Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ |
[ Скачать с сервера (258.1 Kb) ] | 2017-12-20, 8:58 AM |
КГУ "Детский дом №8" г. Семей воспитатель: Зарипова А. А. Классный час : «Учимся быть толерантными» «Научить человека быть счастливым нельзя, а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно». А.С. Макаренко Школьный возраст – важный период в психосоциальном развитии ребёнка. Ребёнок активно включается в разные виды деятельности, осваивает разные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного воспитания в развитие культуры мира на Земле. Цели: • показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми; • создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива; • обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности. • формирование толерантных установок у учащихся. Задачи • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности; • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей; • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; • способствовать развитию уважительного отношения между учащимися. Ход мероприятия: 1.Оргмомент. -Здравствуйте! Все мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы. Все мы разные, но все мечтаем жить в согласии с собой и другими. (На доске слова: милосердие, доброта души, сострадание, уважение. -Что объединяет все эти слова? -Их можно объединить одним понятием. Это положительные качества человека. - Все то, о чем вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «Толерантность». Тема нашего классного часа звучит так «Учимся быть толерантными». слайд №4 В течении этого занятия мы познакомимся с понятием толерантность и постараемся выяснить, какими качествами толерантной личности обладает каждый из нас, и как мы можем изменить себя, чтобы мы стали более дружные. Вам понятно значение этого слова? Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся. У вас на столах в конвертах лежат карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: "Что общего в определениях?" Дети зачитывают: • Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения. (Испанский). • Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский) • Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным т.е. - не строгий, понимающий (Английский) • Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным т.е. - обладающий высокими душевными качествами) (Китайский) • Толерантность – умение принять другого таким, какой он есть. ( Русский) - Что общего в этих определениях? Дети: Умение жить в мире и согласии со всем миром. Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим. Группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень важном в жизни: о любви, об уважении, о терпении. А начну я разговор со старой легенды - послушайте её. слайд №3 Однажды, много лет тому назад жил один необыкновенный народ. Славился народ молодостью и красотой, песнями и танцами. Если случайный путник заходил в селение, то удивлению его не было предела. Спросите почему? Да потому, что во всём огромном селении не было ни одного старика. Везде веселье, смех. Молодые красивы. Нет старых, сморщенных лиц, нет болезней. Оказывается, этот народ имел очень древнюю традицию. Как только человек начинал стареть, сын взваливал его на плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и встречали старики в одиночестве свою смерть. Жил в этом селении Хаким, очень любил он своего отца, часто разговаривал с ним, дивился его мудрости. Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного человека, наблюдая за его старением. Знал Хаким, что недалеко то время, когда и он, должен будет взвалить на плечи драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно расстаться. Однажды "страшный день наступил. Отец улыбался, пытаясь придать силы своему сыну. Драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в гору отдаётся сердечной болью. Хаким движется медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Отец успокаивает, даёт последние советы и наставления. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль пронзила его, как молния. Мысль, что скоро его самого вот так же понесёт его сын. Хаким развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал очень быстро, не останавливаясь ни на минуту отдохнуть, не слушая старого отца, который призывал к благоразумию. Отец знал, что нарушать традицию, сложившуюся веками, не под силу одному человеку. Хаким спрятал отца в своём доме, ухаживал за ним, подолгу беседовал ежедневно. И нагрянула однажды беда на селение. Обступили его враги, голод и болезни постучали в каждый дом. И никто не знал, что делать. И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог держать оружие, встали в строй, и враг был разбит. Все стали восхвалять Хакима и его мудрость. Тогда вышел Хаким на середину площади и вынес своего старого отца, поклонившись, рассказал о том, что нарушил древнюю традицию, и только мудрые советы отца помогли спасти селение. Отныне, в этом селении стали почитать стариков, относиться с терпением и уважением к ним. • Ребята, скажите, почему же так относились к старикам жители селения? • Чего не хватало им, чтобы изменить это отношение? (Терпения, любви, уважения, сочувствия). Что такое толерантность?(терпение) -Ребята, что такое пазл ? слайд №4 - Ваши группы в которых вы живете – это тоже единое целое, а каждый воспитанник в ней – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные. Может ли один человек сказать, какой он? У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному. А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Дети отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае? Ситуации слайд №5, №6 1. В группу приходит новенький воспитанник. В первые два дня он успевает со многими поссориться. И другой воспитанник - твой друг тебе говорит: "Не будем с ним дружить!»" Твои действия. 2. Твой друг-воспитанник попросил у тебя какую-нибудь игру и испортил ее. Предположите возможное развитие событий. Как Ты себя поведешь? 3. Тебе запрещают дружить с мальчиком (девочкой), потому что он (она) не такой, как все, выглядит неопрятно, учится плохо. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с ним (с ней) не дружить? 4. Представьте себе, что твой друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как ты поступишь? А почему вы будете сочувствовать своему другу? 5. Ты увидел ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будешь ли ты ему сочувствовать? Почему? Итак, мы с вами выяснили, слайд №7 что Сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. - Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.) Быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Игра « Человек с планеты Земля» слайд №8 У вас на столе лежат листочки (полоски бумаги) на которых напечатаны качества характера человека. Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля. ( Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные) добрый сильный преданный завистливый весёлый улыбчивый чуткий заботливый смелый честный внимательный агрессивный злой нечестный равнодушный лживый раздражительный Поочерёдно дети называют выбранные качества. Создаётся общий портрет человека с планеты Земля: полоски крепятся при помощи степлера на круг из жёлтого картона – получается солнышко. - Вот и составили мы вместе портрет человека с планеты Земля. На что похожа наша поделка? - Можно ли сравнить человека, обладающего всеми этими качествами с солнышком? (Он также, как и солнце, согревает теплом своей души всех вокруг, он собирает вокруг себя много друзей, ему все рады…). - Какие качества вы не одобряете? (Назовите их.) Видео о Толерантности Игра - вопрос слайд №9 (учащимся раздаются ситуации, какие качества они скрывают?) 1. К вам в класс пришел новый ученик, у него тяжело обстоят дела с языком и имеются небольшие пробелы в знаниях. Вы поможете ему? Какие качества вы при этом примените? (Доброжелательность, Понимание, Сочувствие) 2. В группе один воспитанник нагрубил другому воспитаннику. Какие качества вы проявите? (чуткость, равноправие, доброжелательность). 3. В классе очень полный мальчик. Он служит постоянным объектом насмешек. Вы проявите к нему какие качества? (доброжелательность, чуткость, нравственность, понимание, равноправие) 4. В группе назревает конфликт, возможно дело идет к драке, как вы поступите? Какие качества вы проявляете? (отказ от насилия, независимость, способность самостоятельно принимать решения) 5. Бабушка не смогла вам на день рождения сделать подарок из-за маленькой пенсии. Какие качества вы проявите? (понимание, сочувствие). Учитель: Мы все такие разные Слайд №10: взрослые и дети, брюнеты и блондины, добрые и злые, толстенькие и худые, с хвостиками и без них… И все же мы должны жить и понимать друг друга. Все мы должны уважать и понимать друг друга, быть благосклонными, то есть быть толерантными. Учитель читает стихотворение. Люди на свет Рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других Ты смог понимать, Нужно терпенье В себе воспитать. Нужно с добром К людям в дом приходить, Дружбу, любовь В своем сердце хранить! 2. Игра – эксперимент. Учитель: Уважаемые ребята, для участия в этом эксперименте необходимо вам поделиться на 2 группы. Каждой группе будет предложены портреты, ваша задача составить характеристику личности. (Портреты – 2 копии, но ученики об этом не знают, первой группе представить, что - это добрый человек, второй группе - злой человек). Для этого вам помогут карточки, на которых записаны личностные качества человека. Качества: Терпимость, бессердечность, конфликт, сострадание, прощение, вспыльчивость, желание что-либо делать вместе, милосердие, злорадство, ложь, сотрудничество, уважение прав других, раздражение, принятие другого таким, какой он есть, зависть. После того, как ученики выполнили работу, они начинают по очереди рассказывать о человеке, которого они охарактеризовали Рефлексия: Какого человека можно назвать толерантным? Помогла ли вам первоначальная характеристика в подборе личностных качеств? После рефлексии дети показывают друг другу портреты, совместно подводят итог. В завершении ролик толерантность Возможный вариант • Не делай другим того, чего не хотел бы от других. • Не делай другому того, от чего больно тебе. • В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе. • Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе. • Как ты думаешь о себе, так думай и о других. • Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей. • Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними. | |
Просмотров: 440 | Загрузок: 21 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|