Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Любознательному учителю

Урок- обобщение "Неметаллы в жизни человека"
[ Скачать с сервера (1.34 Mb) ] 2012-03-12, 8:23 PM
Учитель химии I категории: Малкова Б.Б.

«Неметаллы в жизни человека»
(Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков)

Цель. Углубить и обобщить знания учащихся о неметаллах, повторить получение неметаллов в лаборатории, рассмотреть значение неметаллов в жизни человека. Продолжить формирование таких логических приемов, как наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, исследовательских навыков у учащихся.

Оборудование: карточки–задания, лотки с набором реактивов, калькуляторы, флипчарты, презентации.

Ход урока
Здравствуйте ребята!
Мы с вами закончили изучение раздела “Неметаллы”. Насколько хорошо усвоили тему? Проверим наши знания тестированием.

Тест по теме "Неметаллы". 9 класс.

1.Между двумя атомами неметаллов может возникнуть :
а) металлическая связь
в) ковалентная связь
с) водородная связь
d) ионная связь.
2.Какой ряд элементов содержит только символы неметаллов:
а) H, Li, Na, K
b) B, Al, Ga, In
c) O, S, Se, Te
d) P, As, Sb, Bа
3. Схеме превращения Р-3 → Р+5 соответствует химическое уравнение:
a) 4Р + 5O2 = 2Р2О5
b) 4Р + 3O2 = 2Р2О3
c) 3Mg + 2Р = Мg3 P2
d) 2РН3 + 4O2 = Р2О5 + 3Н2О
4. Оксид углерода (IV) не взаимодействует с веществом, формула которого:
a) Са(ОН)2
b) SO2
c) Н2О
d) Ва(ОН)2
5. Ион CO32- можно обнаружить с помощью раствора, содержащего:
a) катион аммония.
b) гидроксид-ион.
c) катион водорода
d) катион натрия.
6.Какое вещество проявляет только окислительные свойства?
а)серная кислота
в)сернистая кислота
с)сера
d)сероводород
Посмотрим на результаты.

Устный опрос:
1.Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов?
2.Как изменяются свойства элементов в периоде, в группе, причины?
3.Что такое аллотропия?
4.Какие неметаллы имеют аллотропные модификации?
5.Охарактеризуйте окислительно-восстановительные свойства неметаллов.

-А как вы думаете, какая польза от наших знаний о Неметаллах?
-Неметаллы имеют большое значение в жизни человека.
-Это и является основной темой нашего сегодняшнего урока «Неметаллы в жизни человека». Попробуем посмотреть на уже нам знакомые неметаллы еще раз, но уже с точки зрения их значения для человека.

Первой гряд: (слайды)
М.В. Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал: “При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар”. Что это за вещество? Напишите уравнение реакции его получения.
Ответ:
Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2↑

Второй ряд:
Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при термической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из–под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о “светящемся монахе”. Назовите вещество, которое получал Вольфкович. Напишите уравнение реакции получения.
Ответ:
Ca3(PO4)2 +5C +3SiO2 → 3CaSiO3 + 2P + 5CO или
2Ca3(PO4)2 +10C +6SiO2 → 6CaSiO3 + P 4+ 10CO

Третий ряд:
Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: “Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах”. Назовите этот газ. Напишите уравнение реакции получения.
Ответ:
MnO2 + 4HCl → Cl2 + MnCl2 + 2H2O
-Ну, что ж. Мы посмотрели, как ученые получали неМе.
-А зачем человеку неметаллы? Где он их применяет?
-В качестве удобрений. Что вам известно об удобрениях?

Лабораторный опыт
У вас на столах даны пробирки с растворами минеральных удобрений: суперфосфата, нитрата аммония, раствор хлорида калия. В течение 7 минут вы должны определить удобрение, написать уравнение химической реакции в молекулярном и ионном видах, сделать вывод. Соблюдайте ТБ.
Реактивы: AgNO3, NaOH, лакмус .
Вывод:
Исследуемое удобрение

Пробирка№1 KCl, пробирка №2Ca(H2PO4)2, пробирка №3 NH4NO3

Зачем удобряет человек почву?
Действительно ли удобрения влияют на рост растений?
С нами поделится со своей мини исследовательской работой Трофимчук Виктория «Влияние удобрения на рост растений». Ну, хорошо мы убедились, что некоторые неМе влияют на урожай растений, а нужны ли эти неМе в нашем организме?
Посмотрите на процентное содержание неметаллов в нашем организме. Какую роль играют азот, фосфор в организме человека?


Задача. Суточная потребность в элементе фосфоре у людей старше четырех лет составляет 1 г. Массовая доля фосфора в продуктах питания на 100г: в мясе – 0,204%, в яйцах – 0,224% и в сыре – 0,701%.

1 ряд: 1)Рассчитайте, сколько нужно употребить мяса, чтобы получить суточную норму фосфора.
Ответ: m (мяса)=490г
2 ряд: 1) Рассчитайте, сколько нужно употребить яиц, чтобы получить суточную норму фосфора.
Ответ: m (яиц)=446 г
3 ряд: 1) Рассчитайте, сколько нужно употребить сыра, чтобы получить суточную норму фосфора.
Ответ: m (сыра)=142,7 г

Но фосфор может поступать к нам в организм и с другими продуктами питания. Свою исследовательскую работу покажет Потапова Юлия «Кока кола». Есть продукты питания, которые мы употребляем ежедневно. Например, йодированная соль. Какую роль играет неметалл - йод в нашем организме?

Итак, сегодня на уроке мы еще раз рассмотрели тему «Неметаллы», и я надеюсь, что мы все с пользой провели время. А урок разрешите мне закончить словами из армянских сказок: «… первое яблоко тому, кто рассказывал. Второе – тому, кто слушал. А третье-кому? Тому – кто понял». Я уверена, что сегодня с урока вы все уходите с яблоками, хотя и виртуальными.

Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания!
Категория: Любознательному учителю | Добавил: Ботик
Просмотров: 2421 | Загрузок: 237 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru