Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Доклад
[ Скачать с сервера (69.0 Kb) ] 2011-04-09, 12:37 PM
Е.А. Петухова
Средняя школа № 22 г.Жезказган

Проблемы семейного воспитания на современном этапе.

Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно – образовательных воздействий на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованной системы трудно переоценить, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
В словаре С.И. Ожегова СЕМЬЯ – это группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми).
Но я бы хотела немного дополнить значение этого слова. СЕМЬЯ – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Ребенок для родителей – это их будущее, это их бессмертие.
Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И родители, конечно, хотят, чтобы их физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все их достоинства, но и приумножило их.
1. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Чтобы глубже знать своего воспитанника и его семью, в течение 4 лет провожу анкетирование, тесты, мини – сочинения, диспуты.
Чтобы познакомиться с родителями моих воспитанников на первом собрании я раздаю им вот такую анкету (анкета №1).
Анкета для родителей

Вопросы Ответы
1. Ф.И. О. (оба родителя)
2. Домашний адрес (дом. и раб. телефон)
3. Образование (оба родителя)
4. Возраст (число, месяц, год)
5. Место работы, должность, работодатель)
6. Состав семьи (количество и перечислить)
7. Жилищные условия (количество комнат, главный квартиросъемщик)
8. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?)
9. Кто непосредственно занимается воспитанием ребенка?
10. Что больше всего затрудняет в воспитании ребенка?
11. Какие методы воспитания Вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказание, поощрение)
12. Чем Вы любите заниматься в свободное время?)
13. Чем могли бы помочь классу, школе?
14. Состояние здоровья Вашего ребенка? (хронические заболевания)

Анализируя данные анкеты, я имею первое представление о семье моего ученика, где ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, то он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
Но не менее вредно, конечно, равнодушие, тем более пренебрежительное отношение к ребенку.
Чтобы глубже узнать положительные и отрицательные качества ребенка, я использую анкету для родителей о воспитании сына или дочери. (анкета № 2).

Анкета для родителей о воспитанности сына или дочери

1. Какие положительные качества характерны для Вашего сына (дочери)?
2. Какие отрицательные качества Вы у него (у нее) заметили?
3. Какие качества личности Вы стараетесь воспитывать у Вашего ребенка и на сколько это Вам удается?
4. Имеет ли Ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?
5. Как он относится к другим членам семьи? Оказывает ли он им нужную помощь, сочувствие, защиту?
6. Принимает ли активное участие в делах семьи, семейных праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?

Проводя анализ этих анкет, подвела итог, что не все дети знают Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о своей семье. Ребенок должен твердо усвоить этот закон.
Воспитание ребенка в семье – это достойное непрерывное приобретение ребенком в процессе жизни в семье, полезного ценного опыта. Главное средство воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, их деятельность, труд и добросовестное выполнение ребенком поручений родителей. Вот и появилась первая проблема семейного воспитания.
2. Слова – это вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя и всей семьи.
3. Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому надо его не опекать, а помогать ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеют сами родители. Предоставить ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
Среди учеников своего класса провожу такой тест: «Какие мы?», где проявляется самооценка своих качеств, характера и поведения учащихся (анкета № 3).
Какие мы?

Дисциплинированность Эрудированность Сознание общественного долга Сообразительность Начитанность Трудолюбие Умение контролировать работу Отзывчивость Самокритичность Умение планировать работу Любознательность Умение работать с литературой Целеустремленность Коллективизм Прилежание Требовательность к себе Критичность Умение объяснить задачу Честность Инициативность Внимательность Ответственность м Принципиальность Самостоятельность Общительность Рассудительность Осведомленность Справедливость Оригинальность Духовное богатство общения, активность

Проанализировав анкеты детей, заметила, что они мало читают, значит и словарный запас малый, а соответственно и речь, рассказ, пересказ будет скупой, безынтересный.
Вот и следующая проблема в обучении семейного воспитания ребенка: родители не следят за тем, что и как читают их дети, какие смотрят кинокартины, умеют ли пересказать прочитанное, оценить книгу, спектакль, картину, сделать для себя нужные выводы, проявляя нетерпимость к плохому и отжившему, заимствуя хорошие примеры и образцы.
Вся атмосфера семейной жизни, уклад семьи, оставляют неизгладимый след в личности ребенка, если семья и школа вместе могут решить следующие проблемы:
1. Если в семье создан спокойный доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики, психологическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля
семейного воспитания.
Не оскорблять ребенка своими подозрениями, доверяться ему. Не наказывать его за правду, если он признается в своих ошибках. В таких случаях я стараюсь разрешить все противоречия с родителями дома, т.е. провести небольшое собрание в кругу семьи. А главное, исходя из индивидуальных особенностей семьи, ее воспитательных возможностей, точнее дать им педагогически обоснованные советы.
2. Приучать ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик
пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и
матерей, счастливого супружества.
3. Следить за здоровьем ребенка (соблюдение вместе с ним режима дня).
4. Помогать ему в обучении в школе.
5. Устранять в поведении плохие привычки.
6. Родители не должны при детях критиковать школу и учителей, обязаны
поднимать в глазах детей авторитет школы и требовать от них точного
выполнения просьб и требований учителей. Кто, как не учитель может помочь каждой семье в воспитании и обучении своего воспитанника.
Как-то, присутствуя на родительском собрании, я задал (пишет Николай Стицын, доцент Пермского педагогического университета) папам и мамам третьеклассников вопрос: «Скажите, кто для вашей семьи самый близкий человек?».
Родители недоуменно переглянулись. Дескать, что за вопрос: конечно же ребенок, ну затем и другие члены семьи. И вдруг одна из мам встала и уверенно сказала: «Учительница моего сына».
На несколько секунд воцарилась тишина, потом родители согласно закивали: «Да учитель - близкий для семьи человек».
Необычная ситуация, не правда ли? А если вдуматься, то ведь реально каждая семья чувствует, что между ней и учителем есть «ниточка», которая «не растворяется в общих связях семьи».
Провела диспут для родителей на тему: «Семейное счастье, о чем оно?».
Родители говорили о том, какую большую роль играет семья в воспитании детей. От обстановки в семье, от взаимосвязи семьи с обществом зависит развитие детей. Вот что пишут дети о своей семье:
Сочинения детей
Оля К. «Мы живем в несчастливой семье, потому что наш папа пьет. А когда он пьяный, то кричит на маму и бабушку. Когда он трезвый, то он добрый, хороший. Я хотела бы, чтобы папа всегда был трезвым».
Галя Ч. «Наша семья веселая. Мы с мамой, папой и братиком вместе ходили на лыжах, каждое воскресенье устраиваем веселые соревнования. Папа и мама мечтают купить машину, а мы с братиком хотим, чтобы у нас была собачка – овчарка»…
Провела тест на тему: «Какие мы родители», где узнала, «кто они мои родители?», как они воспитывают своих детей. Внешне бы казалось, что все благополучно. Но там, где бедны духовные интересы членов семьи, где общение сводится к разговору о вещах и деньгах, дети в таких семьях вырастают людьми духовно пустыми, морально невежественными, у них воспитывается потребительское отношение к жизни.
Основная задача учителя - сделать так, чтобы семья учила разумному, доброму, чтобы она положительно влияла на ребенка. А это не всегда простое дело. Современные условия выдвигают все новые и новые более сложные проблемы воспитательной работы.
Большое внимание я уделяю педагогическому просвещению родителей, знакомлю со статьями о воспитании детей и новыми технологиями, которые я сама изучаю и сама апробирую. Работая по технологии «Шаг за Шагом», помогаю своим родителям увидеть их и свое воспитание и обучение детей в семье и в школе. Родители принимают самое активное участие в подборе материала к различным дисциплинам, а также к разнообразным воспитательным мероприятиям.
Так шаг за шагом, в тесном содружестве учитель, семья и школа могут воспитать достойного гражданина нашего Отечества.
Все сказанное можно отразить в следующей схеме, которая для семьи и школы является алгоритмом. (алгоритм).
Алгоритмы семейного воспитания

Семья

Развитие Воспитание Словарный запас

здоровье мышление доброта нравственность рассказ усвоение
эмоция речь трудолюбие пересказ знаний
воля культура общения учебные
умения

Если в такой семье есть все направления по данному алгоритму, то значит, семья воспитывает ребенка правильно и идет по верному пути. Каждый хочет, чтобы его семья была счастливой, крепкой. Да хорошая семья - необходимый элемент человеческого счастья.
«Любовь и семья» - это вечные вопросы. Они волновали человечество в прошлом, не дают покоя и нашим современникам.
А как создать ее? Как уберечь ее среди жизненных невзгод? Как добиться, чтобы не было конфликтов, чтобы мужья не обижались на жен, а жены на мужей? Какими достоинствами должны обладать супруги, чтобы быть счастливыми и воспитывать хороших детей.
Семья – это дом и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте, в обновлении. Не забывайте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении, в ремонте.
Желаю вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье.

Категория: ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ | Добавил: ЕвгенияА | Теги: личность ребенка, доклад, Семейное воспитание
Просмотров: 2529 | Загрузок: 214 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [63]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [224]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [9]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru