Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Воспитание этической культуры
2019-04-19, 1:31 PM
Воспитание этической культуры у детей

Этическую культуру понимают как образ жизни, ориентирующей человека на нравственные ценности, выработанные и отобранные человеческим опытом предшествующих поколений. Это, прежде всего, простые нормы нравственности общечеловеческой морали, к которым с раннего возраста должен быть приобщён ребёнок.

Эти нормы важны для регулирования поведения детей. Они выражают нравственную необходимость повседневного человеческого общения. Такие категории, как: счастье, совесть, долг не могут быть правильно осознаны учащимися и стать основой поведения, если у них своевременно не воспитано правильное понимание добра и зла, чести и достоинства. Важно, чтобы у растущего человека сформировались убеждения о том, что добрый поступок – это не рефлекторный акт, а сознательное усилие, становление человека в человеке.

Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе.

Задачи этических занятий:
• осознание учащимися имеющихся сведений о нравственных нормах, познание неизвестных детям правил и норм поведения;
• корректирование реальных проявлений детей с этических позиций, развитие у школьников способности соотносить нравственные знания со своим собственным поведением.
Основные направления воспитания этической культуры
• этика общения;
• этикет;
• этика отношений в коллективе;
• этика отношений с окружающими;
• культура поведения;
• культура внешнего вида;
• культура речи.
Система этической культуры позволяет достаточно успешно решать задачи по формированию у детей социальной, коммуникативной, поликультурной, жизненной компетентностей, системы ценностей общества, морально-правовых норм, традиций.
Методы и средства воспитания этической культуры младших школьников
Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры.

Наиболее распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение и похвала. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Выражая удовлетворение определенными действиями, поступками детей: мальчик стал лучше учиться, воспитатель, просматривая дневник, говорит: «Вижу, что стал стараться. Я доволен тобой, молодец». Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Психологическое состояние ребенка, которому доверили, можно охарактеризовать, как стремление быть достойным этого доверия, сравнивая различные ситуации.
Хорошим средством воспитания этической культуры школьников является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему.
Важным средством в воспитании этической культуры младших школьников является поощрение. Этот вид поощрения (материальное поощрение) имеет наибольшее количество ошибок по сравнению с другими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. В подобных случаях ребенок привыкает делать добрые дела за определенную плату или вознаграждение. Так воспитывается жадность, корысть.
Очень важное средство в воспитании этической культуры школьников является – лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослые могут запретить, например, играть с конструктором, но здесь необходимо обязательно объяснить причину наложенного взыскания.
И ещё одно средство действенное в воспитании этической культуры – это лишения доверия. Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.
По воспитанию культуры общения начинается работа с первого дня по приезду детей в интернат. Это, прежде всего, взаимоотношения друг с другом, умение создать хорошее настроение. Провела занятия: - «Будем знакомы, будем друзьями», девизом которого было: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Нелегко, жить дружно» на котором мы с детьми уже на примерах группы, на маленьком опыте совместной жизни пришли к выводу, что мы все разные, с разными привычками, взглядами и надо учиться строить бесконфликтные отношения, договариваться мирно.
С детьми провожу беседы: «Мы идем в гости», «К нам пришли гости». На этих занятиях дети учатся вести себя в гостях и с гостями, знакомятся с правилами культуры взаимоотношений между людьми, правилами этикета. Кроме того регулярно воспитатели нашей школы-интерната проводят беседы, конкурсные программы, игры, например: «Этикет и мы», «Маленькие тайны большого этикета», «Мы за чаем не скучаем», где обращаем особое внимание на сервировку стола. Закрепление правильной сервировки стола всегда проводится во время дежурства по столовой, этажу, где используется метод постоянного напоминания и взаимопроверки.
Интересно проходят занятия «Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь)». Дети вспоминают героев сказок и рассказов, которые были добры друг к другу и другим. Читаем притчи, были, поучительные рассказы на ПГС, затем обсуждаем, чему нас научил данный рассказ, делаем выводы, подводим итоги.
Для определения знают ли дети вежливые слова, рисовали «Дерево вежливости» (на каждом листочке вежливое слово, у кого больше листочков на дереве).
Для определения назначения вежливых слов провели игру «Вежливые слова», в которой нужно было выбрать и разделить слова на 4 группы:
1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.
В библиотеке познакомила детей со словарями, объяснила, что в словарях можно найти интересующее слово, узнать его правильное произношение и назначение. Словари помогают нам делать свою речь правильной и культурной.
В блок культуры внешнего вида входят более актуальные в жизни вопросы, особенно в самостоятельной жизни, вдалеке от родителей. Это:
- развивать потребность в соблюдении гигиенических норм;
- учить следить за чистотой своего тела, лица и волос;
- учить заправлять постели, следить за чистотой своих тумбочек шкафов, рабочего места;
- учить следить за чистотой своих вещей, стирать мелкие вещи, утюжить, самообслуживанию;
- развивать потребность видеть в человеке, положительные черты;
- видеть прекрасное в человеке и природе.
Воспитание этических норм поведения, культуры внешнего вида, санитарно-гигиенических навыков начинается в семье, но не во всех семьях родители являются образцом такой культуры, а также опыт работы показывает, что у многих детей отсутствуют знания соответствующих правил. Поэтому в работе обращаю внимание, прежде всего на выработку устойчивых навыков и привычек. Достигается это систематическим приучением к выполнению правил и норм.
С первого дня к детям применяю единые требования.
Провожу с детьми инструктажи-беседы:
- о пользовании краном (горячая и холодная вода), унитазом;
- о пользовании зубной щеткой и мылом;
- о душе, чистоте тела, необходимости ежедневно подмываться и мыть ноги и т. д.
Проводим беседы на темы: «Что такое здоровье?» и от чего оно зависит, «Коса – девичья краса» (уход за волосами и опрятность головы), «Твоя комната» (о правилах поведения и соблюдения чистоты и порядка).
В течение дня напоминаю об аккуратности в одежде, о порядке в комнате. И это дает свои результаты.
Анализируя можно видеть положительные стороны:
- почти не требуется контроля при проведении гигиенических процедур;
- с удовольствием идут в душ и т.д.
- в основном без напоминания дети прибирают вещи, но очень сложно пока сохранить порядок в течение всего дня;

Немаловажное в воспитании этической культуры- это культура поведения.
Именно культура поведения требует систематического внимания. А.С.Макаренко сказал, что дисциплина – это результат всей суммы воспитательного воздействия.
Работая в течение года над вопросами привития сознательной дисциплины, воспитанием культуры поведения, приходится использовать различные методы и приемы: беседы, убеждения, поощрения и т.д.
В течение года проводятся с детьми беседы:
- о поведении в школе;
- в столовой;
- в кино, на концерте, ДК;
- в спорткомплексе;
- на улице и в общественных местах.
Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на ребят, поэтому во время прогулок по селу, при посещении общественных мест, обращаю внимание на положительные и отрицательные стороны в поведении окружающих, что стимулирует стремление детей к совершенствованию, самовоспитанию.
Именно в детстве особую значимость приобретают вопросы, связанные с этической проблематикой и вопросами культуры поведения, т.к. именно в этом возрасте вырабатываются те понятия о доброте, отзывчивости, честности, о нормах общения с окружающими, которые будут определять
поведение человека на протяжении долгих лет.
Известно: что заложено в раннем детстве, то остаётся на всю жизнь.
Категория: ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ | Добавил: Мича
Просмотров: 438 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [63]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [224]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [9]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru