Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ |
[ Скачать с сервера (839.5 Kb) ] | 2008-11-22, 5:33 AM |
аКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Педагогические технологии как средство повышения качества обучения Караев Ж. А., проректор ЖенПИ, д.п.н., профессор Кобдикова Ж. У., к.п.н., доцент РИПК СО (Продолжение. Начало в № 1 – 4, Вопросы совершенствования оценки учебных достижений учащихся Развитие школьного образования со времен его основания сопровождается контролированием и оцениванием уровня знаний, умений и навыков учащихся. В чем смысл оценивания, какова его необходимость? Должно ли оно быть категорическим определителем успеваемости и качества знаний учащихся или должно существовать как показатель качества работы учителя, школы или методики обучения? Все эти вопросы возникают из-за неполной разработанности квалиметрической теории педагогической науки. На наш взгляд, смысл деятельности личности исходит из самой сути познавательной деятельности, которую академик В. П. Беспалько определил следующим образом: Пд=ООД+Ид+Кд+Коррд, то есть в виде суммы действий (ориентировочной, исполнительской, контролирующей и коррекционной). Оценка результата деятельности происходит между контрольными и коррекционными действиями (это может быть самоконтролем и самокоррекцией). Таким образом, в любой деятельности необходимы контроль и оценка, хотя в истории педагогики были и моменты, когда с целью изменения подхода к школьному контролю и оцениванию, были ликвидированы отметки и проведение экзаменов. Например, в России после революции вместо отметок в особых тетрадях записывались фамилии «лучших» и «худших», называя их «красными» и «черными» списками. Проводились «социалистические соревнования» на получение места в «красном» списке, однако обучение без оценок и без контроля не дало положительных результатов. Оценка деятельности учащихся является не только показателем их уровня обученности, но и уровня качества деятельности учителя, поскольку осуществление деятельностно-развивающего обучения характеризуется взаимодействием этих двух субъектов. В дальнейшем мы рассмотрим только вопросы, касающиеся оценок деятельности учащихся. В настоящее время оценивание деятельности учащихся в школах проводится необъктивно и некорректно. Это выражается множеством факторов: 1) выбранным подходом к оцениванию, который подавляюще действует на мотивацию; 2) несоответствием процедурного осуществления оценивания требованиям педагогического мониторинга; 3) отсутствием точного учета при оценивании реализации общеучебных умений и основных качеств знания (правильности, полноты, действенности, осознанности, системности и прочности). В условиях применения педагогической технологии, основанной на трехмерной методической системе обучения (см. [1], [2]), все перечисленные негативные стороны оценивания деятельности учащихся удается решить комплексно. Как было отмечено выше, диагностичная постановка целей обучения и объективная оценка результата деятельности обучаемых является одним из главных условий вышеназванной педагогической технологии. Здесь объективная оценка и контроль сочетаются с гуманным отношением между учителем и учащимися. Гуманизация требует, чтобы в новой модели школы не было формального контроля, процентомании при оценке, оценивание должно иметь ярко выраженную обучающую и развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, самооценкой и самокоррекцией. | |
Просмотров: 2926 | Загрузок: 335 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|