Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ |
2008-11-25, 5:29 AM | |
Г. Т. Хайруллин, д.п.н., профессор ГПУ им. Абая Понятие «технология» проникло в педагогику и стало использоваться для описания педагогического процесса. Появились многообразные словосочетания, как например, «технология воспитания», «технология обучения», «технология педагогической оценки», «технология трудовой подготовки школьников», «технология проведения воспитательного мероприятия» и т. п. В то же время не существует единого понимания термина «педагогическая технология», исследователи вкладывают в него различное содержание. Некоторые исследователи склонны рассматривать педагогическую технологию с точки зрения педагогического воздействия. Считается, что стратегическим принципом педагогической технологии является ориентация на отношения, причем ключевой категорией становится воздействие. Ю. П. Азаров указывает, к примеру, что педагогическая технология представляет собой поиск совершенно точных средств воздействия на личность и коллектив, позволяющих педагогу экономить свои силы и добиваться желаемых результатов (2). Другой автор считает, что педагогическая технология, как и любая технология, своей основой имеет последовательность процедур использования тех или иных средств для преобразования (перевода из одного состояния в другое) обучаемого или воспитуемого в рамках цели педагогического воздействия и ее раскрытия в процессе педагогической деятельности. Н. Е. Щуркова отмечает, что педагогическая технология исследует воспитательный процесс на уровне воспитательного воздействия, ориентированного на сферу отношений и на процесс становления ценностных ориентаций. Педагогическая технология рассматривается также в рамках изучаемых педагогических явлений, что вызывает необходимость соответствующей трактовки этого понятия в указанных пределах. Например, педагогическая технология в контексте целостного педагогического процесса понимается как описание и способы реализации идеи сотрудничества, взаимодействия всех его участников (3). Исходя из определенных позиций, исследователи включают в содержание педагогической технологии педагогическую технику преподавателя, а также технологии общения, организации и проведения классных и внеклассных занятий, организации и руководства самостоятельной, индивидуальной работой учащихся, технологии педагогического требования, разрешения конфликтов (4). Имеет место также понимание педагогической технологии как сложного комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга педагогических идей, форм и методов педагогического взаимодействия, направленных на достижение определенных педагогических целей и решение задач как общего, так и частного характера. С данной точки зрения педагогическая технология трактуется как область знания, связанная с закономерностями построения, реализации и оценки всего учебного процесса с учетом целей обучения. Указывается также, что педагогическая технология повышает эффективность учебного процесса посредством четкого планирования и проектирования занятий, правильного дозирования домашних заданий, выделения и конкретизации планируемых результатов и т. д. (5). В. П. Беспалько указывает, что педагогическая технология предполагает строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов. В составе педагогической технологии он различает диагностические цели и содержание образования обучения, дидактические процессы и организационные формы обучения. В зависимости от исходных идей при построении компонентов дидактического процесса получаются различные методики – технологии, число которых необозримо, – считает В. П. Беспалько (6). К. Устемиров, Н. Р. Шаметов, И. Б. Васильев определяют технологию как систему способов (методов, средств, форм) деятельности, обеспечивающую получение гарантированного по качеству и количеству ее конечного результата. Последовательность взаимосвязанных действий и устойчивых приемов работы педагога по обеспечению процесса функционирования педагогической системы, осуществляемая в условиях действующих в ней ограничений, данные авторы называют технологией психолого- педагогического взаимодействия (7). Педагогическая технология трактуется также как: – система и последовательность компонентов педагогической деятельности, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития учащихся; – совокупность операций, осуществление которых должно привести к необходимым результатам; – определенная система, в которой реализуется заранее спланированный учебно-воспитательный процесс; – совокупность научно обоснованных способов организации педагогической деятельности, направленных на достижение оптимального результата в решении поставленной воспитательной задачи; – содержательная техника реализации учебного процесса; – описание процесса достижения планируемых результатов обучения; – модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса; и т. д. В рамках одного из подходов педагогическая технология рассматривается как образовательная технология или сводится к технологии обучения и технологии воспитания. Справедливости ради отметим, что не все исследователи воспринимают подобные термины в качестве бесспорных. К примеру, И. П. Подласый пишет, что «до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации воспитания, использование которых делает воспитательный процесс более эффективным… Несмотря на то, что понятие технологии уже проникло в педагогику и приносит определенную пользу, сомнения в технологизации воспитания окончательно не развеялись»(8). Отметим, что понятия «образовательная технология», «технология обучения» также не имеют общепринятых определений. К примеру, образовательная технология трактуется как система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей, содержания, методов. По другому определению, образовательная технология это процесс само- и взаимообучения школьников (студентов), те изменения и преобразования, которые происходят с ними на каждом этапе их работы по овладению содержанием образования и теми видами деятельности, которые предусмотрены учебным планом и программами. Рассматривая технологию обучения, Ф. Янушкевич указывает, что она направлена, прежде всего на научно обоснованное построение учебного процесса, основанное на широком применении технических средств обучения, современных дидактических материалов, активизирующих методов и дидактической техники. Т. Сакамато понимает технологию обучения как такую область научного знания, целью которой является практическое изучение возможностей максимальной эффективности в обучении на пути правильного учета и подбора всех возможных факторов, влияющих на его протекание. Аналогичных взглядов придерживается Н. Ф.Талызина, которая усматривает сущность современной технологии обучения в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных учебных целей. Указанные трактовки близки к определению, прозвучавшему на конференции ЮНЕСКО в 1970 году. Тогда технология обучения была определена как наука об обучении, устанавливающая рациональные принципы дидактической работы, а также наиболее эффективные методы и средства достижения поставленных целей обучения при минимально возможных затратах со стороны преподавателя и учащихся. Существуют и иные определения технологии обучения. Например, технология обучения – это: – способ мышления и способ деятельности, новый путь построения и анализа системы обучения, в рамках которой каждый элемент рассматривается как часть системы; – целостная система в области техники, организации и экономики процесса обучения; – область применения системы научных принципов к программированию процесса обучения и использованию их в образовательной практике с ориентацией на детальные и допускающие оценку цели обучения; – система указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста нужного профиля за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств; – алгоритмизация деятельности преподавателя и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций и т. д. Таким образом, и педагогическая технология и технология обучения имеют разнообразные определения. Однако большинство существующих определений явно или неявно указывает на нечто общее, а именно – они оперируют такими понятиями, как последовательность процедур или взаимосвязанных действий, комплекс взаимосвязанных методов, четкое планирование, проектирование, программирование, система указаний, совокупность операций, алгоритмизация и т. п. Поэтому представляется целесообразным и обоснованным понимать педагогическую технологию как некий алгоритм, упорядоченную последовательность действий участников педагогического процесса. Очевидно, педагогическая технология обладает рядом своих компонентов. Она используется в определенном педагогическом процессе, который протекает в рамках некоторой педагогической системы. Этими же рамками определяется степень эффективности той или иной педагогической технологии. Сама педагогическая система должна соответствовать определенному общественно-государственному заказу (установкам, требованиями т. д.). Поэтому указанный заказ целесообразно было бы принять в качестве одного из компонентов строящейся педагогической технологии. На него опирается следующий компонент, а именно – целевой. Установление цели позволяет определить основные задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера. Важным структурным компонентом педагогической технологии является содержание воспитания, обучения и развития. Данный компонент следует рассматривать с учетом определенных требований (принципов). В частности, необходимо иметь в виду требования посильности, доступности, научности и т. п. характе-ристик. В зависимости от конкретных условий те или иные требования могут стать более или менее важными. По-другому говоря, определенный некий перечень таких требований не может служить неизменной обязательной базой создания любой педагогической технологии. В зависимости от содержания определяются основные организационные формы и важнейшие средства, используемые педагогом. Устанавливаются виды, объем и содержание того фактического материала, который может быть использован в ходе применения педагогической технологии. Выбираются соответствующие методы и приемы организации деятельности. В зависимости от указанных компонентов педагогической технологии определяются основное содержание, виды и формы деятельности участников педагогического процесса. Педагоги и воспитуемые (обучаемые)– это важнейшие компоненты педагогической технологии. Еще одним компонентом является среда – это определенный обобщенный элемент, объе-диняющий в своем составе родителей, средства массовой информации и т. п. При конструировании той или иной педагогической технологии с учетом указанных компонентов следует опираться на субъект-субъектный подход, который базируется на признании и педагога, и обучаемых в качестве активных участников – субъектов педагогического процесса. Обе стороны педагогического процесса при общении оказывают друг на друга определенное воздействие, происходит обмен информацией и согласованными действиями. Короче говоря, здесь имеет место процесс взаимодействия. Как указывает Ю. К. Бабанский, динамика развития педагогического процесса зависит от характера взаимодействия и взаимоотношений его субъектов, а их взаимная активность и сотрудничество в процессе общения наиболее полно отражаются термином «педагогическое взаимодействие». Таким образом, при субъект - субъектном подходе особую роль начинают играть межличностное общение, взаимодействие участников педагогического процесса. Поэтому педагогическую технологию целесообразно понимать как алгоритм (проект) организации и осуществления взаимодействия участников педагогического процесса. Тогда технологию обучения можно будет понимать как педагогическую технологию, используемую в процессе обучения. Сформулированное определение не содержит указаний об оптимальном, рациональном использовании сил и средств, о достижении высоких результатов педагогического процесса. Дело в том, что никакая технология сама по себе не может гарантировать рациональную организацию процесса и осуществления деятельности для любых возможных условий и ситуаций. Та или иная технология не представляет собой единственно возможный вариант описания путей и способов, с помощью которых осуществляется деятельность, сама совокупность способов и приемов не может быть единственной. Определенная технология может быть наиболее соответствующей данным условиям, конкретным целям и задачам деятельности, адекватной данному уровню протекания процесса. Выбрать именно такую технологию, которая была бы наиболее целесообразной и эффективной в данных условиях, обеспечивала бы оптимальные затраты времени, сил и средств всех участников педагогического процесса – это задача субъектов деятельности. Сама же конкретная технология, обеспечивающая высокие результаты в одних условиях, может оказаться «не работающей» в другой ситуации. Кроме того, если та или иная технология «работает» в данных условиях, то это не означает, что она единственная; может появиться и другая, даже более эффективная технология. Естественно, она и появится, поскольку процесс развития науки и практики неостановим. К примеру, еще в недалеком прошлом педагогические технологии базировались на субъект - объектном подходе к педагогическому процессу. Стало быть, не имеет смысла говорить о единственной технологии даже и в отдельных случаях. Эффективность той или иной конкретной педагогической технологии зависит от многих факторов. В частности, можно было бы говорить об уровне подготовленности педагога реализовать данную технологию, о ее соответствии уровню восприятия подоб-ной технологии обучаемыми (воспитуемыми), об их готовности участвовать в выбранных видах деятельности, об обоснованности учета конкретных условий осуществления взаимосвязанной деятельности субъектов педагогического процесса, об умении организовать и проводить взаимоприемлемое межличностное общение и т. д. Педагогическая технология, в силу предложенного определения, базируется на взаимодействии, поэтому и факторы ее эффективности относятся прежде всего к результативности взаимодействия субъектов педагогического процесса. Короче говоря, целесообразно и обоснованно организованное межличностное общение является тем фундаментом, на котором строится эффективная педагогическая технология. В заключение повторим, что не существует единственной, во всех случаях эффективной педагогической технологии. Может быть придумано огромное число педагогических технологий. Та технология, которая сегодня считается наиболее приемлемой, со временем уступит место другой, более эффективной в данных условиях. Как справедливо писал Бернард Шоу: «Золотое правило заключается в том, чтобы не иметь золотых правил». Цитированная литература 1. Большая советская энциклопедия. Том 25. 2. Азаров Ю. П. О мастерстве воспитателя. – М., 1974. 3. Хан Н. Н. Сотрудничество в педагогическом процессе школы. –Алматы, 1997. 4. Таубаева Ш. Т. Исследовательская культура учителя. – Алматы, 2000. 5. Кабдыкаиров К., Монахов В. Педагогическая технология обучения и ее принципы //Вестник высшей школы Казахстана. –1996. – № 5. 6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. 7. Устемиров К., Шаметов Н. Р., Васильев И. Б. Профессиональная педагогика. – Алматы, 2005. 8. Подласый И. П. Педагогика. Книга 2. – М., 2002. | |
Просмотров: 11142 | Загрузок: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|