Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ |
[ Скачать с сервера (13.4 Kb) ] | 2008-11-25, 5:33 AM | ||||||||||||
№ 1, 2006 г.
Васекин С. В., к.п.н., доцент МГОПУ им. М. А. Шолохова
Переход системы образования на работу по базисному учебному плану, то есть самостоятельное конструирование школой учебного плана в соответствии с базисным, введение государственных образовательных стандартов, вариативность учебников и программ требует от каждой школы, обоснованного выбора действенной педагогической технологии. Если технология – учение о мастерстве, то педагогическая технология – учение о педагогическом мастерстве, то есть инструментализированный раздел педагогики, выявляющий закономерности, принципы, правила, методы и формы построения педагогических процессов и систем, гарантирующих школьнику доступное и качественное образование. Педагогическая технология универсальна, то есть пригодна для любого возраста учащихся, любого предмета учебного плана, может быть применена учителем любой опытности и квалификации. Более того, технология – это некая творческая среда, в которой учитель максимально проявляет свое умение и мастерство, личностно реализуется в своей профессии. Главными принципами педагогической технологии академика В. М. Монахова являются: · принцип доверия педагогическому профессионализму и методической компетентности учителя – творческого субъекта проектировочной деятельности · принцип безусловного соблюдения правовых, моральных, психологических, санитарных и прочих норм, установленных в современной педагогике для регламентирования воспитания и обучения · принцип гарантированности образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса · принцип комфортности и учащегося, и профессиональной деятельности учителя · принцип единства содержательного, процессуального и мотивационного аспектов организации учебно-воспитательного процесса. В технологии профессиональная деятельность учителя разделяется прежде всего на этап проектирования учебного процесса и этап реализации проекта учебного процесса. В этап проектирования входит: проектирование системы учебных целей (микроцелей) на весь учебный год и конструирование технологических карт, то есть своеобразная паспортизация проекта учебного процесса по всем учебным темам данного учебного года. В результате теоретического исследования возможностей педагогической технологии Монахова В. М. нами было установлено, что деятельность учителя по проектированию учебного процесса должна базироваться на следующих принципах: · принцип процедурности всех этапов проектировочной деятельности · принцип документальной представимости проекта учебного процесс а, как на итоговом, так и на всех промежуточных этапах проектировочной деятельности · принцип стандартизированности процедур проектирования и проектной документации: В основе проектирования учебного процесса лежит его параметрическая модель. Результат учебного процесса зависит от многих десятков факторов, связанных с различными сторонами организации деятельности учителя и учеников. Есть факторы, объективные по отношению к учителю как субъекту проектировочной деятельности, и факторы, значения которых учитель может варьировать, постепенно выходя на наиболее адекватные данным конкретным педагогическим условиям значения. Факторы учебного процесса не являются однопорядковыми: влияние одних факторов более значимо, других – менее. Чрезвычайно важно при выборе тех факторов, которые будут учитываться, остановиться на действительно значимых, влиятельных, ведущих факторах. Такие факторы и являются параметрами учебного процесса. Параметры находятся в определенной взаимосвязи, которая также должна учитываться в проектировочной деятельности. В ходе проектирования параметрам придаются определенные количественные и/или качественные значения. Технологическая карта (ТК) целостно, однозначно, информативно представляет главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения и развития школьника: · целеполагание · диагностика · дозирование домашних заданий · логическая структура учебного процесса · коррекция.
С овладением технологическими предписаниями и процедурами проектирования ТК и формирования методического умения «читать» ТК начинается новое педагогическое мышление современного учителя. Основным объектом проектирования в технологии выступает учебная тема. Эмпирически установлена её оптимальная продолжительность: минимальное число уроков 6–8, максимальное 22–24 урока в теме. Именно в таких границах удаётся максимально продуктивно использовать объективные закономерности учебного процесса. В одной учебной теме число учебных целей (микроцелей) от двух до пяти. Они формулируются в терминах знаний, умений, представлений, отношений. В основе ответственной и по-настоящему творческой деятельности учителя по учебному целеполаганию лежат государственные документы стандарта и программ, адаптированные на все принципиальные особенности данной школы. Язык микроцелей должен быть понятен каждому ученику соответствующего класса. Итак, исходным параметром учебного процесса в педагогической технологии В. М. Монахова является учебное целеполагание. Учебная цель должна быть реалистичной (достигаемой) и диагностичной (проверяемой). Диагностика понимается и реализуется как установление факта и уровня достижения микроцели. Учитель конструирует содержание диагностики исходя из содержания микроцели, при этом чрезвычайно важно правильно дифференцировать трудность и сложность заданий по трем уровням. Диагностика всегда проводится в письменном виде, проверочная работа состоит из четырех заданий: первые два – это уровень стандарта («удовлетворительно»); третье задание – уровень «хорошо»; четвертое задание - уровень «отлично». (Используется также и несколько иной подход к составлению диагностических работ, разработанный учителями школы; этот подход исходит из обязательного классифицирования микроцелей на базовые, основные и дополнительные). Важно, что подобное построение диагностики (оба варианта) принципиально меняет в позитивном направлении традиционную систему оценивания учебных результатов школьников: вместо выставления оценки по «методу вычитания» (уменьшения максимального балла в ходе фиксирования ошибок ученика), осуществляется выставление оценки по «методу сложения» (увеличения минимального балла, соответствующего уровню государственного образовательного стандарта, в ходе фиксирования заданий, выполненных учеником безошибочно). Таким образом, оцениванию подлежат не ошибки, неудачи ученика, а его успехи. Это полезнее во всех смыслах. Механизм диагностики текущих результатов обучения, заложенный в технологии В. М. Монахова, не отменяет традиционных форм (контрольных работ, предусмотренных типовым тематическим планированием, административных контрольных работ, опросов, пробного тестирования и т. п.). Более того, сочетание нового и традиционного здесь, как показывает практика работы нашей школы, дает серьезный положительный эффект. Внедрение технологии постепенно делает систему внутришкольного контроля и мониторинга (ВКМ) направленной прежде всего на мониторинг учебной деятельности каждого отдельного ученика, то есть делает ее индивидуально направленной (и это очень хорошо), но сочетание с некоторыми традиционными фронтальными, нацеленными на получение усредненных показателей формами ВКМ (классно-обобщающий контроль, мониторинг средних уровней обученности, различные рейды четкой направленности) также представляется весьма полезным. Важно, чтобы потребители результатов различных фронтальных проверок воспользовались общими выводами как таковыми, но и постарались установить их «индивидуальные проекции» по отношению к каждому отдельному ученику. Дозирование домашних заданий открывает перед учителем широкое поле для творчества: действительно ежедневно перед учителем возникает одна и та же насущная задача: сколько упражнений должен самостоятельно выполнить ученик, чтобы успешно пройти диагностику. Естественно, что у каждого учителя свой взгляд на ответ в данной методической задаче. Цель технологии – впервые, пусть даже на эмпирическом уровне получить ответ о разумной норме, о норме целесообразной, по объему и сложности домашнего задания, или говоря иначе, целесообразной его дозе. Только тогда не будет пресловутой перегрузки учащихся. Все проектирование самостоятельной деятельности учащихся фокусируется на содержании диагностики. Из предыдущего ясно, сколь ответственный момент в технологии конструирование проверочной работы. Традиционный контроль и оценки, если так считает учитель, могут быть сохранены. Заметим, что в технологии понятие упражнения рассматривается и используется в самом широком смысле. Так, работа с теоретическим материалом, заучивание определения или алгоритма, выполнение задания лабораторной работы и т. п. – это тоже упражнения. Таким образом, в технологии В. М. Монахова механизм гарантированности успешных результатов обучения следующий: гарантией достижения поставленных учебных целей, то есть гарантией успешного прохождения диагностики, на выбранном учеником уровне, является успешное самостоятельное выполнение этим учеником соответствующей дозы домашнего задания, построенного учителем в форме методически обоснованной системы упражнений. | |||||||||||||
Просмотров: 3849 | Загрузок: 421 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|