Главная » Файлы » Любознательному учителю |
2014-01-27, 10:22 PM | |
Организация современного урока систематизации и обобщения требует тщательной и трудоёмкой подготовки учителя. Для того чтобы на уроке систематизации и обобщения знаний достичь высоких результатов и повысить эффективность работы учащихся, урок необходимо построить технологично. Чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести к высокой результативности учебно-воспитательного процесса. Цели урока: Образовательные • Обеспечить в ходе урока закрепления знаний о s-элементах IA , IIA групп и их соединениях. • Обобщить знания по теме s-элементы, строение их атомов, получение, физические и химические свойства, привести их в систему. • Отработать практические навыки и умения по теме s-элементы. Развивающие • Формировать познавательный интерес и умения, самостоятельность мышления. • Развивать умения анализировать, аргументировать, обобщать полученную информацию; развивать умения составлять формулы веществ, сопоставлять формулы с названиями. • Учиться адекватно, оценивать свою работу и работу одноклассников. Воспитательные • Воспитывать у учащихся умение рационально использовать учебное время. • Развивать коммуникативные навыки, работая в команде. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Дидактическое обеспечение урока: интерактивное оборудование, тесты, карточки для самостоятельной работы, опорный конспект. Ход урока. 1. Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Учитель: Ребята, попробуем поставить цели для сегодняшнего урока вместе. Учащиеся: Пробуют поставить цели урока (Обобщить…; Систематизировать….; Закрепить..; Отработать на практике навыки и умения...). 2. Мотивационная часть. Учитель: Ребята, назовите 5 областей применения соединений s-элементов IA , IIA групп в жизни. Учащиеся: Перечисляют области применения s-элементов IA , IIA групп в жизни. Ответ: • В пищевой промышленности; • В медицине; • В сельском хозяйстве; • В строительстве; • При тушении пожаров; • В производстве спичек. 3. Разминка «Четыре минус один». Учитель: На карточках приведены логические цепочки, где перечислены металлы и их соединения. Ребята выберите элемент или соединение, выпадающее из логической цепочки, объясните: «Почему?» Учащиеся: Выполняют задание. 1. Натрий, кальций, франций, водород. 2. Кальций, магний, стронций, франций. 3. Цезий, кальций, барий, литий. 4. Na2O, K2O, CaO, BeO. 4. Обобщение и систематизация материала. А) Работа по опорным конспектам. Учитель: Сравните элементы первой А и второй А групп, используя опорный конспект. Запишите в виде схемы Эйлера Венна «Общее и различное». Учащиеся: Используя опорные конспекты, заполняют схему Эйлера Венна «Общее и различное». За правильно выполненное в полном объёме задание – 5 баллов. Схема Эйлера Венна Различное Различное Общее В) Работа по карточкам. Учитель: Осуществите превращения, расставьте коэффициенты. Вариант 1 (уравнения 1,4 запишите в окислительно-восстановительном виде, уравнения 2,3 в виде ионных уравнений). Вариант 2 (уравнение 1 запишите в окислительно-восстановительном виде, уравнения 2,3,4 в виде ионных уравнений). Учащиеся: Выполняют задания, записывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты. За каждое правильно выполненное уравнение – 1 балл. Осуществите превращения. Вариант 1 Вариант 2 Na →NaOH → NaCI → NaNO3 Ca→ CaO→ Ca(OH)2 → CaCO3 ↓ ↓ Na2S CaCI2 Правильный ответ. 1) 2Na + S = Na2S 2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 3) NaOH + HCI = NaCI + H2O 4) NaCI + HNO3 = NaNO3 + HCI 1) 2Ca + O2 = 2CaO 2) CaO + 2HCI = CaCI2 + H2O 3) CaO + H2O = Ca(OH)2 4) Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O Жесткость воды. Учитель: Устраните жесткость воды всеми возможными способами. Учащиеся: Выполняют задания по карточке. Формулируют определение жесткости воды. Перечисляют виды жесткости. Используя различные способы, устраняют жесткость воды. За правильно выполненный 1 вопрос – 1 балл, за второй вопрос – 3 балла. 1 вариант. 1. Дайте определение понятию жесткость. Укажите её виды. 2. Устраните жесткость воды, содержащей следующие соли Mg(HCO3)2, CaSO4, MgCI2. 2 вариант. 1. Наличием, каких солей обусловлена карбонатная жесткость (временная). 2. Устраните жесткость воды, содержащей следующие соли Ca(HCO3)2, Mg(NO3)2, CaCI2. 3 вариант. 1. Наличием, каких солей обусловлена некарбонатная жесткость (постоянная). 2. Устраните жесткость воды, содержащей следующие соли MgCI2, Ca(NO3)2, MgSO4 Правильный ответ. Жесткость воды. Карбонатная Некарбонатная (временная) (постоянная) Ca(HCO3)2 , Mg(HCO3)2 CaSO4, MgSO4, CaCI2, MgCI2, Ca(NO3)2, Mg(NO3)2, Ca(H2PO4)2, Mg(H2PO4 )2 1) Mg(HCO3)2 + t = MgCO3 + CO2 + H2O 2) CaSO4+ Na2CO3= CaCO3 + Na2SO4 3) 3MgCI2 + 2Na3PO4= Mg3(PO4)2 + 6NaCI 4) Ca(HCO3)2 + t = CaCO3+ CO2 + H2O 5) Mg(NO3)2 + Ca(OH)2 = Mg(OH)2 + Ca(NO3)2 Mg(H2PO4)2 + Na2CO3 = MgCO3 + 2NaH2PO4 6) 3CaCI2 + 2Na3PO4 = Ca3(PO4)2+ 6NaCI 7) 3MgCI2 + 2Na3PO4= Mg3(PO4)2 + 6NaCI 8) 3Ca(NO3)2 + 2Na3PO4 = Ca3(PO4)2+ 6NaNO3 9) MgSO4+ Na2CO3= MgCO3+ Na2SO4 С) Обобщающий тест по теме (2 варианта). Учитель: Выполните тест. Учащиеся: Выполняют тест, обмениваются со своим соседом по парте и осуществляют взаимопроверку. За каждый правильный ответ – 1балл. «Щелочные металлы» I задание: выберите правильный ответ Все элементы главной подгруппы I группы периодической системы относятся к … 1) типичным окислителям 2) переходным элементам 3) ѕ – элементам 2. Все ѕ – элементы, кроме водорода и гелия, являются… 1) газообразными веществами, без цвета и запаха 2) жидкостями при комнатной температуре 3) металлами 3. Атомы щелочных элементов имеют … 1) по одному электрону на внешнем уровне 2) по два электрона на внешнем уровне 3) полностью заполненный внешний уровень 4. Атомы щелочных элементов имеют … 1) возможность терять два внешних электрона, образуя катион со степенью окисления +2 2) возможность терять единственный внешний электрон, образуя катион со степенью окисления +1 3) возможность приобретать один электрон на внешний уровень, образуя анион со степенью окисления -1 5. Франций, элемент завершающий I группу, является… 1) очень твёрдым элементом 2) самым распространённым в земной коре 3) радиоактивным 6. Все ѕ – металлы очень активны и поэтому… 1) самовоспламеняются на воздухе 2) хранятся в воде 3) хранятся в керосине 7.Поскольку внешние электроны ѕ – металлов легко переходят к другим элементам, все эти металлы являются… 1) типичными изоляторами 2) сильными восстановителями 3) окислителями 8. Все щелочные металлы горят в атмосфере кислорода, образуя… 1) пероксиды состава Ме2О 2) оксиды состава Ме2О 3) пероксиды Ме2О2 и оксиды Ме2О 9. Оксид калия может быть получен в результате реакции… t t hv 1) К2О2 + 2К === 2К2О 2) КО2 + 3К === 2К2О 3) 2КО2 + О3 === К2О + 3О2 ↑ 10. Все ѕ – металлы соединяются с водородом уже при незначительном нагревании, образуют… 1) гидроксиды 2) гидраты 3) гидриды 11. При взаимодействии щелочных металлов с водой образуются… 1) гидриды и кислород 2) щёлочи и водород 3) пероксиды и водород 12. Сульфатом калия является вещество, имеющее формулу… 1) КSО4 2) КНSО4 3) К2SО4 13. Металлы I группы главной подгруппы будут взаимодействовать с кислотами те, … 1) которые в ряду напряжения металлов стоят после Н 2) которые в ряду напряжения металлов стоят до Н 3) будут реагировать все 14. Пара металлов, обладающих наиболее сходными свойствами: 1) Аl и Nа 2) К и Nа 3) К и Мn 15. Реакция замещения возможна между… 1) серебром и железом 2) хлоридом железа и серебром 3) нитратом меди (I I) и серебром 4) нитратом серебра и железом «Щелочноземельные металлы» I задание: выберите правильный ответ Все элементы главной подгруппы I I группы периодической системы относятся к … 1) типичным окислителям 2) переходным элементам 3) ѕ – элементам 2. Все ѕ – элементы, кроме водорода и гелия, являются… 1) газообразными веществами, без цвета и запаха 2) жидкостями при комнатной температуре 3) металлами 3. Атомы щелочноземельных элементов имеют … 1) по одному электрону на внешнем уровне 2) по два электрона на внешнем уровне 3) полностью заполненный внешний уровень 4. Атомы щелочноземельных элементов имеют … 1) возможность терять два внешних электрона, образуя катион со степенью окисления +2 2) возможность терять единственный внешний электрон, образуя катион со степенью окисления +1 3) возможность приобретать один электрон на внешний уровень, образуя анион со степенью окисления -1 5. Радий, завершающий II группу, является… 1) очень твёрдым 2) самым распространённым в земной коре 3) радиоактивным 6. Все ѕ – металлы очень активны и поэтому… 1) самовоспламеняются на воздухе 2) хранятся в воде 3) хранятся в керосине 7.Поскольку внешние электроны ѕ – металлов легко переходят к другим элементам, все эти металлы являются… 1) типичными изоляторами 2) сильными восстановителями 3) окислителями 8. Все щелочноземельные металлы горят в атмосфере кислорода, образуя… 1) оксиды состава МеО 2) гидроксиды состава МеОН 3) оксиды Ме2О 9. Оксид кальция может быть получен в результате реакции… t hv 1) 2Са + О2=== 2СаО 2) Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2 3) 2КО2 + О3 === К2О + 3О2 ↑ 10. Все ѕ – металлы соединяются с водородом, образуют… 1) гидроксиды 2) гидраты 3) гидриды 11. При взаимодействии щелочноземельных металлов с водой образуются… 1) гидриды и кислород 2) основания и водород 3) пероксиды и водород 12. Сульфатом кальция является вещество, имеющее формулу… 1) Са2SО4 2) Са(НSО4 )2 3) СаSО4 13. Металлы I I группы главной подгруппы будут взаимодействовать с кислотами те, … 1) которые в ряду напряжения металлов стоят после Н 2) которые в ряду напряжения металлов стоят до Н 3) будут реагировать все 14. Пара металлов, обладающих наиболее сходными свойствами: 1) Са и Nа 2) Са и Мq 3) Са и Мn 15. Оксиды щелочноземельных металлов имеют общую молекулярную формулу… 1) МеО2 2) МеО 3) Ме2О Ключи для тестов Название теста Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 «Щелочные металлы». 3 3 1 2 3 3 2 3 1 3 2 3 2 2 4 «Щелочноземельные металлы». 3 3 2 1 3 3 2 1 1 3 2 3 2 2 2 5. Рефлексия. Выставление оценок. Учитель: Задает вопросы А) Смогли ли вы достичь поставленных целей? В) В какой степени? С) Что мешало достижению целей? Д) Какую оценку поставили себе за урок? Учащиеся: Отвечают на вопросы. Подсчитывают сумму баллов за урок. Сообщают свой результат учителю. Учитель: выставляет оценки за работу на уроке. Посчитайте общую сумму баллов за урок: 30-33 - Вы отлично освоили тему и готовы к контрольной работе. 26-29 - Вам необходимо проработать отдельные темы. 22-25 - Вам необходимо тщательно повторить тему. 6. Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе, глава 6 стр. 147-173 Химия 10 класс. Естеств.-мат. Направления общеобразоват. шк./ Нурахметов Н. Н., Бекишев К. Б., Заграничная Н. А. – Алматы: Мектеп, 2010 г. | |
Просмотров: 4939 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|