Главная » Файлы » Любознательному учителю |
[ Скачать с сервера (118.5 Kb) · Скачать удаленно (120КБ) ] | 2013-12-05, 6:32 PM |
Единый орфографический режим ведения школьной документации. Содержание. I. Формирование общих учебных умений и навыков 1 П. Требования к ведению тетрадей 1-3 III. Порядок проверки письменных работ учителем 3 IV. Единые требования к проведению морфологического, фонетического, синтаксического разборов и разбора слов по составу 3-6 V. Требования к ведению дневников учащихся 6 VI. Временные границы при выполнении домашней работы 6 VI. Методика проведения среза по определению скорости письма ." 7-8 I.Формирование общих учебных умений и навыков. В системе общего среднего образования начальному этапу обучения отводится особая роль: именно на этой ступени закладывается фундамент знаний об окружающей действительности, развивается учебно -познавательный интерес, формируются общие учебные умения и навыки, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности. Среди умений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения, выделяется группа общих учебных умений и навыков. Специфика этих умений заключается в том, что они являются определённым инструментом учения, средством овладения знаниями и могут формироваться и развиваться в процессе обучения любому предмету, находя применение в дальнейшем во всех предметных областях. Общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Достигнув в определённой стадии своего развития, общеучебные умения и навыки во взаимосвязи с другими компонентами становятся основой такого важного новообразования, как умение учиться. Устанавливая связи внутри общеучебных умений, можно выделить такие подгруппы: • учебно - деятельностные; • учебно - интеллектуальные; • учебно - организационные; • учебно - информационные; • учебно - коммуникативные. Учебно - организационные умения обеспечивают создание благоприятных условий для осуществления деятельности, учат соблюдать правила гигиены , учебного труда, порядок ведения школьной документации; готовить рабочее место к занятиям; заранее готовить необходимое оборудование; пользоваться учебными принадлежностями; руководствоваться режимом дня; определять временной промежуток занятий, чередование труда и отдыха; рационально осуществлять домашнюю работу; осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с учителем, в парах и группе). II. Требования к ведению тетрадей. 1. Количество и назначение ученических тетрадей. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: • по русскому языку в I-IV классах - 2 тетради. В период обучения грамоте в 1 классе обучающие работы выполняются в тетрадях на печатной основе, но по усмотрению учителя часть упражнений может выполняться в обычных тетрадях. • по математике - 2 тетради; • со II класса вводится тетрадь по развитию речи (для изложений и сочинений); • • для контрольных работ по русскому языку и математике выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в , школе и выдаются для написания контрольных работ и выполнения в них работ над ошибками. 2. Порядок ведения тетрадей учащимися. Все записи в тетрадях учащиеся должны делать с соблюдением следующих правил и требований: • Писать аккуратным, разборчивым почерком. • Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, математике; по развитию речи; для контрольных работ), класс (номер класса - арабской цифрой и заглавной буквой в кавычках), номер и название школы, фамилию и имя ученика (в родительном падеже). Образец надписи: Тетрадь для контрольных работ по русскому языку ученика 4 «А» класса средней школы № Иванова Николая. Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем. • Соблюдать поля с внешней стороны (4 клеточки, отчерчиваются простым карандашом). • В первом классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется. Со второго полугодия в 1 классе, а также во 2-4 классах обозначается время выполнения работы: число - арабской цифрой, название месяца - прописью. Со второго полугодия 2 класса в тетрадях по русскому языку число записывается прописью. • Со 2 класса обозначать номер упражнения, задачи; указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). • Со второго полугодия 2 класса в тетрадях по русскому языку и математике указывается тема урока. • Слово «Упражнение 25» пишется полностью с третьей четверти третьего класса. Если задание выполняется не полностью, слово упражнение не пишется. • При распределении согласно заданию слов в столбики (по родам, по числам и т.д.) с большой буквы пишется только первое слово в первом столбике. • Соблюдать красную строку. • Для учащихся 1 -4 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы. • Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только две клеточки. • Между заключительной частью текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике -четыре клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу). • Подчёркивания выполнять аккуратно карандашом, с применением линейки. • Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать ручкой косой линией; часть слова, предложение зачёркивать тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки. Все дети пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего или фиолетового цвета. Для обучения письму в 1-2 классах введена тетрадь, разлинованная в две линейки. Для 3-4 классов рекомендована тетрадь в одну линейку. Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2-4 классах они прописываются выборочно с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Исправления, записи, прописывания учителя - это образец письма для учащихся. III. Порядок проверки письменных работ учителем. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются: • По русскому языку и математике в 1 -4 классах - после каждого урока у всех учащихся. • Изложения и сочинения по русскому языку, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются учителем у всех учащихся. • Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки: • Контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1 -4 классах проверяются и возвращаются учащимся не позже чем через 2 дня. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим: • Подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой. • При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике учащихся 1 -4 классов учитель зачёркивает орфографическую ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением" оценки в классный журнал. Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Классные и домашние письменные работы по русскому языку и математике оцениваются у всех, начиная со второй-четверти (в первой четверти - только положительные оценки); оценки в журнал могут быть выставлены по усмотрению учителя. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы. V. Единые требования к проведению морфологического, фонетического, синтаксического разборов и разбора слов по составу. Фонетический разбор слова. 1. Слоги, ударение. 2. Характеристика гласных звуков: ударные и безударные. Какими буквами обозначены? 3. Характеристика согласных звуков: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены? 4. Количество звуков и букв в слове. Образец: морковь - 2 слога, 4 согл., 2 гл. м - [м ]- согл., звон., тв. о — [а ] - гласи., безуд. р - [ р ] - согл., звон., тв. к - [ к ] - согл., глух., тв. о - [ о ] - гласи., ударн. в - [ ф] - согл., глух., мягк. ь-[-]_____________ 7 букв, 6 звуков. Морфологический разбор имени существительного. 1. Часть речи. 2. Начальная форма (Им.п., ед.ч.) 3. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое; - собственное или нарицательное; - род; склонение. 4. Непостоянные признаки: число; падеж. 5. Роль в предложении. Образец разбора: Лёгкий мороз покрывает лужицу тонким ледком. Мороз - сущ., н.ф.-мороз, неодуш., нариц., м.р., 2 скл., ед.ч., И.п., подлеж. Лужицу - сущ., н.ф.-лужица, неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., ед.ч., В.п., дополн Или: I. Ледком - сущ. (что?) II. Н.ф. - ледок; пост. - неодуш., нариц., м.р.,2 скл.; непост. - ед.ч., Т.п. III. Чем? ледком - дополнение (сущ. подчеркнуть). Морфологический разбор имени прилагательного. 1. Часть речи. 2. Начальная форма (ед.ч., м.р., Им.п.,.) 3. Непостоянные признаки: - число; род (только в ед.ч.) падеж. 4. Роль в предложении. Образец разбора: Я вышел из душной комнаты. Из душной (комнаты) - прилаг., н.ф.- душный, ед.ч., ж.р., Р.п., опред. Или: I. Из душной (комнаты) - прилаг. П. Из комнаты (какой?) душной Н.ф. -душный III. Непост. - ед.ч., ж.р., Р.п. IV. Из комнаты (какой?) душной - опред. (прил. подчеркнуть). Морфологический разбор глагола. 1. Часть речи. 2. Начальная форма. 3. Постоянные признаки: • вид; • спряжение. 4. Непостоянные признаки: • число; • время; • лицо (есть только у глаголов в настоящем и будущем времени); • род (есть только у глаголов в прошедшем времени в единственном числе). 5. Роль в предложении. Образец разбора: Мы уходим всё дальше и дальше в дес. Уходим - глаг., неопр.ф. - уходить, несов.в., II спр., мн.ч., наст.вр., 2 лицо, сказуемое. Или: I. Уходим - глагол. Мы (что делаем?) уходим, н.ф. - уходить. П. Пост. - несов.в., II спр., непост. - мн.ч., наст.вр., 2 лицо. III. Мы (что делаем?) уходим - сказуемое (глагол подчеркнуть). Морфологический разбор местоимения. 1. Часть речи. 2. Начальная форма (Им.п.). 3. Постоянные признаки: • лицо (у личных). 4. Непостоянные признаки: • число; • род (есть только в 3 лице ед. ч.); падеж 5. Роль в предложении. Образец разбора: Пёс бежит за ней, ласкаясь. За ней - мест., н.ф. - она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., Т.п., дополн. Или: I.За ней - местоимение. Бежит (за кем?) за ней, н.ф. - она. П. Пост. - 3 лицо, непост. - ед.ч., ж.р., Т.п. III.Бежит (за кем?) за ней - дополнение (местоимение подчеркнуть). Синтаксический разбор простого предложения. 1. Вид предложения по цели высказывания. 2. Вид предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные предложения). 3. Вид предложения по наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые предложения). 4. Основа (главные члены) предложения. • 5. Разбор группы подлежащего (ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу). 6. Разбор группы сказуемого (ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют). 7. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему. Образец разбора: После тёплых дождей в лесу пошли грибы. (Повествоват., невосклиц., распростр.). Что? Грибы - это подлежащее. Грибы (что сделали?) пошли. - Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя. Задаём вопрос от сказуемого. Пошли (где?) в лесу - это обстоятельство места (вид обстоятельств указываем в 4 классе). Пошли (когда?) после дождей - это обстоятельство времени. После дождей (каких?) тёплых - это определение. . Порядок разбора слова по составу. 1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание. 2. Выдели основу слова. 3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень. 4. Укажи приставку. Назови ещё слова с такой приставкой. 5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом. Образец разбора: заморозки (выделить все части слова). VI. Требования к ведению дневников учащихся. Дневник является документом учащихся. Приобретая дневник, необходимо обращать внимание, на какой возраст он рассчитан (1-4 классы, 5-11 классы). Обложка дневника - прозрачная. На первой странице указываются данные учащегося: фамилия, имя; класс, школа, адрес школы, телефон, домашний адрес, телефон родителей, медицинские противопоказания. Для полноты сведений вклеивается фотография учащегося, ставится печать школы и роспись классного руководителя. На второй странице заполняется предмет и фамилия, имя, отчество учителя; расписание уроков заполняется по четвертям или по полугодиям; расписание звонков и даты школьных каникул. Составляется расписание факультативных и внешкольных занятий с указанием даты, дней недели и времени. Дневник заполняется ежедневно. Расписание уроков, даты, месяц заполняется на неделю. Ежедневно в дневник записывается домашнее задание по предметам. Выставление оценок учителями-предметниками обязательно. Контроль за ведением дневника осуществляет классный руководитель и родители учащегося. В конце дневника есть страница, где в конце четверти заполняются сведения об успеваемости и поведении ученика. Записи в дневнике должны вестись аккуратно, синей или фиолетовой пастой. Оценки и роспись учителя заполняются красной пастой. Наличие дневника на каждом уроке обязательно. VII. Временные границы при выполнении домашней работы. Общепринятые нормы временных затрат на выполнение домашней работы: В 1-ом классе (со 2 полугодия) - до 1 часа; во 2-ом классе - до 1,5 часов; в 3-4 классах - до 2 часов; в 5-6 классах - до 2,5 часов; в 7-8 классах - до 3 часов; в 9-11 классах - до 4 часов. VIII. Методика проведения среза по определению скорости письма Учебно - информационные умения предполагают: • умения работать с письменными текстами • умения работать с устными текстами • умения работать с реальными объектами как источниками информации. К умениям работать с письменными текстами относятся: 1. Объём сочинённого текста: 1 класс-3-4 предложения 2 класс - 5-10 предложений 3 класс - 12-15 предложения 4 класс - 20-25 предложений 2. Объём излагаемого текста: 1 класс - 30-40 слов 2 класс - 45-60 слов 3 класс - 60-70 слов 4 класс - 90-100 слов 3.Темп письма к концу года: 1 класс - 20-25 знаков в минуту 2 класс - 25-30 знаков в минуту 3 класс - 30-40 знаков в минуту 4 класс - 40-55 знаков в минуту Требования следующие: 1. Грамотно и каллиграфически правильно (т.е. чётко, разборчиво, связно, красиво, в соответствии с утверждёнными нормами) списывать и писать под диктовку тексты. Инструментарий изучения сформированности общеучебных умений. Для определения сформированности данного умения можно выбрать текст из учебников. На проверку техники письма отводится одна минута. Техника списывания проверяется по следующим позициям: 1. Темп письма, т.е. написание определённого количества знаков в минуту (см. темп письма к концу учебного года). 1 класс 20-25 знаков в минуту 12-20 знаков в минуту 6-11 знаков в минуту 5 баллов 3 балла 1 балл 2 класс 25-30 знаков в минуту 15-24 знаков в минуту 10-14 знаков в минуту 5 баллов 3 балла 1 балл 3 класс 30-40 знаков в минуту 20-29 знаков в минуту 14-19 знаков в минуту 5 баллов 3 балла 1 балл 4 класс 40-55 знаков в минуту 30-39 знаков в минуту менее 30 знаков в минуту 5 баллов 3 балла 1 балл 2. Грамотность письма, т.е. переписывание текста без ошибок и искажений. Допущено не более одной ошибки Допущено не более 2-3 ошибок Допущено 4 ошибки 5 баллов 3 балла 1 балл 3. Каллиграфия, т.е. начертание букв при списывании осуществлено с соответствии с принятыми нормами. Почерк не противоречит общепринятому начертанию букв Есть некоторые отклонения в общепринятом начертании букв Почерк не соответствует общепринятым нормам 5 баллов 3 балла 1 балл При оценивании темпа письма и каллиграфии необходимо учитывать ведущую руку ребёнка. При оценивании списанных текстов заполняется таблица: № п/п Фамилия и имя ученика Количество знаков Грамотность Каллиграфия Среднее арифметич. . Математическая обработка результатов предполагает нахождение среднего арифметического по формуле: Х=( X1+Х2+Х3):3 где X1- оценочный балл темпа письма Х2 - оценочный балл грамотности письма Хз - оценочный балл каллиграфии. Примечание: Оценивание списывания в 1 классе (при безотметочном обучении): Уровни овладения навыком списывания. 4-й уровень - переписывает правильно, без ошибок; 3-й уровень - допущены отдельные (1-2) ошибки или отдельные (1-3) исправления; 2-й уровень - а) 3-4 ошибки или 4 исправления; б) 1-2 ошибки и отдельные (1-3) исправления; 1-й уровень - работа показывает значительные трудности при списывании по большинству показателей. Оценка графики. 4-й уровень - соответствует требованиям графически правильного письма (почерк чёткий, ровный, красивый, буквы соединены правильно); 3-й уровень - частичное соответствие, негрубые нарушения; 2-й уровень - более грубые нарушения; 1-й уровень - грубые нарушения. Результаты списывания и составления текста фиксируются в таблице. № п/п Ф.И. Кол-во пропущенных и Пунктуационные знаки Количество пропущенных и лишних букв Кол-во искажений и замены букв Большая буква в начале предложения Количество исправлений Уровни списывания Уровень графики Уровень составления текста Уровень | |
Просмотров: 6723 | Загрузок: 1514 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|