Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ

ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГ – ЗАКАЗ ВРЕМЕНИ (окончание)
2008-11-22, 5:11 AM

№ 1 (30)  2007

Белова С. В., к.п.н., 

доцент кафедры управления педагогическими системами

Волгоградского государственного

педагогического университета

 

Известно, что гуманитарное знание представлено в виде текстов на человеческом языке, и необходимо, по словам М. В. Арапова, оснащение учащегося ключом к этому знанию. «Учащегося нужно научить читать». Имеется в виду не обычное чтение, а понимание смысла. Так вот в гуманитарно-антропологической модели таким «ключом» является способность понимать сложные отношения между текстами разного уровня – тем, который создает человеческая природа («психический текст»), и тем, что создает личность, участвующая в социальной жизни, – «субъективный текст». Существует еще «культурный текст» как показатель высокого уровня образования и творчества.

Основа педагогического процесса в гуманитарно-антропологической образовательной системе – это специфическая, оригинальная технология. Текстуально-диалогическая педагогическая технология. Владеть ею, реализовывать ее означает то, что учитель инициирует и создает совместно с детьми диалогические ситуации, выстраивающиеся в логике диалогической работы с текстами разного уровня. Учитель предстает в некотором роде как «инструмент» создания данной ситуации. Он передает (вербально и невербально) свои отношения, смыслы, переживания.

Технологический алгоритм педагогического процесса выглядит следующим образом.

 

1 этап. Презентационно-ориентировочный

      Задачи:

1.    Стимулировать интерес к диалогу как форме бытия и взаимодействия.

2.    Способствовать осознанию учеником собственной позиции в образовании (понимание своей роли и ответственности за свое образование). 

3.    Актуализировать поиск учащимися своего индивидуального запроса к образовательной ситуации (опыт формулировки вопроса-запроса).

4.    Научить предъявлять контекст своего мышления и поведения в процессе изучения предмета (опыт понимания своего отношения к предмету и возможностей его изучения).

Ситуации: «Презентация учителя», «Презентация ученика», «Рефлексивная пауза», «Выбор», «Соглашение (контракт)».

      Виды заданий

1. Самодиагностика: анализ своей позиции на уроке и отношения к нему. Вопросы, которые логичны на данном этапе:

– Я выбираю...

– Проблема, которая мешает мне сейчас быть активным на уроке

– Чего я жду от урока...

– Мое название данного урока...

– Я посвящаю сегодняшний урок...

– Образ урока...

2. Составление соглашений. Варианты: личный контракт, договор с учителем, соглашение (устав) группы.

3. Поиск смысла: урока, предмета, темы, деятельности, формы взаимодействия, своего отношения к Другому.

4. Анализ «психического текста» (поведенческого) – бессознательных отношений к образовательной ситуации как отражению глубинной потребности. Рефлексия поведенческих моментов: «Почему я молчу...», «Почему у меня такая реакция...», «Мои ощущения», «Мои впечатления», «Чего я хочу...» и т. п.

5. Анализ «субъективного текста» – своего сообщения (авторская идея-замысел, адресат, язык выражения).

6. «Свое название»: своя формулировка урока, темы, предмета, учебника.

7. Поиск «своего» вопроса (запроса).

 

2 этап. Коллективно-творческий

      Задачи:

1.    Стимулировать интерес к диалогу как способу познания (сознательный уровень диалога).

2.    Развивать способность ученика осознавать себя субъектом общения. 

3.    Формировать опыт согласования с другими своих ценностей и смыслов.

4.    Формировать опыт сотрудничества и создания коллективного продукта (проекта).

      Ситуации: «Работа в группах», «Ролевая игра», «Круглый стол», «Размышление вслух», «Коллективный проект».

      Виды заданий

1. Анализ своего отношения к группе и участия в коллективной работе.

2. Участие в коллективной работе над проектом.

3. Участие в дискуссии.

 

      3 этап. Рефлексивно-проектировочный

      Задачи:

1.    Стимулировать интерес к диалогу как способу самопознания и самовыражения (духовный уровень диалога).

2.    Развивать способность ученика осознавать себя и быть субъектом своего образования. 

3.    Формировать опыт смыслотворческого проектирования.

      Ситуации: «Саморефлексия», «Индивидуальный проект», «Защита проекта», «Соавторство урока».

      Виды заданий

1. Анализ своего образовательного процесса.

2. Работа над индивидуальным проектом.

3. Соавторство в уроке.

4. Составление программы своего образования и жизнедеятельности.

Все этапы технологической цепочки – это восхождение к диалогу, накопление опыта диалога с Другим – человеком, природой, культурой и т. п. Диалог – универсальный, всеохватывающий способ познания бытия. Диалог предполагает целостное видение объекта. Он включает в себя: встречу (взаимность), доминанту на Собеседнике, принятие, эмпатию, свободу, конструктивность, конгруэнтность, вненаходимость.

Различаются уровни диалога: эмоциональный, сознательный, духовный. Эмоциональный: собеседники переживают чувство душевного контакта, радость общения, душевный подъем. Сознательный: между собеседниками возникает взаимопонимание, они находят «общий язык», совместно находят решение проблем. Духовный: происходит встреча «наличного Я» и «духовного Я», которое ведет к самоизменению участников диалога. Смену данных уровней можно также описать как путь от Встречи (к совместному бытию) к смыслопоисковому диалогу и от него к смыслотворчеству (созданию новых форм культуры). Учитель создает такие условия, при которых ученику хочется «быть» в уроке, индивидуально и совместно искать смысл общения, деятельности, взаимодействия с культурой (предметом), создавать свои культурные формы и личностно расти.

Учитель, овладевающий текстуально-диалогической педагогической технологией и в целом гуманитарно-антропологической образовательной практикой, изучает в первую очередь себя как собеседника в диалоге, как автора и соавтора творческого процесса. Он не просто осваивает элементы технологии, а выращивает в себе Учителя (по Э. Н. Гусинскому, это называется квазиестественное взращивание). Его путь к мастерству связан с умением работать на уровне понимания знака (феномена) и символа (переживания) как отражения внешней и внутренней жизни личности. Говоря языком трансперсональной психологии, гуманитарный педагог работает с глубинными структурами сознания, и прежде всего своего. Эти структуры (как подмечено еще Платоном) вспоминаются, тогда как поверхностные выучиваются. Такое «вспоминание» предполагает натренированность особого слуха и зрения. По сути, речь идет о способности педагога практически воплощать педагогический принцип единства природо- и культуросообразности. Работа на другой «глубине» (или высоте) педагогического сознания – это в контексте фроммовского «быть», а не «иметь». Это реализация способности к идентификации с Другим и самоидентификации.

Такие способности, как показало наше исследование, недоста-точно сформированы у подавляющего большинства педагогов. Потребность же в этом, хотя и не всегда осознаваемая, у них огромна. На факультете повышения квалификации и переподготовки работников образования  нашего Волгоградского государственного педагогического университета мы ведем авторские курсы «Мастерство педагога», «Авторство педагога в профессии», «Профессионально-личностное саморазвитие преподавателя вуза», «Актерская техника и режиссура в работе педагога с детьми». В рамках данных курсов нами используются две модели обучения – «педагогический театр» и «школа гештальта», способствующие формированию у слушателей диалогичности и развивающие рефлексию.

При разработке модели «педагогического театра», позволяющего накапливать опыт идентификации с Другим, мы опирались на работы К. С. Станиславского, П. М. Ершова, А. П. Ершовой, В. М. Букатова, О. С. Булатовой и др., и на анализ деятельности педагогов Театрального института им. Б. В. Щукина А. Г. Бурова, В. В. Иванова, В. С. Ланового, П. Е. Любимцева, В. П. Николаенко, А. А. Ширвиндта, В. А. Этуша и др. Данная модель позволяет осваивать метод физических действий, накапливать опыт перевоплощений, эматического понимания, идентификации с другим человеком.

В основу разработки модели «школа гештальта» были положены идеи психотехники (Ф. Е. Василюк, И. В. Вачков и др.), гештальтпсихологии (Ф. Перлз, С. Гингер, Э. Шостром и др.), выводы, сделанные на основе анализа опыта гештальт-терапии и других направлений практической психологи, а также анализа деятельности психологов-консультантов психологического центра «Анима» Высшей школы психологии и нашей собственной психоконсультационной практики. Одним из компонентов содержания в предлагаемой системе обучения является опыт самоосознавания, диалогово-феноменологический метод постижения собственного внутреннего мира личности.

Проблема современного учителя связана с его возможностями изучения себя как «системы», определенным образом влияющей на другую личность. Возникает проблема новых форм повышения квалификации педагогов, нового содержания их профессионального развития, поиска индивидуально-профессионального запроса и его реализации. Мы изучали заявки слушателей нашего факультета повышения квалификации (преподавателей разных вузов и школ) и установили следующее. Перед началом изучения курсов, связанных с гуманитарно-антропологической моделью, педагоги высказывали пожелания дать им практические рекомендации в работе с учениками и студентами (например, их интересовало, как донести до студентов знания, как провести дискуссию, как повысить их успеваемость и дисциплину и т. д.).  Некоторые из них на вопрос о том, чего ждете от курса, отвечали: «Не знаю», «Чего-нибудь нового». К концу занятий наблюдалось изменение запроса: преподаватели начали по-новому осознавать свою позицию в профессии, и их запросы касались уже способностей, связанных с восстановлением собственной целостности и способностью педагогически целесообразно взаимодействовать с «внутренним человеком».

Учитель тогда по-настоящему становится Учителем, способным помочь другому в его «самосотворении», когда он умеет учить самого себя, когда имеет опыт ученичества и опыт самых разных уроков жизни. Это уроки встреч с людьми и обстоятельствами, с собственной природой и задачами самопознания. Это уроки творения своей индивидуальной культуры.

     

      Литература

1.    Белова С. В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования. / С. В. Белова – М.: АПКиПРО, 2006.

2.    Белова С. В. Письма взрослеющей матери к взрослому сыну. / С. В. Белова. – М.: АПКиПРО, 2005.

3.    Ершов П. М. Технология актерского искусства. – М.: ООО «Горбунок», 1992.

4.    Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, прокции, практики. / А. Б. Орлов. – М.: Логос, 1995.

5.    Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. – 2-е издание, перераб. и доп. / В. И. Слободчиков. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.

6.    Словарь психолога-практика. / Сост. С. Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2005.

7.    Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух. Психология, Трапия. / К. Уилбер. Пер. с англ. под ред. А. Киселева. – М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2004.

8. Уилер Г. Гештальт-терапия постмодерна: за пределами индивидуализма. / Г. Уилер. – М.: Смысл, ЧеРо, 2005.

Категория: МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ | Добавил: collegy
Просмотров: 2157 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-12-03, 3:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [63]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [224]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [9]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru