ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА. Латипова Р.Н. методист высшей категории ГККП «Житикаринский политехнический колледж» «Если хочешь увидеть плоды, не рви цветы» Г.Бон Современному образованию нужен профессионально – компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному профессиональному образованию. Даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога пришедшего на работу может протекать длительное время. Разумеется, всем понятно, что любой человек, начинающий свой путь в профессии, должен испытывать затруднения вследствие отсутствия опыта. Но, по нашему мнению, преподавателям в этом смысле повезло меньше других: педагогическое образование не обеспечивает им достойную «стартовую площадку» и, вероятно, именно поэтому становление педагога протекает труднее, острее, больнее, чем представителя любой другой интеллигентской профессии. Анализ методической работы колледжа и итоги проводимых нами социально-педагогических исследований показали, что наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление документации, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, т.к. у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи молодым преподавателям. Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы учебного заведения. В нашем колледже методическая Школа молодого педагога и мастера производственного обучения – это система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого специалиста. Создание эффективной системы – задача далеко не простая. По нашему мнению, нередкой является ситуация, когда молодой специалист, "взращённый с нуля" в стенах учебного заведения, оказывается способным к реализации образовательного стандарта и творческой педагогической деятельности в большей степени, нежели "пришедший со стороны" специалист первой и даже высшей категорий, и все это в рамках сложившихся в учреждении образования добрых традиций. Многие молодые специалисты, пришедшие в наш колледж за последние несколько лет, проявили себя как инициативные и целеустремлённые педагоги. Однако, несмотря на значительные результаты, администрация заинтересована в том, чтобы успешная деятельность начинающих педагогов была не единичным проявлением, а заранее прогнозируемым (в большей или меньшей степени) итогом системной работы. Проблем, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые из них (например, финансовые или проблема престижа профессии в обществе) не находятся в компетенции администрации образовательного учреждения. А вот проблемы адаптации в коллективе, создания эмоционально благоприятной атмосферы, методической подготовки грамотного специалиста вполне могут быть решены в стенах учебного заведения. Таким образом, актуальность и социальная значимость данного вопроса не вызывают сомнения. Изучив аналитический материал по кадровому составу педагогов, проведя контроль различных характеристик деятельности преподавателей, пришли к осознанию необходимости внедрения в колледже проекта "методическая Школа молодого преподавателя", реализующего системный подход в управленческой деятельности методиста колледжа. Анализируя опыт работы с молодыми преподавателями, мы пришли к необходимости создания концептуальной модели преподавателя. Данная модель динамична и функциональна. Для того, чтобы это отследить нами разработана Программа мониторинга адаптации молодого специалиста. Цель такой программы: оказание помощи молодым специалистам при адаптации в педагогическом, ученическом и родительском коллективах. Задачи программы: Повысить уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно-образовательной работы; Оказать методическую помощь в преподавании предмета, в воспитательной работе с обучающимися; Обеспечить постоянное освоение современной педагогической теории и практики; Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности; Создание условий для саморазвития молодых специалистов; Оказание психологической поддержки и методической помощи начинающим педагогам. Мониторинг включает 2 периода: - в течение первого года работы преподавателя стажера, - в течение трех лет работы молодых специалистов. В течение первого года работы выявляются противоречия между профессиональной направленностью молодых специалистов и выбранной ими профессией, происходит переоценка собственных сил. Организуя работу, мы проводим различного рода диагностики, которые помогают решить возникающие проблемы, выявить затруднения в работе. По диагностикам текущего учебного года было выявлено, что больших затруднений в календарно – тематическом планировании у молодых специалистов не возникает (80% преподавателей указали на отсутствие затруднений по данному параметру). Но педагогический процесс требует серьёзной гармоничной подготовки учителя. Анализируя анкеты, были выделены следующие параметры, по которым необходима срочная методическая помощь: • Структура поурочного планирования, • Умение определять триединую цель урока, • Формы и методы ведения урока, • Обеспечение активности учащихся в течение урока. Анализ тестов по определению творческих возможностей молодых преподавателей показал, что самооценка у всех достаточно высокая: они все определили себя творческими педагогами, стремящимися к саморазвитию. Среди факторов, помогающих повысить стремление к саморазвитию, большее число ответов пришлось на «интерес к работе» (89%), дальше по убывающей – доверие (65%), влияние коллег (34%). Такой фактор, как учеба на курсах, не был отмечен ни кем. Это говорит о том, что молодые педагоги, только начавшие трудовую деятельность, больше доверяют своим коллегам и стараются учиться у своих наставников. По итогам проведенных диагностик планируется работа методической Школы, которая предусматрела различные формы совместной деятельности: Практикумы, Консультации, Тренинговые занятия, «круглые столы» Посещение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий у наставника, Совместное изучение молодыми преподавателями и наставниками трудных тем программы, Проведение открытых уроков специалистами высшей категории в режиме «Стажерской площадки», Включение молодых специалистов в работу методических цикловых комиссий, Разработка планов индивидуальной методической работы. На этапе - «Обучение» - начинающие учителя с интересом посещают семинары «Формы и методы работы на уроке», «Формы контроля качества знаний обучающихся», «Современные педагогические технологии». Неоценимую методическую помощь молодые педагоги получают на практических занятиях «Правила работы с учебной документацией», «Требования к современному уроку. Триединая цель урока». Психологическую помощь оказывают консультации «Психолого-педагогический подход к обучающимся», «Пути выхода из конфликтной ситуации». Два раза в год в деятельности методической Школы планируются заседания в активной форме. Например, в марте заседание методической школы было проведено в форме исследовательского проекта по теме «Личностно – профессиональные качества как основа модели современного преподавателя». Работая в творческих группах, молодые преподаватели выявляли личностно – профессиональные качества специалиста, выбирая их из характерных качеств животных, затем подбирали ассоциации к словам «личность», вывели таблицу «профессиональные качества педагога». Говоря об инновационной культуре педагога, сообща искали оптимальный выход из педагогической ситуации. Итогом такого активного взаимодействия стало выведение модели педагога – новатора. Важное значение для личностной и профессиональной адаптации начинающего преподавателя и мастера производственного обучения имеют индивидуальные собеседования с наставником по различным методическим вопросам. Для более эффективной и результативной работы мы ввели в практику работы составление учебного плана молодого специалиста и наставника, отчет по которому молодой специалист ежемесячно приносит в методкабинет; разработали карту наблюдения уроков молодых специалистов, проводим мониторинг успешности молодого специалиста пример такого мониторинга преподавателя информатики Сариной А.Ж. На декаде успехов молодого специалиста педагоги проводят открытые уроки и внеклассные мероприятия, где демонстрируют умение: - методически грамотно проводить уроки и мероприятия различных форм, - Молодые преподаватели учатся применять индивидуальный подход к обучающимся, - Самое трудное - выполнять психолого-педагогические и организационные требования к уроку, находить свою «изюминку» в работе. В этом учебном году Декада молодого специалиста закончилась проведением конкурса «ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ 2010». В конкурсе участвовали 12 человек - все слушатели методической Школы молодого специалиста. Конкурс проходил в два этапа: I включал проведение открытого урока и результат тестирования на знание законодательства и основ педагогики и психологии. На II этапе конкурсанты представили жюри самопрезентацию, должны были найти выход из педагогической ситуации и подготовить экспромт-выступление для разных целевых аудиторий: родители, обучающиеся, работодатели, коллеги. Все конкурсанты получили памятные подарки и дипломы об окончании этапа «Обучение» в Школе молодого специалиста. На втором году работы, на этапе «Становление» определяется уровень сформированности компетенций у молодого педагога: - общекультурной - психолого-педагогической - коммуникативной - информационной На основании полученных результатов выстраивается индивидуальная траектория профессионального роста молодого специалиста. Для этого: тщательно изучаются современные педагогические технологии, интерактивные технологии, выбирается индивидуальная тема методической деятельности. В соответствии с выбранным направлением педагогом создается дидактическое оснащение преподаваемого предмета: раздаточный и демонстрационный материал, тестовый материал, экзаменационный материал, молодые педагоги привлекаются к активному участию в работе цикловых комиссий, методсоветов, педсоветов. У каждого молодого специалиста второй год обучения – это самостоятельный творческий поиск. Проведение целенаправленной разносторонней работы педагогического коллектива колледжа с молодыми специалистами дает положительные результаты: Рост качественного показателя уровня знаний и умений учащихся, Внутреннее лицензирование, Систематизация материала в форме Портфолио Участие в конкурсах различного уровня, Проведение уроков и мероприятий разных типов на хорошем методическом уровне. Анализируя работу методической школы молодого специалиста, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствует успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающих преподавателей и мастеров производственного обучения, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить уровень профессионализма. МЫ УЖЕ СЕГОДНЯ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, что наши молодые специалисты влились в коллектив и выходят на определенный уровень квалификации, т.е. созданная концептуальная модель компетентного педагога не только функционирует, но и приводит к намеченной цели.
|