Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Любознательному учителю

Ярошенко Ирина Седреддиновна учитель химии и биологии ССШ № 25 г. Актобе
[ Скачать с сервера (48.0 Kb) ] 2013-01-17, 8:50 AM
Фенолы
Цели и задачи: сформировать знания уч-ся о строении молекулы фенола, рассмотреть влияние бензольного кольца и функциональной группы. Изучить вредное влияние фенола на организм человека.
Тип урока: комбинированный. Слайд № 1
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Фенолы — органические соединения, в молекулах которых гидроксильные группы, непосредственно связаны с бензольным кольцом. Слайд № 2
Строение фенола.
В молекуле бензола электронная плотность кольца распределена равномерно между всеми атомами углерода. Когда атом водорода в бензольном кольце замещается гидроксильной группой, равномерность в распределении электронной плотности нарушается.
Фенильный радикал С6Н5 — в бензольном кольце притягивает к себе электроны атома кислорода гидроксильной группы. Вследствие этого на атоме кислорода уменьшается электронная плотность и он притягивает к себе электроны водорода гидроксильной группы. Электронная пара атома кислорода взаимодействует с тс-электронами бензола.
В молекуле фенола повышается подвижность атома водорода гидроксильной группы. В орто- и пара-положениях бензольного кольца появляются отрицательные заряды. Фенол проявляет слабые кислотные свойства. Слайд № 3
Номенклатура и изомерия.
Фенол — тривиальное название углеводорода. Фенолы обычно называют тривиальными названиями: одноатомный фенол — карболовой кислотой, двухатомные фенолы — пирокатехином, резорцином и гидрохиноном. При составлении названий этих соединений по международной номенклатуре к названию ароматических углеводородов добавляют суффикс -ол, например, фенол — бензенол, двухатомные фенолы — бензендиол.
Изомерия фенолов обусловлена положением гидроксильной группы.
Одноатомный фенол не имеет изомера. Двухатомный фенол имеет три изомера.
Слайд № 4
Способы получения
1. В промышленности фенол получают из каменноугольной смолы. Но в связи с тем, что данный способ получения не удовлетворяет потребность в феноле, его получают также синтетическим путем.
2. Гидролиз хлорбензола. Получают гидроксилированием хлор¬бензола.
3. Окисление кумола (изопропилбензол). Получают из бензола и пропилена кумол, при окислении которого образуется фенол. Процесс идет в двух стадиях. В результате реакции в качестве дополнительного продукта образуется ацетон. Слайд № 5
Физические свойства.
Фенол — кристаллическое вещество, обла¬дающее сильным характерным запахом, плавится при температуре 41°С. Хотя при комнатной температуре плохо растворяется в воде, при 70°С растворяется хорошо. Фенол — ядовитое вещество, вызы¬вает ожоги кожи. Он обладает антисептическими свойствами, поэтому его водный раствор применяется для дезинфекции. Данные о физи¬ческих константах фенолов представлены в табл. 21 на стр. 174. Окисляясь на воздухе, окрашивается сначала в розовый цвет, затем в коричневый. Слайд № 6
Химические свойства.
Химические свойства фенола обусловлены наличием в его составе бензольного кольца и связанной с ним гидроксильной группы.
Реакции гидроксильной группы.
Хотя кислотные свойства фенола сильнее, чем у спиртов, он — слабая кислота. Фенол слабее угольной и уксусной кислот и не может изменить цвет лакмуса.
В отличие от спиртов фенол не взаимодействует с кислотами.
1. Взаимодействие с активными металлами. Если фенол нагреть до температуры плавления и добавить натрий, то реакция протекает с выделением водорода.
фенолят натрия. Это свойство фенолов сходно со свойствами спиртов.
2. Реакция со щелочами. Фенол в отличие от спиртов взаимодей¬ствует с водными растворами щелочей с образованием фенолятов:
Вследствие слабо выраженной кислотности фенола фенолят легко разлагается даже под действием слабой угольной кислоты.
Реакции бензольного кольца.
Реакции замещения. Гидроксильная группа фенола оказывает сильное влияние на атомы водорода в орто- и пара-положениях бензольного кольца. Реакция замещения водорода в этих положениях протекает очень легко.
3. Фенол легко взаимодействует с бромной водой, в результате исче¬зает бурая окраска брома и выпадает белый осадок 2,4,6-три-бромфенола:
Эта реакция является качественной реакцией на определение фенола.
4. При взаимодействии фенола с азотной кислотой получается
2,4,6-тринитрофенол. Это соединение называют пикриновой кислотой:
Пикриновая кислота — взрывчатое вещество желтого цвета. Слайд № 7
5. Фенол легко реагирует с формальдегидом. Реакция протекает как в кислых, так и щелочных условиях. В результате этой реакции получают фенолформальдегидные смолы. Уравнение реакции рассмотрим позднее, при изучении темы "Альдегиды".
6. Фенол, взаимодействуя с хлоридом железа (III), образует ком¬плексное соединение фиолетового цвета. Эта реакция является качественной реакцией на фенолы. Слайд № 8
Применение фенола и его производных.
Фенол как сильное антисептическое, т. е. обеззараживающее, ве¬щество (его называют также карболовой кислотой) применяется в медицине. Фенол широко используется в промышленности (схема 16 на стр. 176). Из него получают пластмассы, лекарства, взрывчатые вещества. В больших количествах фенол расходуется для получения фенолформальдегидной смолы, из него получают на производстве фенопласт. Восстановлением фенола получают циклогексан. Его применяют для получения синтетических волокон.
Фенол и его производные — ядовитые вещества, очень опасные для живых организмов. При попадании остатков фенола в сточные воды возникает опасность уничтожения живой природы. Поэтому при производстве фенола и его соединений используется специальное оборудование, которое препятствует проникновению этих соединений в окружающую среду. Благодаря наличию гидроксильной группы в молекуле, фенол обладает сильным физиологическим действием.
Фенол раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, а также разрушающе действует на кожные покровы. Поэтому производства, связанные с фенолом, должны предусматривать меры экологической защиты работников.
Слайды № 9, 10, 11
III. Закрепление пройденной темы.
Решение задач по теме «Фенол». Задачи № 3, 10, 11 на стр. 177
Слайды № 12, 13.

Домашнее задание: § 8.5.

Используемые материалы:
I. Химия: учебник для 11 кл. естеств-мат. направления общеобраз. шк./
А.Е.Темирбулатова, Н.Н.Нурахметов, Р.Н.Жумадилова, С.К.Алимжанова.
– 2-е изд., перераб., доп. – Алматы: Мектеп, 2011. – 344 с., ил.
II. http://ru.wikipedia.org/
III. http://forum.xumuk.ru/
IV. http://festival.1september.ru
V. http://chemanalytica.com/book/
Категория: Любознательному учителю | Добавил: ирэн
Просмотров: 1133 | Загрузок: 156 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru