ГУСО школа-лицей №7, г.Семей Учитель: Мангуткина Г.Х. Урок самопознания. 9 класс. Тема. Мечта и реальность. Цели: расширение представлений учащихся о цели и смысле жизни, призвании. Задачи: воспитывать у учащихся стремление ставить цели и осуществлять задуманное, умение радоваться достигнутому; помочь учащимся осмыслить пути выхода из неудач и возможности обретения новой цели в жизни; осмысление понятия «счастье». Развитие потребности в служении обществу, творческого мышления, речи. Воспитание целеустремленности, настойчивости, духовной красоты. Методы и приемы: слово учителя, чтение, беседа с учащимися, просмотр видеоматериалов, творческая работа, рисование, прослушивание музыки. Тип урока: комбинированный. Оборудование: интерактивная доска, видеоматериалы, рисунки учащихся, аудиозапись музыки Бетховена. Ход урока. 1. Круг радости. Чтение стихотворения Для чего нужна мечта? Чтобы с нею красота В нашу жизнь вошла незримо, Сделав жизнь неповторимой. Если нет в душе мечты, Не увидишь в жизни ты Из печали и невзгод Солнца трепетный восход. Из книги «Притчи для детей и взрослых» Вопрос учащимся: о чем вы мечтали в раннем детстве? Сбылись ли ваши мечты? 2. Чтение притчи учителем и беседа с учащимися. Ангелы – хранители, окончив небесную школу, нашли себе людей, которых они стали охранять. Одни выбрали родных, другие – несчастных или больных людей. Только один молодой ангел не смог выбрать никого. - Сначала я хотел помочь человеку, у которого мечта долго не исполняется,- сказал молодой ангел. – Но многие люди даже не хотят, чтобы их мечты исполнились. Моряк, плывущий на корабле, мечтал о земле. Я спустился на корабль и спросил моряка: - Хочешь, я превращу тебя в крестьянина? Ты будешь спокойно жить на земле. - Я мечтаю увидеть на землю, но никогда не расстанусь с морем,- ответил моряк. - Мечта помогает человеку стремиться вперед. Моряк любит море, но мечта ведет его корабль сквозь бурю к берегу,- объяснил старший ангел. - Потом я хотел помочь человеку, у которого нет мечты. Но оказалось, только у человека исполняется одна мечта, он тут же начинает мечтать о другом. - Без мечты жизнь потеряла бы смысл, - заметил старший ангел. - В конце концов я решил выбрать человека с несбыточной мечтой, чтобы утешить его. Я выбрал мальчика. Он взлетал на качелях и мечтал о крыльях. - Я рад, что ты нашел себе человека!- улыбнулся старший ангел. - Но его нужно утешать! Когда мальчик мечтал, его душа взлетала к небесам. Я понял, что когда-нибудь станет ангелом. -Хорошо, что у каждого есть мечта, - задумчиво сказал старший ангел.- Я назначаю тебя хранителем мечты. Следи, чтобы мечта всегда жила в сердце человека. Вопросы к учащимся. Каждому ли человеку нужна мечта? Почему ангел не нашел человека, у которого не было мечты? У каждого ли человека есть ангел- хранитель? 3. Творческое задание. Нарисуйте свою мечту в виде какого-нибудь образа. Попросите одноклассников угадать по вашему рисунку, о чем вы мечтаете. Представление рисунков. 4. Слово учителя. В жизни человека могут встретиться различные ситуации, когда осуществить мечту трудно. Мы порой мечтаем о несбыточном, откладываем решения до лучших времен, ждем птицу счастья. А может, стоит оглянуться вокруг, увидеть настоящее. Как соотнести мечту и реальность, не только ловить журавля в небе, а попробовать удержать синицу в руках. Посмотрите, пожалуйста слайды по названием «Жизнь коротка» (автор Фридрих Пауэр). Может, это поможет вам задуматься о смысле жизни, о счастье. 5. Просмотр слайдов. 6. Обращение к цитате урока. В жизни следует ставить перед собой две цели. Первая цель – осуществление того, к чему вы стремитесь. Вторая цель- умение радоваться достигнутому. Только самые мудрые представители человечества способны к достижению второй цели. Логан Пирсалл Смит. 7. Работа с учебником. Размышление над ситуацией. Чтение текста. История Айсулу, которой не удалось поступить в университет. Что можно ей посоветовать? 8. Задание учащимся. Работа в группах. Попробуйте предположить, что по каким –либо причинам вашу мечту осуществить трудно. Как не упасть духом? Какие пути выхода из ситуации предпринять? 9. Чтение сто сорок четвертого слова Абая. 10. Резюме. Реальная жизнь вносит свои коррективы в осуществление мечты. Но именно мечта способствует личностному росту человека, и усилия, потраченные на ее осуществление, не пройдут для человека даром. 11. От сердца к сердцу. Какие мы, и мир таков: Мы в клетке – мир наш из оков, Парим в просторе – мир открыт, Любой из нас сам мир творит. Мы верим – в мире глубина, Мы созерцаем – тишина, Мы ищем – мир неповторим, Мы любим – и любой любим. Из книги «Притчи для детей и взрослых». 12. Прослушивание музыки ( фрагмент Героической симфонии Бетховена). Д.з. : взять интервью у счастливого, на ваш взгляд, человека, узнать о юношеской мечте, путях осуществления, трудностях, результатах достижения мечты. Список литературы. 1. Самопознание. Методическое пособие для учителей 9 класса общеобразовательных школ. И.В. Калачева. Алматы. «Бобек» 2010. 2. Абай. Стихи. Слова назидания. М. 2003 3. Лопатина А., Скребцова М.Притчи для детей и взрослых. М. 2011
|