Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Любознательному учителю

Нестандартные формы уроков при преподавании информатики.
[ Скачать с сервера (58.0 Kb) ] 2010-08-28, 7:20 AM
Нестандартные формы уроков при преподавании информатики.
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Анализ педагогической литературы. Позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.
1. Уроки-«погружения»
2. Уроки – деловые игры
3. Уроки – пресс-конференции
4. Уроки-соревнования
5. Уроки типа КВН
6. Театрализованные уроки
7. Уроки-консультации
8. Компьютерные уроки
9. Уроки с групповыми формами работы
10. Уроки взаимообучения учащихся
11. Уроки творчества
12. Уроки-аукционы
13. Уроки, которые ведут учащиеся
14. Уроки-зачеты
15. Уроки-сомнения
16. Уроки – творческие отчеты
17. Уроки-формулы
18. Уроки-конкурсы
19. Бинарные уроки
20. Уроки-обобщения
21. Уроки-фантазии
22. Уроки-игры
23. Уроки-«суды»
24. Уроки поиска истины
25. Уроки – лекции «Парадоксы»
26. Уроки-концерты
27. Уроки-диалоги
28. Уроки «Следствие ведут знатоки»
29. Уроки – ролевые игры
30. Уроки-конференции
31. Уроки-семинары
32. Интегральные уроки
33. Уроки – «круговая тренировка»
34. Межпредметные уроки
35. Уроки-экскурсии
36. Уроки-игры «Поле чудес»
Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.
Изменения, происходящие в связи с переходом на новую модель образования, ориентированного на результат, требует нового подхода к совершенствованию всего учебного процесса, которые обеспечит различные возможности самореализации личности. Акцентирование на практическую ориентацию образования, необходимость использования знаний для развития личности, закладывания ее базовых способностей и компетентности является основной миссией начального образования. Обучение и воспитание на этой ступени ориентируется на формирование положительного мотива и умений в учебной деятельности школы. Ведь успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования во многом зависит от уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у младших школьников. Развитие личностных качеств и способностей учащихся начальной ступени школы определяется направленностью содержания образования на приобретение учащимися опыта разнообразной деятельности – учебно-познавательной, практической, социальной и др.
Традиционная модель начального образования на сегодняшний день ориентирована на формальное усвоение информации. Сегодня общество требует выработки и реализации качественно новой, личностно ориентированной, целостной стратегии начального образования, в которой особое внимание уделялось бы деятельностному, практическому его содержанию, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. И главная роль в этом отводится учителю. Насколько подготовлен педагогически и методически учитель, насколько он владеет приемами и методами учебного труда, насколько он сможет сделать учение увлеченным, творческим, тем самым вовлекая каждого в учебный процесс, настолько и можно прогнозировать ожидаемый результат.
Осознавая всю ответственность за решение поставленных перед учительством задач, каждый учитель задумывается о том, как повысить качество образования, как сделать обучение доступным и интересным, какая организация работы учащихся способствует лучшему усвоению знаний.
На стадии начального обучения большой интерес к изучаемым предметам вызывают нетрадиционные формы организации учебной работы. Нетрадиционные формы проведения урока позволяют внедрять в работу разнообразные методы и приемы, способствующие вовлечению каждого ребенка в познавательный процесс, нацеливают его на положительный результат.
Одним из объектов для применения нетрадиционных форм обучения в начальных классах является информатика. Ведь работая над конспектом урока, мы стремимся сделать информатику интересной и доступной, стремимся развивать в ребенке самоконтроль и взаимоконтроль, чувство коллективизма.
Применение на уроках современных образовательных технологий, сам творческий процесс стал необходимостью, т.к. нетрадиционные методы обучения позволяют создать комфортность пребывания обучаемого в определенной уровневой группе, где ребенок может реализовать свои интеллектуальные способности. Конечно, нельзя все уроки проводить в нестандартной форме, но опыт проведения таких уроков показывает, что учащимся предоставляется возможность:
- проявить себя с позиции творческого субъекта;
- включаться в деятельность для испытания своих возможностей;
- проявить свой интерес и активность;
- шире развивать познавательные способности.
Проведя большое количество нестандартных уроков, можно с уверенностью сказать, что нестандартные уроки информатики способствуют формированию познавательных интересов к предмету, способствуют активизации деятельности учащихся на уроке, наилучшему усвоению учебного материала учащимися, обеспечению развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
Уроки - путешествия, где учащиеся выполняют задания, как бы путешествуя от «станции» к «станции», уроки - сказки, где учащимся предлагаются различные задания, выполняя которые, они помогают преодолевать препятствия сказочным героям. Эти уроки удобны свободным подбором материала, непринужденной рабочей атмосферой на уроке.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При разработке игры необходимо следить за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения: эмоциональность, непринужденность, занимательность. В играх обогащается словарный запас, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
Для каждого нетрадиционного урока есть своя структура его проведения, но подбор заданий, эмоциональный настрой учащихся, вовлечение каждого из них в работу зависят от интеллектуального развития учителя, от его желания видеть свои результаты.
Перед учителем информатики, как и перед каждым учителем, встают проблемы «Чему учить?», «Как учить?», «Как учить интереснее?». Кроме традиционных подходов к изучению информатики в школе существуют другие - нетрадиционные формы обучения. Главная цель их – направить творческие силы учащихся в учебное русло, добиться осуществления обучающих, развивающих и воспитательных целей, намеченных учителем. Думается, польза от таких форм обучения нисколько не меньшая, так как они поддерживают интерес к предмету в нестандартной форме, на интересном дидактическом материале закрепляют или проверяют полученные знания, раскрывают творческие способности, учат работать в группах, развивают чувство юмора, в конечном итоге способствуют формированию всесторонней творческой личности.
Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование нестандартных уроков информатики и будет являться одним из таких средств.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.
С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.
В настоящее время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатики в младших классах выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики включают в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе), представляют широкие возможности для творческой деятельности интеллектуального развития ребенка. Проведение урока в младшей школе при помощи игры является ведущей деятельностью учителя. Игра дает возможность для сплочения коллектива. Привлекательность игры столь велика, что приводит к глубокому контакту. Игра дает элемент неопределенности, это приводит к возбуждению и активизации ума. Игра ведет к понятию о самоограничении и самопожертвовании. Игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив, дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений. Игра дает понятие о чести самоограничений и самопожертвования в пользу коллектива. Дает развитие воображению поскольку оно необходимо для создания новых миров, ситуаций, мифов, правил игры. Игра ведет также к психологическому развитию и развитию психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способное вжиться в образ и довести его до конца. Современному учителю очень важно владеть классификацией и теорией построения игр, использующих в обучении. Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса. Игры, использующие в обучении делятся на ролевые, организационные и деловые. Все игры своим воздействием на участника решают три основные задачи:
- образовательную;
- воспитательную;
- развлекательную.
Каждая игра чему-то учит, воспитывает определенные качества у игроков и в то же время обеспечивает достижение развлекательной цели
Играть любят все. Любая игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал максимум своей энергии, ума и выдержки, а от учителя большой подготовки. Но игра – не самоцель. Игру нельзя использовать как отдельный и самостоятельный элемент урока. Включение ее в урок должно быть оправданным, ненавязчивым, плавным. Надо использовать игры с самого начала преподавания предмета, начинать же следует с игровых моментов (кроссворд, чайнворд, ребус и т.д.). Конечно, урок не шоу. Но опыт показывает, что в такой игровой, развлекательной форме школьники более запоминают материал, закрепляют знание.
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения информатики. Игра может быть забавной и серьезной в одно и то же время. Важно, чтобы игры доставляли радость.
Существует мнение, согласно которому кроссворды и шифровки предназначены для досуга, а в педагогической деятельности их можно применять исключительно для активизации учащихся. При решении кроссвордов, отгадывании шифровок ученик в первую очередь развивает мышление, а, испытывая затруднение, обращается к памяти. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
Учитель вправе выбрать, что ученики знают или должны знать, не привлекая внимание к этому вопросу. Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь поигрывать, брать на себя ответственность. Особое значение приобретают игры, известные детям из их жизненного опыта.
1. Если ребята играли в такую игру раньше, то они чувствуют себя уверенными в том, что должно произойти и что они должны делать.
2. Учитель уверен, что контекст и ситуация игры понятны учениками.
3. Даже робкие и медлительные ученики не будут бояться, так как они знают, что ожидать, и могут выбрать себе роль полегче.
Применение игр – это эффективный способ повторения пройденного материала.
В целом, ученики любят игры, которые имеют элемент удачи, потому что она добавляет увлеченность игре. Игры, которые зависят от умений учеников, становятся скучными, так как выигрывают одни и те же ребята, и увлеченность большинства игроков пропадает. Поэтому нужно правильно составлять план игр.
Большинство игр носят состязательный характер, и победителем может стать один человек или команда. Использование командных и групповых игр помогает уменьшить давление соревнования на одного человека.
Помня об этих принципах – удача и умение, состязание и сотрудничество, неожиданность, которые являются основой всех игр, - учитель может любое задание превратить в игру.
Применение различных игр помогает еще больше увлечь ребят информатикой, создает условия для достижения успеха в изучении предмета. И учащиеся, которые захотят играть, обязательно захотят улучшить свои знания по информатике.
Общеизвестный факт, что если какое-то дело доставляет удовольствие, то оно запомнится надолго. Игра, доставляя удовольствие, будет развивать мотивацию для дальнейшего изучения предмета, будет способствовать положительному отношению к изучению информатики.
Существует мнение, что игра создает проблемы с дисциплиной. Но мы считаем, что если учитель четко называет правила, то таких проблем не будет. И потом, это же «рабочий» шум, который доказывает, что ученикам интересна игра, что они желают играть.
При нестандартных уроках в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного возраста происходит рост их субъективной активности, становления в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.
Современный уровень развития общества характеризуется процессом информатизации, отличительными чертами которого являются интеграция информационных технологий с научными и производственными сферами, высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам информации, интеллектуализация всех видов человеческой деятельности.
Одним из приоритетных направлений этого процесса является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания человека информационной культуры – будущего члена мирового информационного общества.
В свою очередь реализация указанных целей невозможна без ведения в начальной школе нестандартных форм уроков по информатике, которые и являются описываемые в работе. Эти уроки на сегодняшний день ни в коей мере не утратили своей актуальности.
Нестандартная форма ведения урока с невсегда прогнозируемым результатом, естественным образом впишется в учебный процесс и я думаю, что она окажет влияние на процесс образования в целом.
Категория: Любознательному учителю | Добавил: gerl
Просмотров: 8915 | Загрузок: 1016 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru