С первых дней поступления ребенка в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику. Специфика письма в том, что оно имеет две стороны - графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно. Актуальность проблемы обучения детей каллиграфическому письму обусловлена тем, что современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в быстром, но и красивом, разборчивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе. Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности, на возникновение которой, в свою очередь, оказали влияние этапы развития общества. История письма - это, фактически, история человечества. Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений и методов. От метода механических упражнений к европейским шрифтам, а затем и к аналитико-синтетическому методу обучения грамоте предложенного К.Д. Ушинским, который сохранился в школах настоящего времени. Исторически сложилась традиционная система методов и приемов формирования каллиграфического навыка младших школьников. Константа, которой пользуются тысячи учителей. Методы, которые знает каждый из учителей. Это копировальный, линейный, тактический (ритмический), генетический методы, а также метод Карстера. В зависимости от ведущего метода, учителем выдвигается рад приемов. Наряду с традиционной методикой обучения письму существуют и авторские технологии, появление которых обуславливается тем, что методика чистописания — это явление не застывшее, она развивается. Хотелось бы отметить новшество в данной сфере педагога-новатора - Е.Н. Потаповой. Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап -развитие мускульной памяти, второй этап - развитие тактильной памяти, и третий этап — закрепление полученных сведений с помощью вкладыша букв. Первый этап письма — развитие мускульной памяти, основным приемом которой автор вдвигает штриховку. Используется линейка-трафарет. Штрихуют, играя по правилам не выходить за контуры, штрихи должны быть параллельными, соблюдение интервала. Изначально обводят фигуры с линейки, затем составляют узоры и геометрические картины. Второй этап письма - развитие тактильной памяти путем ощупывания трафаретов букв из наждачной бумаги. Создается альбом, в котором содержатся все 33 буквы русского алфавита. Ребенок ощупывает, в сопровождении занимательной сказки, или же музыки, таким образом, формируется тактильная память. В сознании ребенка через тактильную память формируется образ буквы. Третий этап - закрепление полученных сведений с помощью вкладыша или трафарета букв на протяжении 10-14 дней. Дети обводят образ буквы в определенном направлении, прописывают буквы и их элементы. Или же учитель использует вкладыш, когда ребенок обводит написанное тушью, положив лист поверх образца В независимости от методов, применяемых для освоения каллиграфического навыка необходимо отметить правила письма, которые предъявляются к ученикам современных школ при письме: 1) положение ног ребенка должно быть равно 90°, то есть под прямым углом 2) руки должны быть на столе, левой рукой следует придерживать тетрадь 3) письмо должно быть чистым, без помарок 4) безотрывность и безнажимностъ письма, высота букв единая 5) расстояние между буквами должно быть одинаковым, равным букве «о» 6) наклон слева направо 7) расположение тетради под углом 8) особое положение ручки, держать следует не ниже 2 см от стержня
|