Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Любознательному учителю

Развитие межличностных отношений на уроках химии
2013-01-31, 2:46 PM
Татьяна Голощук
зам. директора по УВР, учитель химии
член ОО Ассоциации
по чтению с 2001 года,
адрес: Караганда,
ул. Кузембаева 46, кв. 1.

Развитие межличностных отношений на уроках химии.

Прежде чем говорить о межличностных отношениях, давайте подумаем, какие ассоциации возникают у вас в связи с данным понятием? Нужно ли нам говорить сегодня об изучении и развитии межличностных отношений? Почему?
Безусловно, мы согласимся с тем, что межличностные отношения – это вид социально – психологических явлений, возникающих в группе людей, как результат их взаимодействия в процессе общения. (Атлас по психологии. Гамезо и Домашенко. Методическое пособие для преподавателей по психологии.)
Целью данной статьи является рассмотреть, как влияют межличностные отношения на положительные усвоения знаний и умений учащихся на уроках химии. Убеждена, что в процессе преподавания химии важно акцентировать внимание не только на сознательном и прочном усвоении учащимися ведущих идей и основных химических понятий химии, мотивировать детей на интерес к предмету, но и уделять внимание на формирование межличностных отношений.
Работая уже несколько лет в проекте, я поняла, что стратегии RWCT способствуют процессу усвоения и осмысления знаний, а уроки с навыками критического мышления развивают долговременную память и способность рефлексивной деятельности. Отмечается тот факт, что 85 % из 200 учащихся отметили как преимущество работу в парах и группах. Об этом свидетельствуют выдержки из эссе учеников школы – гимназии № 95:
« …отношения между нами изменились. Работая в группах, мы не только сплотились, объединились, но и научились понимать друг друга, нести ответственность не только за свои знания, но и за знания тех, с кем сотрудничаем»
«…позитивные взаимоотношения помогают разрешать сложные проблемы, находить ответы на вопросы самостоятельно. На уроках, работая индивидуально, в паре, в группе, чувствуем себя комфортно, учимся уважать чужое мнение, аргументировано высказывать своё »
Для активной жизни в открытом демократическом обществе ученикам понадобятся навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач и умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей в практике жизни.
Что должен знать учитель, выстраивая положительные межличностные отношения на уроках химии? С какими проблемами может столкнуться учитель?
В 9 классе при изучении темы «Серная кислота», ребята на протяжении всего урока решали проблему – серная кислота – друг или враг? Это очень важная проблема, если учесть, что на долю республики приходится свыше 10 % выпуска серной кислоты в странах СНГ. А в Казахстане её производится 73, 4 % из отходящих газов цветной металлургии, 26,6% - из серного колчедана (Усть – Каменогорский свинцово – цинковый комбинат)
На уроке работали пять лабораторий, перед которыми были поставлены конкретные задания, например, одна лаборатория занималась изучением состава, структуры и физических свойств серной кислоты. Другая – изучением химических свойств. Третья – изучением способов получения серной кислоты. Четвёртая – изучением применения серной кислоты и её продуктов. Каждая лаборатория должна была представить отчёт своей деятельности через «кластер», «концептуальную карту», «индивидуальную карту пометок» и т. д. Обобщение результатов всей работы в лабораториях проводила ЛАБОРАТОРИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ.
Учащиеся на уроке были лаборантами – исследователями одного из крупнейших химических институтов, который занимается изучением свойств серной кислоты, а ведь, как известно, серная кислота является «хлебом» в производстве минеральных удобрений. Коллективная работа учащихся при выполнении заданий и решении проблем позволяет стимулировать развитие межличностных отношений между ребятами и служит развитию глубокого интереса к природным богатствам своего края, к химической и другим отраслям развивающейся промышленности республики.
Отвечая на вопрос «Как соотносится тема урока «Спирты» с понятием «межличностные отношения», хочется сказать, что ребята столкнулись с глобальной проблемой общества – пьянство и алкоголь.
Размышляя над этой проблемой, которая прямо или косвенно касается каждой семьи, города и государства в целом, учащиеся пришли к заключению, что эта проблема является проблемой всего мирового сообщества. Старшеклассники приводили конкретные факты из исторических документов по поводу производства и потребления спирта и алкогольных напитков в Казахстане:
1913год – 3,4 л на одного человека
1927 год – 3,7л
конец 1940года – 2,3 л
к 50 – м годам - до 1,9 л, а потом стремительный рост производства и выпуска алкогольных напитков.
Дебаты по поводу проблемного вопроса «Как изменится рост и развитие экономики, если прекратить производство спирта?» , наглядно показали навыки критического мышления, способности ребят аргументировано доказывать и отстаивать свой взгляд, свою точку зрения на поставленную проблему, в цифрах и фактах представить проект открытого общества, в котором производство спирта будет использовано на благо общества и развитие экономики страны. Были представлены и другие размышления: наличие теневой экономики в результате подпольного изготовления и продажи спирта, повышение преступности и правонарушений в результате употребления алкогольных напитков, деградация личности в пьяном и больном обществе, развал генофонда страны и др.
Ценность такого подхода к изучению темы «Спирты» заключается в том, что учащиеся не только узнают формулы, структуру, физические и химические свойства спиртов, но и отслеживают возможные негативные и позитивные последствия употребления спирта и использования его на производстве.
Учащиеся понимают, что каждый человек вправе сам выбирать – быть ему деградированной личностью, потерявшей интерес к жизни, опустившейся на самое дно или же оставаться здоровой, сильной и крепкой личностью, уверенно стоящей на земле и приносящей пользу обществу. В этом, я считаю, проявляется гражданственность и мораль ученика, который способен думать и реализовывать свои решения на благо общества.
Школа – это срез общества. Она существует для того, чтобы готовить учеников для полноценной, активной и творчески насыщенной жизни, в которой каждый ученик может развивать свои интеллектуальные возможности и способности самовыражения.
Особое внимание на уроках уделяю работе над письмом, ведь если ученик может выразить мысль и записать её в виде тезисов, краткого изложения, то это значит, что он сможет прочно усвоить материал и закрепить знания, которые получает на уроке.
Когда учащиеся спорят, читают, обсуждают, возражают друг другу или обмениваются мнениями, они не только учатся критически мыслить, но и формировать гражданскую позицию, своё жизненное кредо.
При формировании жизненных принципов и морали, важно уметь погрузиться в состояние какого – либо материала, образа, найти в этом определённый смысл для себя, окружающих и для жизни.
После урока – конференции, по теме «Каучук» ученица 11 класса, написала стихотворение «Я - синтетический каучук», в котором с долей юмора, но достаточно точно по содержанию передано понимание темы урока
Привет, я - каучук!
Знакомься – я твой друг!
Я везде тебя окружаю,
И всё время тебе помогаю.
Я – и шины твоего авто,
И твои ботинки «под пальто».
Я и нефти трубопровод.
Лишаю при этом тебя многих хлопот!
Интересными качествами я обладаю,
Но растворимым в воде никогда не бываю.
Из мономеров я получаюсь,
Даже в спирте не растворяюсь.
Нас два брата: один в природе рождается,
Другой – синтетическим называется.
Пора заканчивать знакомство-
Поведай обо мне потомству!
Умение выражать свои мысли в письме – это один из критериев критического мышления. Через письмо ученики видят ценность и правильность своих мыслей, а когда они видят их напечатанными в журнале «Химия» или в школьной газете, то повышается и их собственная самооценка, что очень важно для того, чтобы стать независимым и самодостаточным гражданином демократического Казахстана.
Урок в логике программы RWCT становится творческим, интересным и мотивированным на самостоятельность и корпоративность. Люблю наблюдать, как ученики ищут ответы на поставленные вопросы, как стремятся достичь высоких результатов, как становятся исследователями, писателями, предпринимателями, как учатся слушать своих товарищей, вырабатывают чувство коллективизма и взаимовыручки на основе положительных межличностных отношений.
Исследуя изменения в качественном и количественном содержании обучения и воспитания старшеклассников в рамках своего предмета отмечаю, что
• Учащиеся научились работать в конструктивном диалоге друг с другом, аргументировано отвечать и логически мыслить.
• Уроки отличаются своей продуктивностью, результативностью, повышенной мотивацией обучения. Деление класса на малые группы, переход от «знаний» к «познанию», от урока – монолога к уроку – диалогу, даёт возможность ученику не только право задать вопрос, высказать своё мнение, поучаствовать в дискуссии по определённому вопросу, но даже и обучать друг друга.
• Исчезают «серые мышки» и «молчуны», многие хотят попробовать выступить в роли спикера. Ученики становятся внимательнее друг к другу, приобретая при этом качества высокой культуры общения, которое является необходимым условием становления человека.
• Ученики - меланхолики, обучаясь в группе, повышают свою работоспособность, вырабатывают в себе уверенность, активно участвуют в обсуждении глобальных проблем и вопросов современности.
«Учиться вместе гораздо интереснее и легче!» - так отмечают старшеклассники.
Категория: Любознательному учителю | Добавил: 151515
Просмотров: 1058 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru