Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » УПРАВЛЕНИЕ |
2014-10-31, 7:38 PM | |
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Дюсембаева С.Н., учитель русского языка и литературы в школе с казахским языком обучения Айыртауской средней школы Выявление и развитие детской одаренности – одно из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан. В педагогике одаренность понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формирования способностей человека. Гуманизация образования в русле идей Концепции о правах ребенка предполагает признание человека высшей ценностью. А это означает достижение в педагогической действительности таких отношений, когда были бы защищены достоинство каждого участника педагогического процесса, его права и свобода при реализации собственной индивидуальности (статья 8 Конвенции), обеспечена направленность на развитие личной одаренности, талантов и способностей в их полном объеме (статья 29), обеспечено право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой деятельности (статья 31). В специальной литературе чаще всего выделяются несколько категорий детей, которые обычно и называют одаренными. Но на практике чаще всего выделяют четыре категории (А.И. Савенков): - дети с высокими показателями по специальным текстам интеллекта (интеллектуальная одаренность); - дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность); - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.) эту категорию детей чаще всего называют талантливыми; - дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность). Опираясь на данную классификацию, педагогический коллектив Айыртауской средней школы в работе с одаренными детьми, учитывая условия сельской школы, контингент учащихся, профессиональный уровень педагогического персонала, использует следующую классификацию видов детской одаренности: - общая интеллектуальная; - конкретно-предметная; - художественная; - организаторская, лидерская одаренность. Для выстраивания индивидуальной работы с одаренными детьми нами берутся следующие критерии: - показатель учебной деятельности; - участие в олимпиадах по основам наук; - участие в конкурсах; - работа над научными проектами; - работа в секциях, кружках во внеурочное время; - участие в индивидуальной учебной деятельности по выбору. Очевидно, что деятельность по педагогической поддержке одаренных детей в нашей школе как и в любой другой начинается с выявления таких детей, их личностных особенностей, уровня интеллектуального развития, характера творческих способностей и интересов, межличностных отношений. Стартовая диагностика проводится в 1-х классах: исследуется уровень развитости мыслительных операций и способность к креативности. Я, как учитель русского языка и литературы в школе с казахским языком обучения, начинаю исследовать детей с 3-го класса. В школе составляется карта занятости учеников, где указаны посещение ими факультативов, секций, кружков. Особое направление работы Айыртауской средней школы – создание условий для оптимального развития интеллектуального, творческого, личностного потенциала одаренного школьника через различные формы урочной и внеурочной деятельности. В основе организации учебного процесса, ориентированного на одаренных детей, учителями используется дифференциация по уровню образования учащихся и содержанию их потребностно-мотивационной сферы. Несомненно, что это работа происходит в процессе совместной деятельности учителей–предметников, классных руководителей и психолога школы на основе диагностики. Учебно-воспитательный процесс в работе с одаренными детьми строится по следующим направлениям: 1. Одаренные дети, обучающиеся в условиях обычного класса, которые требуют особого внимания (при подготовке к уроку использую в работе с этими учащимися элементы ускорения, углубления, расширения). 2. Организация для одаренных детей факультативов, групп по интересам, кружков в школе. Основная форма организации учебного процесса является урок. Каждый учебный предмет определяет специфику предметных форм, методов, приемов и технологий обучения. На уроках литературы я широко применяю групповые формы работы: дискуссии, игры, семинары, технология дебатов, проблемного обучения, исследовательскую деятельность школьников. На уроках русского языка - такие формы работы как диалоги, элементы театрализации, информационные технологии, метод проектов. Важным, на мой взгляд, является утверждение о том, что уровень развития способностей детей определяется не только природными задатками, но и мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей, направленного на развитие этих способностей. Существенная роль в решении этой проблемы принадлежит администрации школы в плане создания благоприятных условий для реализации педагогической поддержки развития одаренного ребенка. В школе традиционными стали мероприятия, проводимые нами по поощрению и стимулированию учеников. Успехи детей отмечаются на чествовании победителей олимпиад, научных соревнованиях, интеллектуальных марафонов. Учащиеся поощряются путевками в лагеря в летний период, поездками в достопримечательности нашего края (Мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров, усадьба Айганым, бабушки Ш.Уалиханова, археологический памятник «Ботай»). Результаты участия школьников в олимпиадах и различных конкурсах отслеживаются и анализируются. На заседаниях МО, методических и педагогических советах выявляются факторы, способствовавшие успехам, и факторы, препятствовавшие результативной работе. Корректируются планы работы с одаренными детьми. Останавливаясь на проблемах, следует отметить, что одна из основных - это проблема специальной подготовки учителя к работе с одаренным учеником в условиях сельской школы. Вузовское образование студента – будущего учителя ориентировано, прежде всего, на раскрытие концептуальных и теоретических основ такой готовности, организовать же реальную работу с одаренными детьми возможно только с учетом реальных условий конкретного учреждения (его традиций, особенностей педагогического коллектива, контингента учащихся в целом и контингента одаренности в частности). То есть работа с одаренными детьми в сельской школе всегда определяется, как говорят, на «месте». А отсюда следует, что управлять работой педагогов с контингентом одаренных детей в условиях сельской школы наиболее целесообразно посредством профессиональных учительских объединений. Решая эту проблему, для повышения компетентности педагогов в нашей школе ведется по следующим направлениям: 1. Диагностика деятельности педагогов. 2. Коррекционно-развивающая обучающая работа в форме семинаров по проблемам одаренности, в ходе которых своим опытом делятся те учителя, которые добиваются хороших, устойчивых результатов в этом плане. Такие педагоги выступают со своими наработками на методических советах, педагогических советах. Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем, кто никогда не работал с одаренными детьми, такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним – праздничной и полной непрерывного удовольствия. Это далеко не так. Многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в большой массе. Еще больше особой психологической подготовки нужно, чтобы уметь работать с такими детьми, не оставлять их без внимания. Так, в своей работе я планирую свою работу в течение учебного года и не оставляю без внимания и в летний период. Даю задания разной сложности на каждый день. К примеру: 1 день. 1. Найди начало слов: . . жка . . . жка . . . . жка . . . . . жка 2. Напиши все трехзначные числа из цифр 1,2,3,4, не повторяя их. 2 день. 1.Читай внимательно. В этом тексте спрятаны пять разных видов напитков, которые можно было бы налить в кружку Феде. Попробуй их найти. Мой старший брат Федя – ужасный обжора. Вот, например, как он пообедал сегодня. Вначале он ел солёную рыбу: кильки, сельдь и горбушу. Потом довольно легко Федя управился с целой кастрюлей лапши. Вслед за тем он даже не заметил, как умял круг ливерной колбасы. Мама говорит: - Кажется, я положила на стол ливерную? Федя лишь пожал плечами: я, мол, около себя никакой колбасы не видел. А у меня от хохота в горле словно застрял ком. Пот на лбу выступил. Пока я смеялся, брат как бы невзначай отправил в себе в рот изрядный кусок пирога. Закончив есть, он достал свою большую кружку и попросил маму, чтобы она налила в неё до самых краёв… 2 . Соедини цифры знаками + или – так, чтобы получилось 40: 1 2 3 4 5 6 7 = 40 3. Расшифруй ребус, где одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, а разным буквам – разные цифры. КОШКА+КОШКА+КОШКА=СОБАКА Чтобы говорить о способностях как творческих, так и интеллектуальных даю выполнить следующее задание: придумать какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок. Некоторые дают стандартные, банальные ответы. А одаренные дети дают нестандартные ответы: кусок сыра, или след неизвестного животного, или стаи вирусов под микроскопом в капле воды. Одаренные дети – целый мир, особый мир детства и мы, учителя, обязаны ставить своей целью приоткрыть дверь в этот мир. Северо-Казахстанская область Айыртауский район с.Айыртау | |
Просмотров: 1181 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|