Главная » Файлы » Любознательному учителю |
2013-01-31, 2:46 PM | |
Татьяна Голощук зам. директора по УВР, учитель химии член ОО Ассоциации по чтению с 2001 года, адрес: Караганда, ул. Кузембаева 46, кв. 1. Развитие межличностных отношений на уроках химии. Прежде чем говорить о межличностных отношениях, давайте подумаем, какие ассоциации возникают у вас в связи с данным понятием? Нужно ли нам говорить сегодня об изучении и развитии межличностных отношений? Почему? Безусловно, мы согласимся с тем, что межличностные отношения – это вид социально – психологических явлений, возникающих в группе людей, как результат их взаимодействия в процессе общения. (Атлас по психологии. Гамезо и Домашенко. Методическое пособие для преподавателей по психологии.) Целью данной статьи является рассмотреть, как влияют межличностные отношения на положительные усвоения знаний и умений учащихся на уроках химии. Убеждена, что в процессе преподавания химии важно акцентировать внимание не только на сознательном и прочном усвоении учащимися ведущих идей и основных химических понятий химии, мотивировать детей на интерес к предмету, но и уделять внимание на формирование межличностных отношений. Работая уже несколько лет в проекте, я поняла, что стратегии RWCT способствуют процессу усвоения и осмысления знаний, а уроки с навыками критического мышления развивают долговременную память и способность рефлексивной деятельности. Отмечается тот факт, что 85 % из 200 учащихся отметили как преимущество работу в парах и группах. Об этом свидетельствуют выдержки из эссе учеников школы – гимназии № 95: « …отношения между нами изменились. Работая в группах, мы не только сплотились, объединились, но и научились понимать друг друга, нести ответственность не только за свои знания, но и за знания тех, с кем сотрудничаем» «…позитивные взаимоотношения помогают разрешать сложные проблемы, находить ответы на вопросы самостоятельно. На уроках, работая индивидуально, в паре, в группе, чувствуем себя комфортно, учимся уважать чужое мнение, аргументировано высказывать своё » Для активной жизни в открытом демократическом обществе ученикам понадобятся навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач и умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей в практике жизни. Что должен знать учитель, выстраивая положительные межличностные отношения на уроках химии? С какими проблемами может столкнуться учитель? В 9 классе при изучении темы «Серная кислота», ребята на протяжении всего урока решали проблему – серная кислота – друг или враг? Это очень важная проблема, если учесть, что на долю республики приходится свыше 10 % выпуска серной кислоты в странах СНГ. А в Казахстане её производится 73, 4 % из отходящих газов цветной металлургии, 26,6% - из серного колчедана (Усть – Каменогорский свинцово – цинковый комбинат) На уроке работали пять лабораторий, перед которыми были поставлены конкретные задания, например, одна лаборатория занималась изучением состава, структуры и физических свойств серной кислоты. Другая – изучением химических свойств. Третья – изучением способов получения серной кислоты. Четвёртая – изучением применения серной кислоты и её продуктов. Каждая лаборатория должна была представить отчёт своей деятельности через «кластер», «концептуальную карту», «индивидуальную карту пометок» и т. д. Обобщение результатов всей работы в лабораториях проводила ЛАБОРАТОРИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ. Учащиеся на уроке были лаборантами – исследователями одного из крупнейших химических институтов, который занимается изучением свойств серной кислоты, а ведь, как известно, серная кислота является «хлебом» в производстве минеральных удобрений. Коллективная работа учащихся при выполнении заданий и решении проблем позволяет стимулировать развитие межличностных отношений между ребятами и служит развитию глубокого интереса к природным богатствам своего края, к химической и другим отраслям развивающейся промышленности республики. Отвечая на вопрос «Как соотносится тема урока «Спирты» с понятием «межличностные отношения», хочется сказать, что ребята столкнулись с глобальной проблемой общества – пьянство и алкоголь. Размышляя над этой проблемой, которая прямо или косвенно касается каждой семьи, города и государства в целом, учащиеся пришли к заключению, что эта проблема является проблемой всего мирового сообщества. Старшеклассники приводили конкретные факты из исторических документов по поводу производства и потребления спирта и алкогольных напитков в Казахстане: 1913год – 3,4 л на одного человека 1927 год – 3,7л конец 1940года – 2,3 л к 50 – м годам - до 1,9 л, а потом стремительный рост производства и выпуска алкогольных напитков. Дебаты по поводу проблемного вопроса «Как изменится рост и развитие экономики, если прекратить производство спирта?» , наглядно показали навыки критического мышления, способности ребят аргументировано доказывать и отстаивать свой взгляд, свою точку зрения на поставленную проблему, в цифрах и фактах представить проект открытого общества, в котором производство спирта будет использовано на благо общества и развитие экономики страны. Были представлены и другие размышления: наличие теневой экономики в результате подпольного изготовления и продажи спирта, повышение преступности и правонарушений в результате употребления алкогольных напитков, деградация личности в пьяном и больном обществе, развал генофонда страны и др. Ценность такого подхода к изучению темы «Спирты» заключается в том, что учащиеся не только узнают формулы, структуру, физические и химические свойства спиртов, но и отслеживают возможные негативные и позитивные последствия употребления спирта и использования его на производстве. Учащиеся понимают, что каждый человек вправе сам выбирать – быть ему деградированной личностью, потерявшей интерес к жизни, опустившейся на самое дно или же оставаться здоровой, сильной и крепкой личностью, уверенно стоящей на земле и приносящей пользу обществу. В этом, я считаю, проявляется гражданственность и мораль ученика, который способен думать и реализовывать свои решения на благо общества. Школа – это срез общества. Она существует для того, чтобы готовить учеников для полноценной, активной и творчески насыщенной жизни, в которой каждый ученик может развивать свои интеллектуальные возможности и способности самовыражения. Особое внимание на уроках уделяю работе над письмом, ведь если ученик может выразить мысль и записать её в виде тезисов, краткого изложения, то это значит, что он сможет прочно усвоить материал и закрепить знания, которые получает на уроке. Когда учащиеся спорят, читают, обсуждают, возражают друг другу или обмениваются мнениями, они не только учатся критически мыслить, но и формировать гражданскую позицию, своё жизненное кредо. При формировании жизненных принципов и морали, важно уметь погрузиться в состояние какого – либо материала, образа, найти в этом определённый смысл для себя, окружающих и для жизни. После урока – конференции, по теме «Каучук» ученица 11 класса, написала стихотворение «Я - синтетический каучук», в котором с долей юмора, но достаточно точно по содержанию передано понимание темы урока Привет, я - каучук! Знакомься – я твой друг! Я везде тебя окружаю, И всё время тебе помогаю. Я – и шины твоего авто, И твои ботинки «под пальто». Я и нефти трубопровод. Лишаю при этом тебя многих хлопот! Интересными качествами я обладаю, Но растворимым в воде никогда не бываю. Из мономеров я получаюсь, Даже в спирте не растворяюсь. Нас два брата: один в природе рождается, Другой – синтетическим называется. Пора заканчивать знакомство- Поведай обо мне потомству! Умение выражать свои мысли в письме – это один из критериев критического мышления. Через письмо ученики видят ценность и правильность своих мыслей, а когда они видят их напечатанными в журнале «Химия» или в школьной газете, то повышается и их собственная самооценка, что очень важно для того, чтобы стать независимым и самодостаточным гражданином демократического Казахстана. Урок в логике программы RWCT становится творческим, интересным и мотивированным на самостоятельность и корпоративность. Люблю наблюдать, как ученики ищут ответы на поставленные вопросы, как стремятся достичь высоких результатов, как становятся исследователями, писателями, предпринимателями, как учатся слушать своих товарищей, вырабатывают чувство коллективизма и взаимовыручки на основе положительных межличностных отношений. Исследуя изменения в качественном и количественном содержании обучения и воспитания старшеклассников в рамках своего предмета отмечаю, что • Учащиеся научились работать в конструктивном диалоге друг с другом, аргументировано отвечать и логически мыслить. • Уроки отличаются своей продуктивностью, результативностью, повышенной мотивацией обучения. Деление класса на малые группы, переход от «знаний» к «познанию», от урока – монолога к уроку – диалогу, даёт возможность ученику не только право задать вопрос, высказать своё мнение, поучаствовать в дискуссии по определённому вопросу, но даже и обучать друг друга. • Исчезают «серые мышки» и «молчуны», многие хотят попробовать выступить в роли спикера. Ученики становятся внимательнее друг к другу, приобретая при этом качества высокой культуры общения, которое является необходимым условием становления человека. • Ученики - меланхолики, обучаясь в группе, повышают свою работоспособность, вырабатывают в себе уверенность, активно участвуют в обсуждении глобальных проблем и вопросов современности. «Учиться вместе гораздо интереснее и легче!» - так отмечают старшеклассники. | |
Просмотров: 1058 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|