Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ |
[ Скачать с сервера (18.7 Kb) ] | 2008-11-22, 5:39 AM | |
№ 1 2007 г.
Лекционный курс-конспект Мажикеев Т. М., заслуженный работник образования РК, г. Алматы (Окончание. Начало в № 1–4, Блок 3. Образовательная технология гуманистической системы воспитания Кабуша В. Т. Самое высшее уважение – уважение чувством. Самое высшее воспитание – воспитание словом… …Самое наивысшее, ничем неизмеримое, Ничем незаменимое родство – родство духовное! М. Шаханов Автор концептуальной основы «Гуманистическая система воспитания» – Кабуш Владимир Трофимович (год рождения 1941-й, г. Витебск, Республика Беларусь), академик, международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор академии МАНПО последипломного образования Республики Беларусь, известный белорусский педагог, ученый-практик. Известен в странах СНГ (Россия, Украина, Казахстан, Кыргызстан, в странах дальнего зарубежья (Германия, Польша). В. Т. Кабуш разработал и внедрил в образовательную практику концептуальные основы гуманистической системы воспитания, гуманистическую технологию воспитания, авторскую модель самоуправления учащихся, программно-методические рекомендации «Человек», гуманно-личностный подход. Им опубликовано свыше 80 научно-методических и учебно-методических пособий по проблемам воспитания учащихся («Гуманистическое воспитание школьников: теория и практика», «Воспитание школьников в условиях обновления общества», «Пионерская организация: вчера, сегодня, завтра», «Символы пионерской организации» и др.). В. Т. Кабуш – почетный член всесоюзного пионерского лагеря «Артек», член Международной ассоциации исследователей детского движения. Возглавляет республиканский научно-методический журнал «Проблемы выживания». Лауреат премий комсомола Белорусской ССР. Заведовал кафедрами и был первым проректором РАПО Республики Беларусь. Им подготовлено 19 кандидатов педагогических наук. 20 лет сотрудничает с организациями образования Республики Казахстан (Алматинская, Восточно-Казахстанская, Южно-Казахстанская, Акмолинская, Жамбылская, Западно-Казахстанская области). Внес большой вклад в организацию педагогической деятельности, обеспечивающей процессы становления индивидуальности человека и его САМОсти (самосовершенствование, самовоспитание, саморазвитие и др.) на основе гуманизации воспитания, подтверждая величие слов М. Твена: «Великий человек внушает вам чувство, что вы можете стать великим». В этом значимость педагогической поддержки профессора Кабуша в совершенствовании воспитания в школах ВКО и Алматинской области. Благодаря целенаправленной поддержке и научной помощи в этом направлении успешно защитила докторскую диссертацию К. Кожахметова (проректор по воспитательной работе ЖенПИ, бывшая заведующая кафедрой РИПКСО и директор Института воспитания КАО им. И. Алтынсарина). Используя технологический подход к образованию, разработанный профессором Г. К. Селевко (г. Ярославль, Россия), нами впервые даются описания гуманистической технологии воспитания В. Т. Кабуша по его классификационным параметрам. 1. Классификационные параметры технологии В. Т. Кабуша 1.1. Уровень и характер применения: общепедагогический и частнометодический, локальные и модульные. 1.2. Философская основа: гуманистическая, природосообразность, свободное воспитание, открытость. 1.3. Методический подход: гуманно-личностный, личностно-ориентированный. 1.4. Ведущие факторы развития: биогенные, социогенные (в комплексе). 1.5. Научная концепция усвоения (освоения) опыта: развивающая + ассоциативно-рефлекторная. 1.6. Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоционально-нравственная (СЭН – сфера эстетических и нравственных отношений), информационные (ЗУН), саморазвитие (СУМ – самоуправляющие механизмы личности), эвристические (творческие способности). 1.7. Характер содержания: воспитательный и обучающий, гуманитарный, общеобразовательный, человеко-ориентированный, светский + элементы культуры, профессионально-ориентированный. 1.8. Вид социально-педагогической деятельности: педагогическая поддержка ребенка как оперативная помощь участнику педагогического воздействия, направленная на решение его проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, воспитанием, обучением, жизненным и профессиональным самоопределением. 1.9. Тип управления образовательным процессом: система малых групп, психологическое и воспитательное консультирование, КТД, КМД. 1.10. Преобладающие методы: академические, игровые (ОДИ, ДИ, ролевые) + элементы проблемности и творчества, саморазвивающие. 1.11. Организационные формы: дифференциация и индивидуализация. 1.12. Преобладающие средства: проблемные и поисковые, практические, творческие, ситуативные, игровые, информационные. 1.13. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, педагогика сотрудничества и сотворчества, педагогика ненасилия, свобода и творчество. 1.14. Направление модернизации: на основе демократизации и гуманизации, ноосферного образования, акмеологии и андрагогики; авторское. 1.15. Категории обучающихся: массовая и продвинутая, трудные и одаренные, дети риска, осуществляя гуманно-личностный и личностно-ориентированный, андрагогический и акмеологический подходы к детям. 2. Целевые ориентации 2.1. Ценности для человека, а не человек как ценность. Ценностная личность ребенка: ее цель, объект и КРР (конечный реальный результат). Общечеловеческие, личностные, гражданские, духовные, межличностные, коллективные ценности как цель воспитания человека, гражданина, личности. 2.2. Формирование у детей потребности и готовности совершенствовать свою личность, развивать свои способности, склонности, интересы, мышление и самосознание. 2.3. Формула цели воспитания: человек + член общества + гражданин + личность. 2.4. Воспитание гражданственности, патриотизма, правовой культуры, формирование культуры мира. 2.5. Воспитание как интегративное целое: становление самостоятельной и свободной, творческой и развивающейся личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитием склонностей и способностей путем реализации своих гражданских прав и обязанностей. К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды. Д. Рескин 3. Концептуальные положения 3.1. Гуманистическая система воспитания как концептуальные основы. 3.2. Открытые воспитательные системы. Система воспитания понимается как взаимоподчиненность и взаимообусловленность всех ее элементов. Она рождается, развивается, зреет и отмирает. В основе каждой воспитательной системы – целенаправленное, продуманное воздействие на процесс развития личности. Система воспитания всегда имеет цель. Она объединяет компонент системы в единое целое. Цель определяет КРР и содержание педагогической деятельности. Цели тесно связаны с идеальными образами, мировоззрением, они определяют задачи, функции и содержание. 3.3. Демократический гуманистический характер воспитания. Формируется гуманистическая педагогика, которая ставит в центр человека его творческие силы. Ориентация на лучшие качества ребенка – главный отличительный признак гуманистического воспитания школьников. Оно утверждает, что растущий человек сам должен создать себя и прожить свою жизнь. Ребенок сам является творцом самого себя и своей собственной судьбы (по В. Д. Шадрикову). Гуманизм как основополагающая ценность базируется на общечеловеческих принципах и сочетает в себе индивидуальное и общественное, коллективное и личное, идеологическое и социальное, отражает социально-ценностные и нравственно-психологические основы жизнедеятельности воспитанника, формирует у него демократическую культуру и способность к социальному творчеству. Гуманизация является условием, ключевым моментом и феноменом любой воспитательной системы. Гуманистическая система формируется и развивается, совершенствуется и саморазвивается на основании полной демократии и при участии всех субъектов снизу. Она строится на определенных психолого-педагогических принципах: духовность, толерантность, персонификация, гармонизация, социализация, демократизация, рационализация. Критериями сформированности гуманистической системы являются конкретные, реальные признаки: представление о школе как о целостной воспитательной системе; стиль и образ жизни коллектива, который охватывает все стороны жизнедеятельности учащихся; гуманистический характер межличностных отношений; ощущение чувства принадлежности к школьному коллективу. 3.4. Формирование нравственных качеств у детей с ориентацией на высшие человеческие ценности. Реализация формулы: цель воспитания + мотивы учащихся + гуманистическая деятельность. 3.5. Сотрудничество – сотворчество – содружество – партнерство, их постулаты. 3.6. Управление, самоуправление и соуправление в современной школе при демократическом управлении. Все они звенья одной цепи. Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах коллектива и реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам. Соуправление как совместная деятельность общественных или самодеятельных органов самоуправления с государственными органами управления или другими общественными формированиями на равных правах при равных обязанностях для достижения общих целей. Соуправление дает возможность объединить в социальной деятельности взрослых и детей. Воспитательный процесс должен формироваться совместно с учащимися в рамках содружества – сотрудничества – сотворчества. Это и есть педагогика сотрудничества, которая рождает новую форму взаимодействия – партнерство, которое дает возможность включать ребят в выполнение реальных дел. | ||
Просмотров: 3583 | Загрузок: 349 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|