Главная » Файлы » Любознательному учителю |
[ Скачать с сервера (20.9 Kb) ] | 2015-10-20, 4:09 PM |
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Каждый возраст имеет свои отличительные признаки, которые определяются анатомо-физиологической зрелостью организма (внутренний фактор) и особенностями социальной ситуации (внешний фактор). Я хочу рассказать о разных возрастных особенностях учеников и начать с младшего школьного возраста. От шести до двенадцати лет - границы периода обусловлены обучением в младшей школе. Возникает проблема адаптации ребёнка к школе. Проблема адаптации может выражаться в излишней эмоциональности, не подчиняться школьным правилам или наоборот может перейти в соматику “ школьный невроз”. Адаптационный период от четырёх - семи недель, но у некоторых детей, адаптация не происходит и через год. Бывает, что ребёнок хотел в школу, но через пять - шесть недель - новизна пропала и т. д. Дети начинают ждать воскресенья, каникул, болезни. Основная причина - учитель не работает над формированием внутренней учебной мотивации. Отечественные психологи выявили закономерность - существуют этапы формирования внутренней мотивации: интерес к процессу учебной деятельности; интерес к результату деятельности; интерес к содержанию учебной деятельности - это и есть внутренняя мотивация и задача учителя - формировать интерес к содержанию. Особенно на первых порах учитель имеет авторитет - безусловный. Без подкрепления авторитет угасает. Раньше главная функция учителя - информационная. Сейчас информация из других источников. Далее наступает подростковый период, или переходный возраст Это возраст одиннадцати-четырнадцати лет. На развитие подростков влияют две группы факторов ,это половое созревание и зависимость от родителей и учителей. В этом возрасте у подростка появляется высокая потребность в общении, эмоциональная неустойчивость, чувствительность к оценке посторонних ,чувство взрослости. Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение носит интимно-личностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически не насыщается. В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не знает как вести себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной потребности в общении для этого возраста характерна агрессия и замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций. Достаточно эффективным в этом случае будет совместный анализ поступков ребёнка. Положительное: подросток стремится делать что-то полезное, социально-значимое (забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается)Отрицательное: часто перенимаются исключительно внешние показатели взрослости: курение, алкоголь, нецензурная лексика В данном случае необходимо поощрять общественно одобряемое проявление взрослости. Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним. Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей .Считаю, что здесь роль педагога заключается в выделении позитивных качеств, а не только негативных, давать право на ошибку- показывать, что" эталоны"(взрослые) тоже ошибаются, оказывать эмоциональную поддержку. Период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту- приходится примерно на 15—16 лет, то есть на 9—10 класс. В этом возрасте основной задачей является готовность к самоопределению (личностному, профессиональному, социальному). Завершается физическое развитие и половое созревание. Это приводит к большим изменениям в облике старшеклассников, что привлекает их особое внимание к своему физическому «Я», своему здоровью Старшеклассники уже становятся в позицию наблюдателя по отношению к себе. «Кто Я?» и «Каково мое место?» Открытие своего внутреннего мира — главное приобретение ранней юности. Старшеклассник не может создать цельное представление о себе, отсюда переживания, беспокойство, неадекватные поступки. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план. Я считаю ,что на этом возрастном этапе помогут следующие психолого -педагогические приёмы Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога. Доверие, моральная поддержка, вовлечённость в интересную деятельность, пробуждение гуманных чувств. В заключении своей статьи хочу сделать вывод: Весь процесс преподавания всегда предусматривал обучение в соответствии с возрастными возможностями учащихся. И сейчас отступать от этого было бы не логично. С приходом в школу учителя стараются развивать в детях память, речь, внимание, мышление, логику, творчество и т.д. Используя при этом различные виды деятельности: наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент, тестирование, игры, инсценирование - все то, что позволит учащимся гармонично развиваться. При этом старательно воспитывать в детях самостоятельность и организованность. | |
Просмотров: 3501 | Загрузок: 76 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|