Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ |
[ Скачать с сервера (21.0 Kb) ] | 2008-11-25, 5:13 AM |
№ 1, 2006 г.
академик, член-корреспондент Российской академии образования Целостность технологического знания, логическая взаимосвязанность (взаимоувязка целевого, содержательного, процессуального компонентов), выводимость теории из некоторой совокупности утверждений (исходный базис), внутренняя дифференцированность структуры теории педагогических технологий, собственный объект и предмет теории, от теории к образовательной практике: логика, этапы, особенности, понятие о процедурной схеме, теоретическая и инструментальная модели проектировочной деятельности, теория педагогических технологий и реальная оптимизация учебного процесса, универсальность теории педагогических технологий по вертикали и горизонтали, педагогические технологии – это модификация допущений, теория педагогических технологий – это систематизация допущений, теория педагогических технологий – это новое качество, новое содержание, новые результаты в традиционно понимаемой профессиональной педагогической деятельности. Теория педагогических технологий – это система научных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человеческий замысел, моделируя определенные дидактические условия, средства и способы. Нетрудно видеть, что так называемые технологические знания, определяющие суть технологии, делают реальным их применение в образовательной практике с целью изменения, совершенствования, модернизации учебного процесса. Не случайно распространено мнение, что главное отличие технологии от фундаментальной науки состоит в смещении основного акцента с вопроса «почему?» на вопрос «как?», то есть не только исследуется та или иная проблема, но и ищется решение той проблемы. В контексте поднятой проблемы следует коснуться методологических особенностей решаемых педагогической наукой задач. К сожалению, до сих пор педагогика не обладает методологией точных решений встающих перед ней задач. От технологической парадигмы, уже получившей некое часто сумбурное понимание в сознании педагогической общественности, до теории педагогических технологий – путь достаточно долгий. Необходимо определение собственного объекта и предмета теории педагогических технологий. Что суть теория? Это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение явлений (в широком смысле); это высшая, самая развитая сфера организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта теории педагогических технологий. Следует заметить, что теоретическое познание должно дать объект теории в его необходимости, в его всесторонних отношениях. (В. И. Ленин). Теория педагогических технологий как систематически развиваемое знание о глубинных закономерностях образовательной действительности ни в коем случае не должно ограничиваться обобщением практической деятельности, основной центр тяжести естественно переносится на творческую переработку накопленного опыта, открывая новые перспективы для практики образования, и предлагая новые необходимые изменения.[1] Опираясь на знание теории педагогических технологий в будущем можно создавать то, что не существует в наличии сегодня в данной образовательной действительности, но с точки зрения открытых теорией объективных законов показывает необходимость его использования. В связи с вышесказанным теория педагогических технологий уже сегодня может, например, выступить в качестве научной основы модернизации образования. Можно предположить, что возникновение теории связано с возможностью построения многоуровневых конструкций, которые развиваются, конкретизируются и внутренне дифференцируются в процессе научно-исследовательской деятельности, отправляясь от некоторой совокупности теоретических принципов. Разрабатываемую теорию педагогических технологий можно представить на языке информатики, как некую оболочку, достаточно универсальную, в которой можно проектировать, исследовать, совершенствовать и оптимизировать любые образовательные процессы и системы. В этом уже проявляется и будет проявляться удивительная интегративность теории педагогических технологий и ее открытость для взаимодействия с уже существующими педагогическими теориями. Результаты многолетних теоретических исследований проблемы технологизации отечественного образования и глубоко изученный опыт мировой школы позволяют нам сделать системную попытку сформулировать методологические требования к теории педагогических технологий. 1. Теория педагогических технологий должна позволять достаточно целостно представлять, исследовать, преобразовывать педагогические объекты (!). Естественно возникает вопрос: а были ли до сих пор в педагогике теории, которые столь же целостно пытались описать, исследовать и преобразовать тот или иной педагогический объект, например, известные теории обучения, теории учебно-познавательной деятельности и т. д.? 2. Целостность теории педагогических технологий необходимо рассматривать через логическую взаимозависимость ее разделов, которую следует интерпретировать в следующих аспектах: – взаимосвязь этапов создания теории педагогических технологий; – взаимоиспользование последовательно получаемых результатов исследования, выступающих затем на следующих этапах как исходные позиции и предпосылки; – интегративная взаимозависимость разделов теории педагогических технологий: создаваемые, казалось бы, независимо друг от друга, разделы начинают взаимодействовать друг с другом, демонстрируя определенную стабильную внутреннюю зависимость; – сохранение или изменение изначальной логической стройности понятийно-категориального аппарата, задействованного и работающего в теории педагогических технологий. 3. Выводимость теории педагогических технологий из некоторой совокупности утверждений. Еще А. Эйнштейн, говоря об отношении аксиом и практики подчеркивал, что на хорошо проверенные практикой положения и утверждения можно опираться как на аксиомы, в дальнейшем выстраивая на них новые теории (своеобразная трактовка аксиоматического метода). Действенность и продуктивность этих новых теорий, естественно, должны проверяться и подтверждаться снова практикой. Позволим себе субъективную иллюстрацию сказанного на примере предметных методик обучения: значительная часть этих методик создавалась на эмпирическом материале образовательной практики и на удивительно профессиональной учительской интуиции (К. Д. Ушинский); в современных условиях эти методики выглядят более солидно и убедительно, чем современные монографии и учебные пособия по педагогике (автор далек от мысли заниматься сравнительным анализом этих произведений). Характерные для образовательного пространства неопределенность, зачастую искусственно создаваемая, выражается в том, что учителя и педагоги не видят различия между методикой и технологией, новшества вводятся методом проб и ошибок. Педагогика переживает глубокий кризис и преодолеть его можно только выйдя из круга привычных понятий и отношений (это было сказано в середине 90 – х годов прошлого века). Сегодня эту фразу мы повторяем по-новому: чтобы каким-то образом уточнить, упорядочить и привести в систему все наши деформированные представления о педагогических технологиях, об образовательных стандартах, надо выйти из замкнутого круга представлений современной педагогической науки. Одним из возможных выходов может быть обращение к аксиоматическому подходу. Вспомним, следуя Ф. Энгельсу, что при историческом подходе к познанию аксиомы являются не исходными началами познания, а его наиболее значительными результатами. Созданная нами два десятилетия назад система дидактических аксиом, широко используемая в практике проектирования педагогических технологий, состоит из трех групп. | |
Просмотров: 6045 | Загрузок: 536 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|