Главная » Файлы » Любознательному учителю |
2014-01-12, 1:18 AM | |
Актуальность нашей работы обусловлена становлением новой системы образования в Казахстане, где главным является личность, способная критически осмысливать обстоятельства и принимать обдуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности данной информации. Помогает нам в этом использование на уроке технологии развития критического мышления. Использование интересных приемов и стратегий не является для нас, учителей, самоцелью. Главное - содержательная сторона урока и результаты. Для достижения хороших результатов на практике в школе, мною были использованы стратегии критического мышления. Ценность данной технологии - развитие критически мыслящей личности. Под критическим мышлением учащихся понимается способность учащихся анализировать информацию, способность к суждению и умению делать выбор. Все стратегии критического мышления позволяют развивать творческое мышление учащихся, формируют навыки рассуждения, умения аргументировать, повышают мотивацию к учебе. При использовании данного модуля на уроках английского языка, идет развитие личности в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, создание комфортных условий для познавательной деятельности и самосовершенствования. До прохождения Кембриджских курсов мои знания о технологии критического мышления были невелики, поэтому на практике затруднялась использовать аспекты критического мышления, мне необходимо было овладеть всеми приемами критического мышления. Углубившись в процесс обучения по критическому мышлению и проработав программу «Руководство для учителя» (стр.154), а также интернет-ресурсы, я старалась максимально использовать всю полученную информацию при планировании моих уроков. Раньше мне приходилось видеть скучающие лица отдельных учеников на уроках английского языка, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Я считаю, что причиной тому могло послужить следствие недопонимания заданий учащимися, неумения работать с учебником, словарем, работать самостоятельно с различными источниками, находить и применять информацию. А сейчас могу с уверенностью сказать, используя новые подходы в обучении, с подобными проблемами сталкиваешься меньше. В рамках данного модуля я провела серию последовательных уроков по английскому языку в 6 классе по следующим темам: «How many apples?», «Would you like some more tea?», «How much is it?», «I like to eat». На своих уроках мною были использованы основы критического мышления, включающие три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. Первая стадия - вызов, когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные стратегии обучения, например заполнение таблицы З-Х-У (знаю, хочу знать, узнал) или мозговой штурм. Метод «Мозговой штурм» был использован мною при повторении и закреплении учебного материала в серии уроков. Я применяла парную «Мозговую атаку». Парная работа позволила мне увидеть, как учащиеся могут высказывать и отстаивать свою точку зрения, благодаря которому, у учащихся развивается критическое мышление и поисковая активность. Данная стратегия помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией. Такая форма работы позволяет задействовать всех учащихся в процесс обучения. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. Второй этап осмысление - поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Дети работают в парах или в группах. Это этап познания, где ученики получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями и понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями. Для этого мною были использованы следующие методы и приемы критического мышления, как «Инсерт», «Ранжирование», «6 шляп». Эти приемы критического мышления были впервые апробированы мною и одобрены моими учениками во время практики в школе, потому что он помогал им учиться по – новому, поменять взгляд на учебу, мотивировал их. Каждый ученик хотел быть в роли консультанта в группе. Третья стадия критического мышления - размышление (рефлексия) позволяет ученикам выяснить, насколько они поняли тему. Должны задаваться как закрытые (направленные на запоминание и выражающие одно мнение). Например, в конце каждого урока учащимся задается вопрос, что нового они сегодня узнали. Здесь учащийся, размышляя по пройденному материалу, дает конкретный ответ: « What is the difference between how much and how many?», так и открытые вопросы (направленные на «умение ученика применять, расширять, оценивать и анализировать информацию каким-либо образом..»)(Руководство для учителя, стр.146).Эта стратегию я выбрала с целью того, чтобы ученики выяснили в первую очередь для себя, насколько они усвоили полученный материал. На стадии рефлексии я предложила учащимся такие приемы критического мышления, как «Синквейн», «Рюкзак», «Райтинг» , «Горячий стул». С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого завышена самооценка и наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке. Что касается других стратегий, то они были восприняты учащимися положительно, особенно создание постеров, ролевые игры, где у учеников была возможность проявить свою фантазию. Благодаря этим приемам учащиеся развили умение находить необходимую информацию в различных источниках, критически осмысливать ее, интерпретировать полученные данные, сотрудничать с другими учениками, уметь высказывать свое мнение и принимать мнение других людей. В применении на своих уроках технологии критического мышления я могу перечислить лишь положительные стороны по той причине, что именно приемы и методы критического мышления помогли скрасить мои уроки, развить мышление учащихся, при этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с различными источниками информации. Говоря о преимуществах использования модуля «Обучение критическому мышлению», следует отметить и то, что он дал мне непосредственно как учителю. Это- уметь грамотно применять стратегии на практике, способствующие развитию критического мышления у учащихся. Создавать атмосферу эмоционального подъема, позволяющей учащимся чувствовать свободно в процессе обучения. Повышать уровень профессиональной грамотности и усовершенствовать педагогический процесс, внедряя новые стратегии и обмениваясь своими знаниями с другими коллегами. И хотелось бы подытожить словами великого Абая: «Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет.» Использованная литература 1. Руководство учителя. Третий (базовый) уровень. Курсы повышения квалификации по Программе Кембриджского Университета. 2012 год. www.cpm.kz 2. Материалы Интернет сайта «Национальный фонд подготовки кадров, информатизация системы образования». 3. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). – М.: Изд – во МГУ. 1969 г. 4. Сулейменова Э.Д., Смагулова Ж.С. Языковая ситуация и языковое планирование в Казахстане. – Алматы: Қазақ университеті. 2005 ж. 5. | |
Просмотров: 2654 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|