не утаи Ты же видишь, мы свои… Объясняют, что на этой карте нарисованы реки, горы, леса. - закрывают и открывают глаза. - здороваются с лесом, повторяя слова за воспитателем. Организационно – поисковый Ставит цели занятия: Сегодня мы поговорим о лесе, о нашем зеленом друге. Организует процесс познания: Леса – это самое замечательное богатство нашей республики. - что такое лес? - какие деревья растут у нас в лесу? - как называется лес, где растут разные деревья. - как называется лес, где растут березы? - где растут сосны? - почему же всегда говорят, что лес надо охранять. Почему мы с ним должны дружить? Для чего он интересно нам нужен? Побуждает детей к процессу познания: читает стихотворение «Откуда стол пришёл?» С.Маршака. Берете книгу и тетрадь Садитесь вы за стол А вы могли бы рассказать Откуда стол пришел Недаром пахнет он сосной Пришел он из глуши лесной Вот этот стол – сосновый стол К нам из лесу пришел. Моделирует ситуацию: - как называется стихотворение? - кто его написал? - откуда стол пришел? - из какого дерева он? (из сосны) Ориентирует детей на поиск, исследование проблемы. - оглянитесь и посмотрите по сторонам. Скажи те, какие предметы пришли к нам из леса? Вот видите, мы никак не можем жить без леса, без деревьев. - как вы думаете, дерево живое или нет? - почему вы так думаете? - а как дышит дерево? - правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей. Обращает внимание на образцы коры, раскладывает их на столе. - как вы думаете, что это? - правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? - а от чего она его может защищать? Создает проблемную ситуацию: - а как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? - Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). - что находится под ней? - Кожица- это тонкая кора, только молодая. - как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? А еще возраст дерева можно узнать по спилу, посчитав годовые кольца. Попробуйте определить возраст дерева. - как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? - а какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? - как узнать, что дерево болеет? - а от чего болеют деревья? А еще больное дерево можно узнать, если посмотрите на обратную сторону коры. У больного дерева есть ходы, проделанные вредными насекомыми. Рассмотрите кору. - как вы думаете, кто лечит деревья? Правильно, дятел. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. - кто знает, как называют дятла? - а от чего ещё болеют деревья? Да, дети, кто так поступает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сокосбора необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают алей Создает проблемную ситуацию, предлагает вспомнить правила, поведения в лесу, используя игру «Можно - нельзя» • Ломать деревья и ветки (нельзя) • Сажать больше деревьев (можно) • Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя) • Ходить только по тропинкам (можно) • Рвать большие букеты цветов (нельзя) • Любоваться ими (можно) • Оставлять мусор в лесу (нельзя) • Собрать мусор в яму и закопать (можно) • Разжигать костры в лесу (нельзя) • Беречь лес от пожара (можно) • В лесу шуметь (нельзя) - Посмотрите, какой красивый лес. Сколько разных красивых листочков. Давайте соберем их. Пальчиковая гимнастика («Осенние листочки») Раз, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать. Листики осины, листики рябины, листики березы, листики дуба, Листики клена мы соберем Маме осенний букет отнесем. - Ребята, мы с вами так заигрались, что забыли, зачем пришли сюда. Обращает внимание на листья: вот они загадки, я их нашла ( вопросы на обратной стороне листьев). 1) Из какого дерева делают спички? (осина) 2) У каких деревьев листья красные? (рябина) 3) У какого животного дерево является домом (белка) 4) Какое дерево дает сладкий сок? (береза) 5) Какое животное ест кору осины? (заяц) 6) Какая птица любит плоды рябины? (снегирь) - Вот видите, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом. Для кого? Что произойдет, если мы будем истреблять деревья? - Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и деревьями. Кто знает, как называется эта профессия? - Вот он и знает, какое дерево, необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Актуализирует социальный опыт и ранее приобретенные знания, предлагает объяснить пословицу. Много леса – не губи Мало леса – береги Нет леса – посади. Проводит игру из книги Н.Пикулевой «Слово на ладошке». Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю:(яблоня, груша, малина, апельсин, липа, береза, черемуха, лимон, рябина…). А теперь пришла пора прощаться с лесом: Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем Добрый лес, могучий лес. Опираясь на социальный опыт и ранее приобретенные знания, находят ответы на вопросы: - где много деревьев, - клен, осина, береза, ель, сосна, - смешанный лес, - березовая роща, - сосновый бор, - высказывают предположения - проявляют интерес. - слушают с интересом. - ведут активный поиск ответа на вопросы. - исследуют проблему доступным путем: - называют предметы, которые пришли к нам из леса: стол, за которым мы сидим. Кровать, на которой мы спим. Тетради, на которых мы пишем. Карандаши, которыми мы рисуем и т.д. - живое. - потому что оно дышит, питается, растет и размножается. - листьями. - рассматривают образцы, - отвечают на вопрос: кора, - кора защищает дерево. - от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал. - нет, и ветки. - проявляют интерес, - следят за действиями воспитателя, - кожица, - чем дерево старше, тем кора тоньше, тверже. - рассматривают спилы, - считают кольца, - чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги. - больные. - листья вянут, кора трескается. - высказывают предположения, - рассматривают кору. - находят и показывают, если есть ходы, - дятел. - лесной доктор. - кто-то порезал кору, сломал ветку. - участвуют в предложенной игре, - вспоминают правила, поведения в лесу. - отвечают хором можно – нельзя. - собирают разбросанные на полу листочки, - имитируют сбор листьев, - загибают пальцы, - объясняют, зачем пришли в лес, за загадками. - рассматривают листья, - определяют, какому дереву он принадлежит, - отвечают на вопросы, - для птиц и животных. - мы разрушаем их дом. - лесник. Опираясь на социальный опыт и ранее приобретенные знания, объясняют пословицу. - хлопают в ладоши - если растут, а если нет – молчат, - прощаются с лесом, - закрывают и открывают глаза. - возвращаются в группу. Рефлексивно – корригирующий Подводит итог организованной учебной деятельности. - Так что же такое лес? Ведут поиск ответа на вопрос: что нового узнали? Лес – зеленый наряд нашей земли. Лес – дом животных и птиц. Лес – наше богатство. Лес – красота нашей природы. Индивидуальная работа. Предполагаемый результат: Воспроизводят: практические действия с древесиной: определяют возраст дерева по годовым кольцам, состояние дерева по коре, Понимают: значении леса в жизни людей, Применяют: правилах поведения в лесу, | |
Просмотров: 1648 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|