Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Любознательному учителю

Металлы главной подгруппы II группы. Общая характеристика. Кальций и магний. Нахождение в природе. П
[ Скачать с сервера (29.4 Kb) ] 2013-08-18, 12:32 PM
Тема: Металлы главной подгруппы II группы. Общая характеристика. Кальций и магний. Нахождение в природе. Получение. Физические и химические свойства простых веществ. Их соединения.
«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества»
Д. И. Менделеев
Цель урока: Познакомить со свойствами элементов II группы, главной подгруппы , с важнейшими соединениями Ca и Mg, нахождением их в природе, их применением.
Задачи:
• Образовательные:
1. Познакомить учащихся с представителями соединений металлов Ca и Mg.
2. Продолжить обучение учащихся пользоваться периодической системой.
3. Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.
4. Способствовать развитию практических умений при работе на интерактивной доске.
• Воспитательные:
1. Показать значимость химических знаний для современного наукоемкого производства и успешной адаптации будущих специалистов в современном обществе.
• Развивающие:
1. Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
2. Развивать память и внимание учащихся.
3. Продолжить формирование химического языка.
Оборудование:
• интерактивная доска,
• Power Point – презентация,
• Видеофрагменты,
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания Тестовый опрос.
2. Игра « Соотнеси!»
Соотнести технические названия веществ с их формулами.
Формулы выписаны в столбик на доске, а названия вразброс на карточках, прикрепляемых к доске.
На доске формулы (записаны в столбик): NaOH NaCl Na2SO4*10H2O KOH NaHCO3 Na2CO3
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы.
Тема нашего урока называется: «Металлы главной подгруппы II группы. Общая характеристика. Кальций и магний. Нахождение в природе. Получение. Физические и химические свойства простых веществ. Их соединения.».
2. Положение металлов в ПСХЭ. Строение атомов элементов. Самостоятельная работа учащихся в карточках.
На основе строения атомов определите их окислительно-восстановительные свойства
1. Что общего и в чем отличие электронного строения щелочно-земельных металлов?
Рассказывают по рисунку:

2. Как это отражается на их восстановительных свойствах?
Исходя из положения данных элементов в ПСХЭ видно, у всех элементов по 2 электрона на последнем энергетическом уровне – номер группы; но разный заряд ядра – порядковый № элемента; различный радиус атома – номер периода.
Восстановительные свойства увеличиваются (способность отдавать электроны) увеличивается сверху вниз, так как увеличивается радиус атома и электроны последнего уровня не прочно связаны с ядром атома, а следовательно легче отдают.
• Как вы думаете, почему металлы этой группы, главной подгруппы названы ЩЗМ?
Так они именуются по той причине, что их гидроксиды, подобно гидроксидам ЩМ, растворимы в воде, то есть являются щелочами.
«Земельными они названы потому, что в природе они встречаются в состоянии соединений, образующих нерастворимую массу земли, и сами в виде оксидов имеют землистый вид…» - Д.И.Менделеев.
Первым представителем щелочно-земельных металлов является кальций.
3.Распространенность в природе
Кальций занимает пятое место по распространённости. Впервые получен Деви в 1808 году. Название элемента происходит от латинского слова «кальс», что значит, «известь, мягкий камень». Встречается в виде гипса, кальцита (кальцит образует залежи мела, мрамора, известняка)
Сталактиты (греч. Σταλακτίτης — «натёкший по капле») — хемогенные отложения в карстовых пещерах в виде образований, свешивающихся с потолка (сосульки, соломинки, гребёнки, бахромы и т. п.). Термины «сталактит» и «сталагмит» введены в литературу в 1655 г. датским натуралистом Оле Вормом.
В узком смысле сталактитами называют кальцитовые натёчно-капельные образования, имеющие форму сосульки с внутренним питающим каналом («трубчатые сталактиты») или без такового. В широком смысле это могут быть как висящие на потолке натёчные образования разнообразных форм, так и образования в форме сосульки, но имеющие принципиально иной механизм возникновения (ледяные, глиняные, гипсовые, соляные, лавовые сталактиты).Широко распространен красный сталактит на Кавказе. (Просмотр видеоопыта 1)
Какие соединения он образует?
Генетический ряд кальция:
Ca→CaO→Ca(OH)2→CaCl2 (написать уравнения реакций, подтверждающие их взаимосвязь или генетическое родство).
Магний был впервые получен Деви в 1808 году из белой магнезии (магнезит MqCO3) – минерала, найденного близ греческого города Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому элементу. Сульфат магния (одна из распространённых солей магния) называют ещё горькой солью – она придаёт морской воде горьковатый вкус. Данная соль магния используется в качестве слабительного средства. Сплавы с магнием прочнее, твёрже, легко полируются, обрабатываются и их используют в автомобильной промышленности, авиационной, ракетной технике.
Mg→MgO→Mg(OH)2→MgSO4 (написать уравнения реакций, подтверждающие их взаимосвязь или генетическое родство. Записать полное ионное и сокращенное уравнение )
4. Физические свойства металлов II группы, главной подгруппы. (работа с учебником стр164.)
5. Химические свойства Са:
При нагревании кальция он загорается и горит с образованием белого дыма, окрашивая пламя в кирпично-красный цвет. Дым состоит из мельчайших твердых частичек оксида кальция:
2Са + O2 = 2СаО + Q (Просмотр видеоопыта 2)

Кальций реагирует с водой, превращаясь в гидроксид кальция и вытесняя из воды водород:
Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2 + Q
Фенолфталеин в полученном растворе окрашивается в малиновый цвет. Это доказывает сходство кальция с щелочными металлами: как и щелочные металлы, кальций взаимодействует с холодной водой с выделением водорода. Однако реакция кальция с водой протекает значительно медленнее, чем, например,
натрия или калия, это связано с тем, что на внешнем электронном слое атома кальция находятся два спаренных s-электрона. Гидроксид кальция растворим в воде, т. е. представляет собой щелочь. Растворимость гидроксида кальция значительно выше, чем гидроксида магния, но ниже, чем гидроксидов щелочных металлов — натрия или калия.
Кальций хранят под слоем керосина, так как этот металл реагирует с водяными парами, содержащимися в воздухе.
С холодной водой с образованием гидроксида кальция (с горячей водой реакция протекает более энергично)
Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2
При нагревании реагирует со многими неметаллами — водородом, азотом, серой, фосфором, углеродом и др.
Са + Н2 = СаН2 (гидрид кальция)
3Са + N2 = Са3N2 (нитрид кальция)
Са + S = СаS (сульфид кальция)
Восстанавливает менее активные металлы из их оксидов и галогенидов
2Са + ТiO2 = 2СаО + Тi
6.Химические свойства Mg:
Магний, так же как и кальций образует соединения: гидриды, нитриды, сульфиды, гидроксиды, йодиды. Самостоятельно записать уравнения(один ученик у доски). (Просмотр видеоопыта3.)
Физминутка: Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 3. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
7.Выполнение самостоятельной работы: Соединения щелочных металлов (на примере соединений кальция и магния).
8.Жесткость воды, - свойство воды (не мылиться, давать накипь в паровых котлах), связанное с содержанием растворимых в ней соединений кальция и магния, это параметр, показывающий содержание катионов кальция, магния в воде.
Жесткость - это особые свойства воды, во многом определяющие её потребительские качества и потому имеющие важное хозяйственное значение. Жесткая вода образует накипь на стенках нагревательных котлов, батареях и пр., чем существенно ухудшает их теплотехнические характеристики. Такой тонкий слой на греющей поверхности вовсе не безобиден, так как продолжительность нагревания через слой накипи, обладающей малой теплопроводностью, постепенно возрастает, дно прогорает все быстрее и быстрее – ведь металл охлаждается с каждым разом все медленнее и медленнее, долго находится в прогретом состоянии. В конце концов, может случиться так, что дно сосуда не выдержит и даст течь. Этот факт очень опасен в промышленности, где существуют паровые котлы
Жесткая вода мало пригодна для стирки. Накипь на нагревателях стиральных машин выводит их из строя, она ухудшает еще и моющие свойства мыла. Катионы Ca2+ и Mg2+ реагируют с жирными кислотами мыла, образуя малорастворимые соли, которые создают пленки и осадки, в итоге снижая качество стирки и повышая расход моющего средства, т.е. жесткая вода плохо мылится
Различают жесткость общую, постоянную и устранимую. Общей жесткостью называют Ж. воды некипяченой; она зависит от всех находящихся в воде солей щелочно-земельных металлов. Постоянной жесткостью называют Ж. в. после часового кипячения ее. При кипячении двууглекислые соли щелочно-земельных металлов разлагаются и превращаются в углекислые соли, которые выпадают из воды в виде осадка (просмотр видеоопыта 4).
9.Соединения кальция и магния в быту.
Магний - Соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения.
Кальций - Ионы кальция необходимы для процесса кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние нервной системы, оказывают противовоспалительное действие.
О том, где находят применение соединения кальция и магния, я предлагаю вам самостоятельно узнать из презентации.
10.Решение расчетных задач: Расчетная задача : Вычислите массу MgO, который получается при обжиге карбоната магния (магнезита) массой 252 г. Ответ: 120 г
Подведение итогов урока. Д/з.
Категория: Любознательному учителю | Добавил: BobbSveta | Теги: новая тема, урок химии
Просмотров: 8354 | Загрузок: 465 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru