Главная » Файлы » Любознательному учителю |
2014-08-13, 3:22 PM | |
Аналитический отчет о процессе менторинга одного коллеги Обучаясь на первом этапе «Лицом к лицу», изучая Руководство учителя, Раздаточные материалы и другие материалы, я выяснила, что менторинг – это длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижения у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью его профессионального становления, как целостной личности педагога (1). Процесс становления ментора осуществляется в условиях коллабративной школьной среды в целях улучшения образовательной практики. Одним из заданий, которое мне предстояло выполнить на практике— это проведение менторинга, действие в контексте идей семи модулей Программы второго уровня в школе. Я провела интересную, совместную работу с В.Н.В. по менторингу. Мой менти - учитель начальных классов, стаж 8 лет, образование высшее, прошла курсы 3 (базового) уровня в рамках повышения квалификации казахстанских педагогов в новом формате. Вопрос напрашивается сам собой: почему я выбрала именно Н.В. для совместной работы? После проведенного коучинг-занятия я получила обратную связь в виде анкеты, проанализировав ее, поняла, что есть педагог, который желает, чтобы я помогла ей изменить практику преподавания. Предложив совместную деятельность, В.Н.В. согласилась, так как считает, что сегодня учитель находится в условиях «информационного бума», и не отступает от своего жизненного кредо: «Любопытство - не порок, а тяга к познанию». Моему подопечному нравится познавать мир, у нее всегда есть желание чему - либо учиться, находиться в непрерывном поиске: каким способом продолжить самообразование? И самое главное, от этого Н.В. никогда не устает, не бросает начатое дело на полпути. Мы подписали негласное соглашение с коллегой и начали работать. В начале нашего пути, по просьбе моего подопечного, я провела ознакомительную беседу по Программе второго уровня в целях расширения кругозора. Затем попросила Н.В. провести показательный урок с целью уточнения, какими приемами используется она в своей работе, для того, что мы могли вместе решить, что можно улучшить. В ходе беседы я уточнила, на что именно будет обращено внимание при наблюдении, попросила договориться с детьми и родителями о проведении съемки. Я предупредила, что менти может использовать любые приемы, разрабатывать план так, как ей удобно, и немало важный аспект - анализ урока будет проходить только с позитивной стороны и носить доверительный характер. Я сама для себя заранее определила фокус исследования при совместной работе. Неожиданной новостью было то, что наши мысли совпали, мы обе хотели отследить на уроке формативное оценивание, но каждый преследовал свою цель. Н.В.- каким образом можно оценить работы детей для разнообразия и повышения уровня успеваемости ребят; я хотела проследить, как применяется учителем на уроке формативное оценивание и обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися. По желанию менти, мы садились за стол переговоров не один раз, обсуждали и планировали уроки. Но первый урок составила и провела сама подопечная, опираясь на приобретенные знания от курсов 3 (базового) уровня, при этом не забывала консультироваться со мной. Я предложила ей свой перечень литературы, которая, на мой взгляд, может быть ей полезна. Первую видеосъемку я организовала во время первого урока менти. Я наблюдала за работой учеников в группах, за манерой общения моей подопечной с малышами. Она проводила урок по познанию мира во 2 «Б» классе по теме: «Человек трудом славен. Хлеб - всему начало». Накануне урока мы еще раз встретились с моим подопечным, обсудили поурочный план, разобрали проблемы, которые могут возникнуть при организации групп. В течении урока я приостанавливала видеосъемку по просьбе менти, так как 3 ученика боялись отвечать во время съемки, были сильно напряжены. Но Н.В. смогла успокоить малышей, настроить на позитив. В дальнейшей работе эти дети чувствовали себя увереннее. Для психологического настроя учитель организовала игру «Мой сосед», впоследствии которой ученики получили заряд подрасти на весь урок. В процессе рефлексии моя подопечная провела игру «Профессии», с помощью которой произвела деление на группы. В первом задании группам предложили подобрать ассоциации к слову «профессии». Обсуждение спикерами прошло хорошо, ребята дали много вариантов ответов. Самая интересная работа, на мой взгляд, прошла во втором задании: каждая группа, выбрав одну из профессий, должна охарактеризовать ее. По желанию ребята могут дополнительно выполнить рисунок орудий труда или место работы. С целью закрепления темы, учитель дала задание по учебнику (страница 18): чтение текста и обсуждение по принципу: что знал, что узнал, что хочу узнать. Все группы справились с заданием хорошо, кроме 4 группы: Айша перепутала задание, учитель только обратила на это внимание. Можно было спросить у остальных ребят в группе: хочет ли, кто ни будь дополнить ответ. Но подобного вопроса от учителя не последовало, после урока мы обсудили этот вопрос вместе, Н.В. согласилась. В заключении урока в качестве рефлексии учитель провела мозговой штурм: с помощью набора слов составить пословицу о хлебе, прочесть получившиеся предложение и дать объяснение смысла. Данное задание очень понравилось ребятам, выполнили быстро и с большим интересом. Мне очень понравилось на уроке то, что В.Н.В. в течении всего урока после каждого задания оценивала учеников с помощью фишек, похвалы, аплодисментов. В заключении она подвела итог и вывела общую оценку. В обратной связи дети расставили цветы по вазонам: если урок понравился - цветок прикрепить к розовому вазону; зеленый цветок, если урок не понравился – прикрепить к зеленому. Единственный ребенок, Мадина, прикрепил цветок к зеленому вазону, что означало – урок не понравился. Н.В. сразу поинтересовалось, с чем было связано негативное настроение. Девочка медлительна и поэтому не успевала отвечать, ее постоянно опережали другие дети. Я попросила педагога обратить внимание на этот момент на следующем занятии. Мы остались после уроков, просмотрев видео съемку и проанализировав его, совместно обработали ошибки. Повторный урок решили провести на следующей неделе, выбрали опять познание мира «Я и другие люди. Вежливость». Я напомнила менти не забывать о допущенных ошибках прошлого урока, сконцентрироваться. В качестве психологического настроя была представлена игра «Дождик, лей!» В рефлексии малыши участвовали в игре «Вежливые слова». Предлагалось разделить слова на группы самостоятельно. Дети мгновенно зарядились позитивом. Деление на группы уже прошло гораздо тише и удачнее. В первом задании ученики составили кластер «Дружба». Положительные стороны этого задания: развивает критическое мышление, принимали участие все дети, спикеры смогли достойно защитить постеры. Для творческого задания ученики должны были вспомнить стихи о дружбе и вежливости. Мне понравилось в данном моменте урока то, что лидеры команд назначили сами отвечающего и выбрали детей пассивных, что помогло их более активизировать. Если в первом задании оценивание прошло в виде раздачи фишек, то сейчас оценивание было группой соперников, ученики дали правильное обоснование. Основным заданием послужила обширная работа для каждой группы: 1) выполнить рисунок по теме урока, 2) составить правила вежливых учеников, 3) по учебнику прочесть и определить то, чего еще не знали, 4) подвести итог урока. В своем наблюдении за классом я обратила внимание, что на этом уроке были активизированы буквально все ребята, работа продвигалась слажено, дети переживали за группу и стремились выполнить порученное задание лучше, чем соперники. Обратила внимание на то, что Н.В. на повторном уроке учла все мои рекомендации, а в обратной связи в качестве рефлексии ученикам предложили подарить ромашки, выбранному по душе смайлу. Два ученика повесили ромашки к грустным смайлам – остались недовольны оценками, вместо «4» претендовали на «5». Н.В. еще раз объяснила девочкам критерии оценивания. Равиль прикрепил свой цветочек к рыдающему смайлу, отметив свое плохое настроение тем, что не хотел чтобы урок заканчивался. В заключении моей видео съемки я попросила учеников оценить учителя, понравилось ли как она вела урок, и согласны ли дети с выставленными им оценками. Дети стали аплодировать, кто то с помощью жестов показал «класс», а Максим выкрикнул «браво» - насколько чувства переполняли мальчика. После урока мы с Н.В. проанализировали весь урок, просмотрев видео; попросила дать мне интервью по поводу нашего сотрудничества, предложила анкетирование. Анализируя проведённые уроки по моим наблюдениям и с помощью видеоматериалов, мой менти смогла подвести итог и сделать правильный вывод: -для повышения качества образования необходимо систематическое, целенаправленное использование различных техник формативного оценивания; -учитель должен уметь отбирать различные техники, опираясь на цели при оценивании; -обязательный сбор данных (результатов) – важен элемент использования техник формативного оценивания; -анализируя результаты работ, надо выявить тех учеников или группы детей, для которых определенные задания представляют сложность, проблемные для учеников вопросы, задания. - обратила внимание на сильный шум в группах, бурное обсуждение во время работы. Да, я согласна, как раз это оказалось существенным замечанием по всем урокам. Есть над чем работать в дальнейшем. По сбору данных, я убедилась, что моя подопечная является лидером как в образовании, так и в социуме, что меня очень порадовало. Менти настоятельно просила продолжить совместное сотрудничество и дальше, я согласилась: пока учишь, кого то, учишься сама. Используемая литература: 1. Руководство для учителя, второй (основной) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», издание третье —2012г, стр 232 | |
Просмотров: 3977 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|