Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Любознательному учителю

Урок по химии 10 класс по теме «Важнейшие s-элементы и их соединения».
2014-01-27, 10:22 PM
Организация современного урока систематизации и обобщения требует тщательной и трудоёмкой подготовки учителя. Для того чтобы на уроке систематизации и обобщения знаний достичь высоких результатов и повысить эффективность работы учащихся, урок необходимо построить технологично. Чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести к высокой результативности учебно-воспитательного процесса.
Цели урока:
Образовательные
• Обеспечить в ходе урока закрепления знаний о s-элементах IA , IIA групп и их соединениях.
• Обобщить знания по теме s-элементы, строение их атомов, получение, физические и химические свойства, привести их в систему.
• Отработать практические навыки и умения по теме s-элементы.
Развивающие
• Формировать познавательный интерес и умения, самостоятельность мышления.
• Развивать умения анализировать, аргументировать, обобщать полученную информацию; развивать умения составлять формулы веществ, сопоставлять формулы с названиями.
• Учиться адекватно, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Воспитательные
• Воспитывать у учащихся умение рационально использовать учебное время.
• Развивать коммуникативные навыки, работая в команде.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Дидактическое обеспечение урока: интерактивное оборудование, тесты, карточки для самостоятельной работы, опорный конспект.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель: Ребята, попробуем поставить цели для сегодняшнего урока вместе.
Учащиеся: Пробуют поставить цели урока (Обобщить…; Систематизировать….; Закрепить..; Отработать на практике навыки и умения...).
2. Мотивационная часть.
Учитель: Ребята, назовите 5 областей применения соединений s-элементов IA , IIA групп в жизни.
Учащиеся: Перечисляют области применения s-элементов IA , IIA групп в жизни.
Ответ:
• В пищевой промышленности;
• В медицине;
• В сельском хозяйстве;
• В строительстве;
• При тушении пожаров;
• В производстве спичек.
3. Разминка «Четыре минус один».
Учитель: На карточках приведены логические цепочки, где перечислены металлы и их соединения. Ребята выберите элемент или соединение, выпадающее из логической цепочки, объясните: «Почему?»
Учащиеся: Выполняют задание.
1. Натрий, кальций, франций, водород.
2. Кальций, магний, стронций, франций.
3. Цезий, кальций, барий, литий.
4. Na2O, K2O, CaO, BeO.
4. Обобщение и систематизация материала.
А) Работа по опорным конспектам.
Учитель: Сравните элементы первой А и второй А групп, используя опорный конспект. Запишите в виде схемы Эйлера Венна «Общее и различное».
Учащиеся: Используя опорные конспекты, заполняют схему Эйлера Венна «Общее и различное». За правильно выполненное в полном объёме задание – 5 баллов.
Схема Эйлера Венна

Различное Различное

Общее

В) Работа по карточкам.
Учитель: Осуществите превращения, расставьте коэффициенты. Вариант 1 (уравнения 1,4 запишите в окислительно-восстановительном виде, уравнения 2,3 в виде ионных уравнений). Вариант 2 (уравнение 1 запишите в окислительно-восстановительном виде, уравнения 2,3,4 в виде ионных уравнений).
Учащиеся: Выполняют задания, записывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты. За каждое правильно выполненное уравнение – 1 балл.
 Осуществите превращения.
Вариант 1 Вариант 2
Na →NaOH → NaCI → NaNO3 Ca→ CaO→ Ca(OH)2 → CaCO3
↓ ↓
Na2S CaCI2
Правильный ответ.

1) 2Na + S = Na2S
2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
3) NaOH + HCI = NaCI + H2O
4) NaCI + HNO3 = NaNO3 + HCI
1) 2Ca + O2 = 2CaO
2) CaO + 2HCI = CaCI2 + H2O
3) CaO + H2O = Ca(OH)2
4) Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O

 Жесткость воды.
Учитель: Устраните жесткость воды всеми возможными способами.
Учащиеся: Выполняют задания по карточке. Формулируют определение жесткости воды.
Перечисляют виды жесткости. Используя различные способы, устраняют жесткость воды. За правильно выполненный 1 вопрос – 1 балл, за второй вопрос – 3 балла.
1 вариант.
1. Дайте определение понятию жесткость. Укажите её виды.
2. Устраните жесткость воды, содержащей следующие соли Mg(HCO3)2, CaSO4, MgCI2.
2 вариант.
1. Наличием, каких солей обусловлена карбонатная жесткость (временная).
2. Устраните жесткость воды, содержащей следующие соли Ca(HCO3)2, Mg(NO3)2, CaCI2.
3 вариант.
1. Наличием, каких солей обусловлена некарбонатная жесткость (постоянная).
2. Устраните жесткость воды, содержащей следующие соли MgCI2, Ca(NO3)2, MgSO4
Правильный ответ.
Жесткость воды.

Карбонатная Некарбонатная
(временная) (постоянная)

Ca(HCO3)2 , Mg(HCO3)2 CaSO4, MgSO4,
CaCI2, MgCI2,
Ca(NO3)2, Mg(NO3)2,
Ca(H2PO4)2, Mg(H2PO4 )2


1) Mg(HCO3)2 + t = MgCO3 + CO2 + H2O
2) CaSO4+ Na2CO3= CaCO3 + Na2SO4
3) 3MgCI2 + 2Na3PO4= Mg3(PO4)2 + 6NaCI
4) Ca(HCO3)2 + t = CaCO3+ CO2 + H2O
5) Mg(NO3)2 + Ca(OH)2 = Mg(OH)2 + Ca(NO3)2 Mg(H2PO4)2 + Na2CO3 = MgCO3 + 2NaH2PO4
6) 3CaCI2 + 2Na3PO4 = Ca3(PO4)2+ 6NaCI
7) 3MgCI2 + 2Na3PO4= Mg3(PO4)2 + 6NaCI
8) 3Ca(NO3)2 + 2Na3PO4 = Ca3(PO4)2+ 6NaNO3
9) MgSO4+ Na2CO3= MgCO3+ Na2SO4


С) Обобщающий тест по теме (2 варианта).
Учитель: Выполните тест.
Учащиеся: Выполняют тест, обмениваются со своим соседом по парте и
осуществляют взаимопроверку. За каждый правильный ответ – 1балл.
«Щелочные металлы»
I задание: выберите правильный ответ
Все элементы главной подгруппы I группы периодической системы относятся к …
1) типичным окислителям 2) переходным элементам 3) ѕ – элементам
2. Все ѕ – элементы, кроме водорода и гелия, являются…
1) газообразными веществами, без цвета и запаха
2) жидкостями при комнатной температуре 3) металлами
3. Атомы щелочных элементов имеют …
1) по одному электрону на внешнем уровне 2) по два электрона на внешнем уровне
3) полностью заполненный внешний уровень
4. Атомы щелочных элементов имеют …
1) возможность терять два внешних электрона, образуя катион со степенью окисления +2
2) возможность терять единственный внешний электрон, образуя катион
со степенью окисления +1
3) возможность приобретать один электрон на внешний уровень, образуя
анион со степенью окисления -1
5. Франций, элемент завершающий I группу, является…
1) очень твёрдым элементом 2) самым распространённым в земной коре 3) радиоактивным
6. Все ѕ – металлы очень активны и поэтому…
1) самовоспламеняются на воздухе 2) хранятся в воде 3) хранятся в керосине
7.Поскольку внешние электроны ѕ – металлов легко переходят к другим элементам,
все эти металлы являются…
1) типичными изоляторами 2) сильными восстановителями 3) окислителями
8. Все щелочные металлы горят в атмосфере кислорода, образуя…
1) пероксиды состава Ме2О 2) оксиды состава Ме2О 3) пероксиды Ме2О2 и оксиды Ме2О
9. Оксид калия может быть получен в результате реакции…
t t hv
1) К2О2 + 2К === 2К2О 2) КО2 + 3К === 2К2О 3) 2КО2 + О3 === К2О + 3О2 ↑
10. Все ѕ – металлы соединяются с водородом уже при незначительном нагревании, образуют…
1) гидроксиды 2) гидраты 3) гидриды
11. При взаимодействии щелочных металлов с водой образуются…
1) гидриды и кислород 2) щёлочи и водород 3) пероксиды и водород
12. Сульфатом калия является вещество, имеющее формулу…
1) КSО4 2) КНSО4 3) К2SО4
13. Металлы I группы главной подгруппы будут взаимодействовать с кислотами те, …
1) которые в ряду напряжения металлов стоят после Н
2) которые в ряду напряжения металлов стоят до Н
3) будут реагировать все
14. Пара металлов, обладающих наиболее сходными свойствами:
1) Аl и Nа 2) К и Nа 3) К и Мn
15. Реакция замещения возможна между…
1) серебром и железом 2) хлоридом железа и серебром
3) нитратом меди (I I) и серебром 4) нитратом серебра и железом

«Щелочноземельные металлы»
I задание: выберите правильный ответ
Все элементы главной подгруппы I I группы периодической системы относятся к …
1) типичным окислителям 2) переходным элементам 3) ѕ – элементам
2. Все ѕ – элементы, кроме водорода и гелия, являются…
1) газообразными веществами, без цвета и запаха
2) жидкостями при комнатной температуре 3) металлами
3. Атомы щелочноземельных элементов имеют …
1) по одному электрону на внешнем уровне
2) по два электрона на внешнем уровне
3) полностью заполненный внешний уровень
4. Атомы щелочноземельных элементов имеют …
1) возможность терять два внешних электрона, образуя катион со степенью окисления +2
2) возможность терять единственный внешний электрон, образуя катион
со степенью окисления +1
3) возможность приобретать один электрон на внешний уровень, образуя
анион со степенью окисления -1
5. Радий, завершающий II группу, является…
1) очень твёрдым 2) самым распространённым в земной коре 3) радиоактивным
6. Все ѕ – металлы очень активны и поэтому…
1) самовоспламеняются на воздухе 2) хранятся в воде 3) хранятся в керосине
7.Поскольку внешние электроны ѕ – металлов легко переходят к другим элементам,
все эти металлы являются…
1) типичными изоляторами 2) сильными восстановителями 3) окислителями
8. Все щелочноземельные металлы горят в атмосфере кислорода, образуя…
1) оксиды состава МеО 2) гидроксиды состава МеОН 3) оксиды Ме2О
9. Оксид кальция может быть получен в результате реакции…
t hv
1) 2Са + О2=== 2СаО 2) Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2 3) 2КО2 + О3 === К2О + 3О2 ↑
10. Все ѕ – металлы соединяются с водородом, образуют…
1) гидроксиды 2) гидраты 3) гидриды
11. При взаимодействии щелочноземельных металлов с водой образуются…
1) гидриды и кислород 2) основания и водород 3) пероксиды и водород
12. Сульфатом кальция является вещество, имеющее формулу…
1) Са2SО4 2) Са(НSО4 )2 3) СаSО4
13. Металлы I I группы главной подгруппы будут взаимодействовать с кислотами те, …
1) которые в ряду напряжения металлов стоят после Н
2) которые в ряду напряжения металлов стоят до Н
3) будут реагировать все
14. Пара металлов, обладающих наиболее сходными свойствами:
1) Са и Nа 2) Са и Мq 3) Са и Мn
15. Оксиды щелочноземельных металлов имеют общую молекулярную формулу…
1) МеО2 2) МеО 3) Ме2О

Ключи для тестов

Название
теста Номер задания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
«Щелочные металлы». 3 3 1 2 3 3 2 3 1 3 2 3 2 2 4
«Щелочноземельные металлы». 3 3 2 1 3 3 2 1 1 3 2 3 2 2 2

5. Рефлексия. Выставление оценок.
Учитель: Задает вопросы
А) Смогли ли вы достичь поставленных целей?
В) В какой степени?
С) Что мешало достижению целей?
Д) Какую оценку поставили себе за урок?
Учащиеся: Отвечают на вопросы. Подсчитывают сумму баллов за урок. Сообщают свой результат учителю.
Учитель: выставляет оценки за работу на уроке.
Посчитайте общую сумму баллов за урок:
30-33 - Вы отлично освоили тему и готовы к контрольной работе.
26-29 - Вам необходимо проработать отдельные темы.
22-25 - Вам необходимо тщательно повторить тему.
6. Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе, глава 6 стр. 147-173 Химия 10 класс. Естеств.-мат. Направления общеобразоват. шк./ Нурахметов Н. Н., Бекишев К. Б., Заграничная Н. А. – Алматы: Мектеп, 2010 г.
Категория: Любознательному учителю | Добавил: Nika5860 | Теги: обобщающий урок
Просмотров: 4939 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru