Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » УПРАВЛЕНИЕ |
2020-06-16, 10:38 AM | |
Управление эффективной системы работы с одаренными детьми в КГУ «Гимназия «БЭСТ». заместитель директора по научно-методической работе Самохвалова Н.С. Любое управление преследуется определенной целью. Реализация государственной политики в области образования, удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех участников образовательного процесса и является основной целью управления образования и науки. Модернизация образования Республики Казахстан – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций. Проблема детской одаренности имеет государственное значение, ему уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в образовательных учреждениях и условий для развития одаренности. Актуальность данной проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Мы видим нашу гимназию, как школу реализованных возможностей, основным условием успешности которой является сочетание: • высокого педагогического профессионализма учителей; • внутренней образовательной мотивации обучающихся, обусловленной эмоциональной привлекательностью процесса образования; • заинтересованности родителей обучающихся в социальном партнерстве со школой. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В условиях модернизации образования школы, качество обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель включается в режим развития и саморазвития. В гимназии на протяжении длительного времени выстраивалась система с одаренными детьми, которая работает на достижение стратегической цели развития гимназии. Основная идея состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся. В данной системе работа проводится на пяти различных уровнях. Уровень 1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках. На этом уровне в нашей гимназии задействовано 100 % учащихся. Данная работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. Учителя гимназии на своих уроках по - мимо базовых знаний по предметам, создают условия для развития и проявления детской одаренности.. Основной прием – индивидуализация заданий. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности. Уровень 2 Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на элективных курсах. Задействовано более 65 % учащихся. Гимназия на всех ступенях обучения проводятся элективные курсы по иностранным языкам(английский, французский, немецкий), химии, биологии, , физике, история Казахстана в лицах и датах. . Грамотная организация работы элективных курсов является главной составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению следующих педагогических задач: • позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета; • помогает учащимся реализовать свой интерес к углубленному изучению предмета; • формирует круг общения учащихся с общими интересами; • создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися; Они посещают элективные курсы во внеурочное время. Очень сложно подготовить и организовать работу элективного курса таким образом, чтобы он соответствовал ожиданиям всех учащихся, проявивших к нему интерес. Основной принцип, который используется в гимназии – 50% работы под руководством учителя, 50% - самостоятельной работы учащихся. Важно отметить, что к концу учебного года число учащихся, посещающих спецкурс, уменьшается. Это считается нормальным. В итоге на элективном курсе занимаются дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые прикладывают усилия, работают, и достигать результатов в данном учебном предмете. Уровень 3. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках внутришкольных конкурсов, проектов и соревнований . на данном уровне Задействовано более 65 % учащихся. Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, выявляется в виде призовых мест и высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученики с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам. Уровень 4. Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках работы элективных курсов, практикумов, творческих и научно-исследовательских лабораторий, творческих студий, проектной деятельности. Задействовано до 35% учащихся. В рамках внеурочной деятельности в гимназии с момента ее основания работает научно-исследовательское общество учащихся (НОУ) , в рамках, работы которых дополнительные занятия проводятся в малых группах учащихся, что является важным условием для развития одаренности. 5 . Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Задействовано до 25 % учащихся. Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, личный контакт с учителем. Организуя индивидуальную работу с учащимися, учитель зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату. Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. В заключение своей статьи хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и гимназии в целом. В нашей гимназии создана среда, которая позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности. За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы: • работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения, • работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время; • целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально; • ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авдеева Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н.И. Авдеева, Н.Б. Шумакова. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с. 2. Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность / Ю.Д. Бабаева // Одаренные дети: теория и практика: мат-лы Всерос. конф., Москва, 28-30 марта 2001 г. - М., 2001. -265 с. 3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 296-297 4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М.: Открытый университет, 2005. - Глава 3. - С.88-150. 5. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: учебник для магистров. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 440 с. | |
Просмотров: 270 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|