Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Любознательному учителю

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
[ Скачать с сервера (20.9 Kb) ] 2015-10-20, 4:09 PM
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
учеников.
Каждый возраст имеет свои отличительные признаки, которые определяются анатомо-физиологической зрелостью организма (внутренний фактор) и особенностями социальной ситуации (внешний фактор).
Я хочу рассказать о разных возрастных особенностях учеников и начать с младшего школьного возраста.
От шести до двенадцати лет - границы периода обусловлены обучением в младшей школе.
Возникает проблема адаптации ребёнка к школе. Проблема адаптации может выражаться в излишней эмоциональности, не подчиняться школьным правилам или наоборот может перейти в соматику “ школьный невроз”. Адаптационный период от четырёх - семи недель, но у некоторых детей, адаптация не происходит и через год.
Бывает, что ребёнок хотел в школу, но через пять - шесть недель - новизна пропала и т. д. Дети начинают ждать воскресенья, каникул, болезни.
Основная причина - учитель не работает над формированием внутренней учебной мотивации.
Отечественные психологи выявили закономерность - существуют этапы формирования внутренней мотивации:
интерес к процессу учебной деятельности;
интерес к результату деятельности;
интерес к содержанию учебной деятельности - это и есть внутренняя мотивация и задача учителя - формировать интерес к содержанию.
Особенно на первых порах учитель имеет авторитет - безусловный. Без подкрепления авторитет угасает. Раньше главная функция учителя - информационная. Сейчас информация из других источников.
Далее наступает подростковый период, или переходный возраст Это возраст одиннадцати-четырнадцати лет. На развитие подростков влияют две группы факторов ,это половое созревание и зависимость от родителей и учителей. В этом возрасте у подростка появляется высокая потребность в общении, эмоциональная неустойчивость, чувствительность к оценке посторонних ,чувство взрослости. Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение носит интимно-личностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически не насыщается. В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не знает как вести себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной потребности в общении для этого возраста характерна агрессия и замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций. Достаточно эффективным в этом случае будет совместный анализ поступков ребёнка. Положительное: подросток стремится делать что-то полезное, социально-значимое (забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается)Отрицательное: часто перенимаются исключительно внешние показатели взрослости: курение, алкоголь, нецензурная лексика
В данном случае необходимо поощрять общественно одобряемое проявление взрослости. Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним. Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей .Считаю, что здесь роль педагога заключается в выделении позитивных качеств, а не только негативных, давать право на ошибку- показывать, что" эталоны"(взрослые) тоже ошибаются, оказывать эмоциональную поддержку.
Период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту- приходится примерно на 15—16 лет, то есть на 9—10 класс.
В этом возрасте основной задачей является готовность к самоопределению (личностному, профессиональному, социальному).
Завершается физическое развитие и половое созревание. Это приводит к большим изменениям в облике старшеклассников, что привлекает их особое внимание к своему физическому «Я», своему здоровью Старшеклассники уже становятся в позицию наблюдателя по отношению к себе. «Кто Я?» и «Каково мое место?» Открытие своего внутреннего мира — главное приобретение ранней юности. Старшеклассник не может создать цельное представление о себе, отсюда переживания, беспокойство, неадекватные поступки. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план. Я считаю ,что на этом возрастном этапе помогут следующие психолого -педагогические приёмы Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога. Доверие, моральная поддержка, вовлечённость в интересную деятельность, пробуждение гуманных чувств.
В заключении своей статьи хочу сделать вывод: Весь процесс преподавания всегда предусматривал обучение в соответствии с возрастными возможностями учащихся. И сейчас отступать от этого было бы не логично. С приходом в школу учителя стараются развивать в детях память, речь, внимание, мышление, логику, творчество и т.д. Используя при этом различные виды деятельности: наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент, тестирование, игры, инсценирование - все то, что позволит учащимся гармонично развиваться. При этом старательно воспитывать в детях самостоятельность и организованность.
Категория: Любознательному учителю | Добавил: selyutina_o
Просмотров: 3501 | Загрузок: 76 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru