Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ |
[ Скачать с сервера (89.4 Kb) ] | 2017-03-20, 2:25 PM |
В Казахстане 15 апреля празднуют день влюбленных Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Этот праздник был предложен как альтернативный вариант праздника дня святого Валентина. Хотя день влюбленных Козы-Корпеш и Баян-Сулу не приобрел официальный статус, в народе этот день отмечается активно. Каждый год молодежь устраивает ряд мероприятий, которые близки к казахским народным обычаем и традициям. Старинная легенда о трагической любви Козы-Корпеш и Баян-Сулу гласит: друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых еще до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, еще не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, полюбили друг друга. Но проходит время, и вероломный Карабай меняет планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом вечном треугольнике первым сложил буйную голову Козы. Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для нее колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, в этом ему «помогает» Баян - держась за волосы девушки, Кодар роет обещанный колодец. Баян неожиданно отрезает косы, и Кодар проваливается в бездну и погибает. Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом. Многие люди, кто побывал на захоронении казахских героев-влюбленных, говорят, что оно поросло дивным кустом шиповника, на котором однажды зацвели алая и белая розы. День великой любви Козы-Корпеш и Баян-Сулу должны отмечать учитывая особенности нашего культурного менталитета, традиции и обычаев. Наш портал предлагает вашему вниманию подборку традиционных игр казахской молодежи, которые смело можно включать в список мероприятии праздника: Алтыбакан "Алтыбакан" - национальная игра, развлечение молодежи. Однако немаловажное значение имеют традиционные моменты воспитательного характера. Вечером вся молодежь , джигиты и девушки, за аулом сооружают "алтыбакан" (качели: алты - шесть, бакан - шест). Игра имеет огромное значение в познании искусства, взглядов молодежи и их взаимоотношений. На разные увеселения молодежи родители смотрят с негодованием, а на "алтыбакан" не имеют права не отпускать (особенно девушек). Здесь молодежь поет песни, играет в различные игры, и это веселье продолжается до полуночи. "Алтыбакан" - своеобразный развлекательный досуг. Кыз куу Кыз-куу (догони девушку). Национальная конная игра казахского народа. В ней участвуют юноши и девушки, которые состязаются парами на лошадях полукровных пород. В первой половине игры девушку преследует юноша и если догоняет, то ее целует; во второй половине игры они меняются местами. Девушка стремится догнать своего партнера и в случае удачи бьет его камчой. Дистанция скачки 400—500 м. В конце дистанции устанавливается флаг, обозначающий поворотно-контрольный пункт. Девушка (а юноша в обратную сторону) принимает старт на две лошади впереди. Мастерство игры (на личное или командное первенство) оценивается по пятибалльной системе, при этом учитываются три признака — искусство владения конем, художественность (красота) исполнения и резвость скачки. Участники выступают в красочных национальных костюмах на одномастных, эффектных по экстерьеру лошадях, благодаря чему зрелищная сторона состязаний очень выигрывает. Именно эта национальная игра послужила темой знаменитого стихотворения Олжаса Сулейменова: Догони! Кыз куу Догони меня, джигит, Не жалей коня, джигит. Если ты влюблен и ловок, Конь умрёт, но добежит. Я люблю тебя, джигит. Догони же, Поцелуй, Голос от стыда дрожит, Среди этих звонких струй. Меня ветер обгоняет. На груди моей лежит, Обнимает, обнимает, Ой, зачем отстал джигит! Издевается луна, Я одна. Опять одна, Мои руки побелели, Кровь по крупу скакуна, Злые люди, Злые люди, Вы обидели меня. Дали смелому джигиту, Дали сильному джигиту, И красивому джигиту Ишака, А не коня!.. Ак суек Участники игры становятся в шеренгу. Ведущий берет белую кость (можно использовать резиновый мяч, деревянный ключ, резные палочки и т. д.) и напевает: Белая кость — знак счастья, ключ, Лети до луны, До белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, Кто тебя в миг найдет! После чего ведущий бросает кость за шеренгу играющих. В этот момент никто не должен оглядываться назад, чтобы не видеть, в какую сторону летит кость. Когда кость упадет, ведущий объявляет: Ищите кость — Найдете счастье скорей! А найдет его тот, Кто быстрей и ловчей! Цель действий — быстро найти кость и незаметно для остальных принести ее ведущему. Если дети заметят ее, они преследуют игрока и, слегка ударив по плечу, отбирают кость, затем тоже бегут к ведущему. Для того чтобы быть незаметным и без препятствий донести кость до ведущего, можно проявить хитрость, находчивость. Иной игрок под предлогом того, что он не может найти кость, идет к ведущему шагом, отвлекает внимание соперников различными способами (например, громко говорит, указывая на другого, и утверждает, что кость якобы у него и т. д.). Если игрок нашел кость, т. е. оказался счастливцем, то вся группа или один из группы исполняют его желание: поют, читают стихи, подражают голосам животных. Орамал Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, тот — следующему и т. д. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, прочитать стихотворение и т. д. После этого он становится водящим. | |
Просмотров: 1813 | Загрузок: 42 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|