Главная » Файлы » Любознательному учителю |
[ Скачать с сервера (29.9 Kb) ] | 2015-10-09, 9:59 PM |
Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики. Чтобы преуспеть в своем развитии, стране следует растить образованную молодежь Н. А. Назарбаев Что нужно изменить в школьной системе? И кто же он – современный учитель? Попробуем найти ответы на все эти вопросы. Современный учитель – это тот, кто учит самому учению, ставит цель и достигает ее, учит планировать будущее. Это тот, кто учится сам. Почему нам, учителям, нужно меняться? Потому что именно учителя понимают ценность непрерывного обучения. Мы меняемся, потому что понимаем, как важны отношения и заинтересованы в передаче наследства детям посредством того, что мы делаем для других детей. Мы понимаем обучение в динамике и то, что отсутствие изменений означает остановку в росте. «Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления функционирующих мировых систем образования»[1. стр. 103.]. А как сделать школу более эффективной? Государство «начинается с образования». Развитое государство, которое заботится о своем будущем, вкладывает средства в образование, потому что оно влияет на развитие общества. Современные глобальные проблемы, происходящие в мире, затрагивают интересы всех стран. Мое глубокое убеждение, что игнорировать проблемы в образовании мы не можем, иначе накапливаются обострения, которые могут привести к социальным и экономическим потерям. Поэтому во многих странах мира говорят о реформах в образовании, потому что системы образования, и в нашей стране в том числе, не отвечают запросам общества, с чем я лично согласна. Все школьные системы ставят перед собой задачу «формирование у обучающихся как актуальных, так и соответствующих практических навыков…( в частности, способность учащихся к выбору решений и действий)». [1стр.104]. Сегодня решение проблем в вопросах воспитания и образования подрастающего поколения, невозможно без обращения к мировому опыту. Многие страны изучают уроки других народов, положительные и отрицательные, чтобы используя их, не повторять ошибок и учитывать положительные результаты. И наша страна не исключение. Казахстан активно стремится войти в число конкурентоспособных стран мира. И мы являемся свидетелями того, как наше государство всеми силами стремиться поднять образование на более высокую, качественную ступень. Доказательством тому служат реформы в области образования – программа «Болашак», «Студент», Концепция 12-летнего среднего общего образования, образовательный проект «Назарбаев Университет». Еще одним подтверждением этому – наши трехуровневые курсы, в рамках которых мы изучаем мировые системы образования лидирующих стран . Поражает тот факт, что проекты, в которые вкладывают огромные средства, не всегда себя оправдывают, когда как мировой опыт показывает, что и без особых капиталовложений можно изменить систему образования, чтобы наша страна вошла в число передовых. И все же, несмотря на существенный рост финансирова- ния ( в прошлом году (2007г.) правительствами всего мира на образование было потрачено 2 трлн долл.) и масштабные усилия по реформированию, качество во многих школьных системах если и повысилось за последние десятилетия, то незначительно )[2. Стр.7] Так, например, Япония и Италия повысили качество знаний учащихся при незначительном росте повышения реальных расходов в расчете на ученика, по сравнению с Австралией, Новой Зеландией и Францией. [2.стр.10]. Чтобы глубоко разобраться в системах образования лидирующих стран, я поставила перед собой цель не только понять, но и переосмыслить какие формы обучения возможно адаптировать у нас в Казахстане и конкретно в школе, в которой я работаю. Меня заинтересовал вопрос – какие страны занимают лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве и почему они? Мною был выбран, для более полного глубокого изучения, мировой опыт Японии и Финляндии. Почему меня заинтересовали именно эти страны? Во-первых, эти страны входят в состав ОЭСР и считаются успешными, лидирующими, во-вторых, я увидела некоторые общие моменты в наших системах, в-третьих, некоторые подходы в обучении, с моей точки зрения, принесли бы в нашей системе образования ощутимые результаты и способствовали повышению качества образования. И одно из главных, на что нужно обратить внимание, это, конечно, подготовка педагогических кадров. Один корейский политик очень точно сформировал мысль о важности привлечения к учительской профессии подходящих кадров: «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». [2. стр 17]. В западных системах образования большое внимание уделяется подбору педагогических кадров, привлекаются лучшие, одаренные, талантливые люди, что подтверждают исследования, проведенные в штате Теннесси и Далласе, которые доказывают, что результаты обучения зависят от квалификации учителя. Учащиеся, с которыми работали высококвалифицированные учителя, показывали результаты в три раза качественнее, чем те, которые попали к учителям с более низкой квалификацией. « Проведенное десять лет назад важное исследование, основанное на данных по штату Теннесси , показало, что если двум 8- летним ученикам средних способностей дать очень разных учителей: одного – высокой, а другого низкой квалификации, то результаты их обучения разойдутся за три года на 50 с лишним процентных пунктов .[2. стр.14]. Если обратиться к системе образования Финляндии, то там 10% лучших выпускников выбирают профессию учителя, но прежде, чем их допустят к обучению, они проходят несколько процедур. Это тесты на грамотность, счет, умения выходить из проблемных ситуаций, и целый ряд экзаменов[2. стр.17-19]. В Финляндии пришли к выводу, что статус учителя зависит от уровня его образования.[2.стр.30]. Cтать учителем в этой стране совсем не просто, поэтому там учителя получают достойную зарплату, это высокообразованные и уважаемые люди, и потому они редко проходят переаттестации. Все школы являются государственными и бесплатными. А чтобы стать учителем в нашей стране, достаточно просто иметь диплом учителя. И поэтому многие девушки, из числа посредственно обучающихся в школе, поступают в педагогические университеты только потому, что там низкий проходной балл по ЕНТ, а юношей, желающих преподавать – единицы. А именно данный факт, в этом мое личное убеждение, указывает на то, что учителей нужно аттестовать чаще. У нас же, в Казахстане, учителя проходят курсовую переподготовку раз в пять лет, что является, на мой взгляд, недостаточным, учитывая рост темпов мирового развития. В числе задач, стоящих перед нашей казахстанской школой – переход к 12-летнему среднему образованию. В связи с этим, для нас огромный интерес представляет опыт Японии, где 12-летняя школа существует уже более полувека. У нас же это только на этапе опробирования, хотя очень много предпринято шагов к переходу на 12-летнее среднее образование. Опыт модернизации японской системы образования уже применяется в казахстанских школах. Особенно хотелось бы отметить подход «Lesson Study», предназначенный для исследования класса, в целях усовершенствования школьной практики. Он получил популярность за пределами Японии как подход к педагогической практике. Это достаточно сложный подход, требующий от преподавателя очень серьезной подготовки. Но при правильном использовании он может дать самые замечательные результаты [1.стр.145-146], в чем я убедилась лично. Япония вообще привлекает внимание небывалыми успехами своего экономического развития. Сами японцы видят это в высоком уровне образованности своего народа. Образование здесь является самым массовым и отвечает самым высоким стандартам. 12-летнюю среднюю школу заканчивают 95 из 10 учащихся, из них 90% поступают в колледжи, университеты в вузы. 64% посещают детские сады, а более трети детей дошкольного возраста воспитывается в яслях. Мировое признание получили успехи японских школьников на международных олимпиадах по математике, физике и т.д.. С апреля 2002 г. во всех школах Япония введена пятидневная школьная неделя. Произошел кардинальный поворот японской школы от обучения по единым, обязательным учебным планам к дифференциации, каждому учащемуся предоставлен широкий выбор учебных предметов. Ориентиры школьной реформы в ХХІ в. был заложены в официальных документах конца 90-х г .г : «Эмоциональное воспитание детей с самого раннего возраста» (1998), «Формирование у детей острого желания жить и любить жизнь», «Подготовка учителей, способных помогать детям преодолевать стрессы» (1997) – название этих документов говорят сами за себя. Сами японцы считают, что школа – не единственный очаг образования и идея продленного образования проходит красной нитью через все документы рубежа веков. Эту роль должны разделить семья и общество. Для этого содержание всех учебных предметов необходимо окрасить идеями гуманизма, доброты, справедливости, сострадания. Вся обстановка учебного заведения должна оберегать детей от тревог, забот, доставлять им радость. Наряду с воспитанием в духе национальных традиций следует обратить внимание на интернациональное воспитание. По данным ООН и исследованиям PISA индекс образования в Финляндии один из самых высоких в мире , а финские школьники занимают самые высокие места в мировых рейтингах по естественным наукам, математике, чтению, отлично справляются с нестандартными заданиями, умеют применить свои знания в реальных ситуациях. Наши школьники тоже талантливые и способные, и наблюдения моей практики показывают, что они заслуживают большего, чем просто получение академических знаний. Наша школьная система образования должна иметь большую практическую направленность. Интерес вызывает то, что в Финляндии в школу дети идут не ранее семи лет, (если же этот аспект сравнить с нашей системой, то он показывает , что у нас дети идут в предшколу с 5-6 лет), но к пятнадцати годам финские дети опережают своих сверстников из других стран. [2. стр.15]. В отличие от нашей казахстанской системы образования, где создаются условия для работы специализированных школ, в Финляндии все школьники получают одинаковое образование. Этапы школьного образования имеют отличия от других стран мира. Младшая школа- с 1 по 6 классы, где преподает один учитель. У нас начальная школа включает в себя четыре года . Старшая общеобразовательная школа и младшая находятся в разных зданиях. Мое мнение, что для наших учеников это было полезной сменой обстановки. Ведь наши дети с 5 лет и до 7 лет находятся в одном здании! И, конечно, со мной согласились бы многие коллеги, что если бы наши школьники, как и школьники Финляндии, имели возможность получать бесплатное горячее питание и государство оплачивало транспортные расходы, то это послужило бы хорошим стимулом для повышения качества образования. В финских школах принята нестандартная система оценки знаний- от 4 до 10 баллов, где 4-неудовлетворительная оценка, требующая пересдачи, а 10- наивысший балл. В нашей системе образования в оценивании обучения также назрела необходимость изменить подход в данном вопросе. Финские учителя имеют достаточно времени и желания общаться и внимательно слушать своих учеников, не только принимая их ответы во время урока, но и выясняя их мнение по поводу своей преподавательской практики. Чтобы услышать голос ученика, показать свое уважение к мнению ребенка , нам, казахстанским учителям, еще немало надо будет сделать для организации обратной связи с учениками и установления партнерских отношений, что является одним из условий воспитания, в конечном итоге, в ученике лидера - а это главная идея Программы повышения квалификации работников образования РК, созданной совместно Центром педагогического мастерства и факультетом образования Кембриджского университета. «В этой связи, школы должны быть более последовательны в обучении критическому мышлению учащихся, в комплексном решении проблем, касающихся индивидуальности каждого ученика». [1, стр.105]. В Казахстане начато и успешно набирает темпы реформирование высшего образования. Закон «Об образовании», гарантирующий бесплатное образование по грантам, успешно действует. Основной упор делается на то, что «…Казахстану, набирающему темпы развития, нужны специалисты с современными знаниями, способные принимать и исполнять грамотные решения» . Изучая мировую практику образования, я пыталась понять, что было бы приемлемым у нас в Казахстане и конкретно, в моей школе. Западное образование, конечно, имеет большое количество положительных моментов, но у нас свои особенности культуры, менталитета. У нас есть свои традиции. Казахстану необходимо интегрироваться в короткие сроки и мировое пространство и для этого наше подрастающее поколение должно соответствовать мировым стандартом образования. Но при этом мы должны сохранить свою самобытность, сохранить и преумножить свою культуру. Мне кажется, это сложный, но решаемый вопрос:как сделать, чтобы нашим детям, с нашим государственным образованием было комфортно и в мировом пространстве, и у себя в стране. Я работаю в СШ № 7 г.Атбасара, где очень творческий и высококвалифицированный коллектив. 18 учителей прошли трехуровневую переподготовку кадров и сейчас успешно внедряют в свою систему преподавания идеи 7 модулей Программы, привлекая и обучая коллег. Нам всем нужен профессиональный диалог. Профессиональная компетенция и наставничество должны быть на первом плане в каждой школе. Как учитель с большим стажем работы также являюсь наставником и моим менти на практике стал тот же молодой учитель , с которым сотрудничаю в данном вопросе на протяжении трех лет. И на примере нашего сотрудничества и взаимоотношений с коллегами во время практики я увидела, что многие мои коллеги готовы к преобразованиям. « В ряде успешных систем, в Китае, Японии, Финляндии, учителя успешно работают совместно, вместе планируют уроки , посещают классы друг друга…» [2.стр.38].Моей миссией после окончания курсов продвинутого уровня будет следующее – донести до коллектива учителей то, что главной фигурой в обучении должен стать ученик, а не учитель « Учителя должны иметь достаточно обстоятельные знания о том, как происходит обучение, об уровне мотивации отдельных учащихся..» [ 1.стр.104 ]. Возможно, на этой уйдет много времени. Стереотипы ломать очень сложно, но такова задача лидера. Школе нужно работать так, чтобы образование было способным изменить наше будущее, будущее наших детей. Учителя должны эффективно использовать стратегии, способствующие совместному обучению, научиться разрабатывать критерии урока. Стремиться выяснить истинную мотивацию каждого ученика. Для достижения этой цели педагогам необходимо кардинального переосмыслить всю свою деятельность. И эта одна из задач лидера-помочь коллегам выбрать правильное направление. От уровня проведения занятий каждого учителя зависит будущее наших детей. Станут ли наши подопечные самостоятельными людьми, смогут ли сами решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций или будут всегда ждать поддержки извне, зависит напрямую от нас, учителей. Учитель является стержневой фигурой в образовательном процессе и именно от него зависит процесс формирования ребенка как личности, способной конкурировать в быстро меняющемся в мире. Но до тех пор, пока каждый из нас будет считать, что наша система образования самая передовая в мире и учить нужно традиционно, по старинке, казахстанская школа не сможет удовлетворить потребности личности и войти в 30 лучших стран мира [4]. Использованная литература : 1.Руководство для учителя. Первый ( продвинутый) уровен. Второе издание. 2.М.Барбер, М. Муршед « Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах» 3. Педагогика -2002.-№ 8 4. «Стратегия -2050» Президента РК. Н.А. Назарбаев, 17.01.2014. | |
Просмотров: 1068 | Загрузок: 13 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|