Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ |
2012-11-15, 11:10 AM | |
“Прерванный полет …” 1. Звучит песня в исполнении Виктор «Память» Учитель: Дорогие друзья, сегодня на нашей литературной гостиной мы будем говорить о “прерванном полете” барда Виктора Цоя, который… вышел ростом и лицом – Спасибо матери с отцом, - С людьми в ладу – Не понукал, не помыкал, Спины не гнул – прямым ходил, И в ус не дул, и жил как жил, И голове своей руками Помогал (Высоцкий) А.Г. Поколение 90-х годов ХХ века нашло своего кумира, им был Цой и его песни. В первых песнях Цоя веселый и раскованный абсурд, подчас, начисто лишенный смысла, понятый посвященными. Солидная публика пыталась разобраться, что к чему, но у нее глаза лезли на лоб от того, о чем пел «Восьмиклассница». Поет Виталий Поколение Виктора Цоя, дурачась, входило в жизнь, которая к тому времени требовала новых лидеров, как искусство – героев. Цой удачно стал лидером в этой новой жизни и героем нового искусства. Прекрасный пример перенесения рок – культуры в кино, фильм Сергея Соловьева “Асса”. (показывают кадры из фильма). Оля. В финале картины, похожей на попытку иностранца совершить путешествие в совершенно другой мир, который ему представляется экзотическим, великолепным, Цой поет свою знаменитую песню “Мы ждем перемен” (“Хочу перемен”). Он вышел быстрой походкой – поверх сюжета – в финале фильма (этот персонаж, точь-в-точь как Цой, был парнем без прописки и специального музыкального образования, желающим работать в рок-музыке). И перед толпой, зажегшей в ночной темноте спички, как факелы единения, спел пророческие на тот момент слова (звучит песня): Перемен! Мы ждем перемен! Азат Ощутимым знаком происходящих в искусстве изменений было уже само появление полуподпольной рок-звезды на официальном экране: не в качестве музыкального антуража, а в качестве героя нашего времени, который пропускает через свое сердце общую боль и беду. Бескорыстный, милосердный герой, который не хочет победы любой ценой, не собирается никому ставить ногу на грудь. Он был нужен времени очищения. Герой цоевских песен – неплохой парень, чаще из спецшколы или обычного ПТУ. Нам хорошо знакома его нелегкая жизнь, и мы знаем о нем почти все, вплоть до мелочей. Он постоянно курит, любит гулять по ночам, тоскует по черному морю, не очень любит троллейбус, электричку, зато с удовольствием совершает прогулки в метро. Сумбурность поступков, неуверенность в завтрашнем дне позволяют назвать его романтиком и мечтателем, не очень уверенно чувствующим себя в хаосе городской жизни, потому он как и положено романтикам, предпочитает тихую ночную пору. «Песня без слов» А.Г. Цой говорил: “Я пишу о том, что происходит вокруг меня. Я не думаю, что с помощью материальных благ можно усыпить действительно талантливого человека. Конечно, ему будет труднее понять, неустроенному, того, кто уже достаточное время живет в комфорте. И последний уже вряд ли сможет написать правдиво о проблемах первого.” Виктор, похоже, не собирался устраиваться в комфорте: в 1988 году “Кино” затворилось в студии, чтобы записать свой по – настоящему первый хит – диск “Группа крови” (группа мальчиков исполняет песню под гитару) Оля В этом же 1988 году Виктор Цой снялся в фильме, принципиально нового мышления и в смысле формы, и в смысле содержания, Рашида Нугманов “Игла”. В 1989 году фильм вышел на второе место по прокату среди советских фильмов, а Цоя назвали лучшим актером года. “Доброе утро, последний герой, тебе и таким, как ты” Паша поет Азат Виктор Цой, исполнитель роли героя фильма, и в жизни – один из героев поколения 90 годов ХХ века. По словам кинокритика Татьяны Иесен: “он совершенно не супермен, не “черный человек”, он скорее романтик, просто нового типа, нового оклада”. У каждого его строки рождают свои ассоциации – хотя хриплый голос Цоя ни на чем не настаивает. Подкупает честность. Для него это было тем, чем нельзя поступиться… “Нам за честность, - говорил певец в одном интервью, - могут простить практически все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность – уже ничего не прощают”. Из интервью В.Цоя журналу “Советский экран”: - Виктор, вы всегда ходили в черном? - Да, всю свою сознательную жизнь во всяком случае. - И до сих пор любите ночь? - Да, в том значении, в каком об этом поется. - Какие впечатления остались от работы над “Иглой”? - Режиссер Рашид – мой приятель, у нас схожие взгляды. Поэтому мы делали все, что хотели. - Вас радует успех? - Да, конечно. 1988 год – год наивысшего взлета “Кино” и самого Цоя, его “команда” насчитывала по всей стране уже сотни тысяч. Но что они знали о жизни Виктора. «Мои друзья» Хроника жизни и творчества Виктора Цоя Азат. Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. В 1977 году окончил восемь классов, поступил в Ленинградское художественное училище имени В. Серова, в 1978 году исключен из училища за неуспеваемость. Поступает работать на завод и учится в вечерней школе. С 1979 по 1982 учится в СГПТУ № 61 на специальности резчика по дереву, заканчивает его и поступает на работу в садово-парковый трест. В 1981 году Цой вместе с Рыбиным и Валинским создает группу “Гарин и Гиперболоиды”, которая вступает в ленинградский рок-клуб, в 1982 происходит запись первого альбома – “45”. Группа, сменив название на “Кино”, исчезает на год. Виктор Цой вспоминал: “Мы были прикреплены к Ленинградскому рок-клубу… Мы играли столько, сколько хотели. Но так как это была самодеятельность, то игра не могла быть источником, скажем так, пропитания. Поэтому мы все еще где-то работали. Я, например, в котельной, кочегаром”. О, это странное слово Камчатка, О, это сладкое слово Камчатка, Но на этой земле я не вижу тебя, Я не вижу твоих кораблей, Я не вижу реки, я не вижу моста Ну и пусть. «Пачка сигарет» “Камчаткой” называлась котельная, где работал Цой. В “Камчатке” мы все просто имели достаточно свободного времени, - говорил К.Кинчев, основатель “Алисы” - и Цой подбрасывал уголь в топку историй рок-н-ролла”. А первый продюсер Цоя в США Джоанна Стингрей отмечала: “Я спрашивала Виктора, почему он не бросит свою кочегарку?” Он отвечал: “Нравится”. Может быть именно потому его песни значили так много для нас: песни человека из реального мира”. «Кукушка» Как это было … Интервью с Л. Коневским А.Г. Виктор Цой летом 1990 года отдыхал в небольшом рыбацком поселке на берегу Рижского залива) вместе с пятилетним сыном Сашей. В тот роковой день он в 5 утра отправился на рыбалку в сторону г. Талсы на одно из лесных озер. Виктор хотел взять с собой сына, но тот отказался. Строки милицейского протокола и судебно-медицинской экспертизы: “Столкновение автомобиля “Москвич 2141” темно-синего цвета с рейсовым автобусом “Икарус-280” произошло в 12 часов 28 минут 15 августа 1990 года на 35- м километре трасы Слока-Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В.Р.Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал”. “В.Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от утомления”. Говорил Юрий Каспрян (гитарист группы “Кино”): “Мы на дороге у Тукумуса (под Ригой). Сотрудники ГАИ так и не нашли тормозного следа “Москвича” на крутом повороте. От удара “Икарус” (без пассажиров) отлетел в реку почти на 100 метров. Двигатель раскрошился, и его остатки можно было обнаружить в радиусе 60 метров. Однако колесо так и не нашли. Единственные сохранившиеся детали – крышка багажника с неразбитым стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью альбома, который мы писали в Риге. Это была черновая запись”. Звучит песня в исполнении Паши «Следи за собой» Азат. Сразу же после смерти Цоя была предпринята попытка выкрасть из лиенайского морга окровавленную одежду музыканта. После его гибели по всей стране – от Калининграда до Хабаровска – возникло свыше 70 фан-клубов группы “Кино”. Скромный дворик Ленинградского рок-клуба на Рубинштейна, 13. Поклонники “Кино” поминали своего кумира трое суток напролет: плакали, тихо под гитару пели его песни. Хроника ночи с 18 на 19 августа 1990 года. Оля. У подъезда, где жил Цой, на проспекте Ветеранов – цветы, входная дверь расписана: “Спасибо, Витя, за то, что ты такой. Мурманск”. “Приезжай в Киев”. “Мы тебя ждем и верим тебе. Света”. “Виктор жив и будет жить!” Всю ночь во дворе рок-клуба горят свечи, к портрету Цоя, висящему на стене, все время кладут цветы. Из двух кассетников, стоящих прямо на земле, льются песни. В эту ночь многие поклонники Цоя из других городов, его друзья, журналисты, не достав железнодорожных и автобусных билетов на Ленинград, мчались на Рубинштейна, 13 на машинах. Азат. Наступило утро. Все, кто собрались во дворике рок-клуба организованно вышли на Невский. Траурная процессия медленно двинулась к Богословскому кладбищу. По пути – церемония возложения цветов на куче угля. Красные розы у ворот кочегарки, которую все слушатели “Кино” знают как “Камчатку”. На кладбище все молча ожидают, пока родственники прощаются с Виктором. Ни одной попытки прорваться за кордон. Причем ни милицейский, а рок-клубовский, который сдерживал десятки тысяч фэнов. Вечером 19 августа очередь к Богословскому кладбищу для прощания с Виктором Цоем растянулась на 4 километра. Несмотря на сильный дождь, который в этот день перестал лишь всего на двадцать минут, когда гроб опускали в могилу. стук Виктор Робетрович Цой взлетел на вершину, когда остальные отечественные рок-звезды стали закатываться одна за другой. Он единственный с одинаковым успехом держал за глотку и рок-фанатов, и любителей попсы. И все-таки, как бы не готовил нас Цой к своему уходу, осталась неисчезающая горечь, с которой нам, видно, суждено теперь жить – от потери к потере. А.Г. Между Землей и Небом – Война! “Спев одну строчку, Виктор Цой мог уже больше ничего не петь. Он сказал все – просто и гениально. До сих пор мне не понятна смерть Цоя: предполагаю, что он был проводником Белых сил и явно не успел выполнить возложенную на него миссию. Он ушел внезапно. Я думаю, что на какое-то мгновение расслабившись, он потерял контроль над собой и открыл таким образом, брешь в энергетическом поле защиты, причем сделал это так неожиданно, что Белые не успели среагировать, тогда как Черные среагировали мгновенно. Цоя нет, как и нет Высоцкого” – так говорил Игорь Тальков в своей книге “Монолог”. (Звучит песня И.Талькова “Памяти Виктора Цоя”) со слов: Они уходят, выполнив заданье, Их отзывают Высшие Миры. Неведомые нашему сознанью По правилам космической игры. ни уходят, не допев куплета, Когда концерт в их честь играет туш – Актеры, музыканты и поэты – Целители уставших наших душ… Послесловие Азат Москва, ДК молодежи, 12 января 1991 года, 19 часов. В это время шла презентация последнего альбома В.Цоя и группы “Кино” (та последняя черновая запись, которую нашли в машине). В зале находились люди, которые могли заплатить за входной билет 150 рублей. Думаю, что Цой не был им близок, просто: “сейшн” был из ряда престижных. А как же быть с теми, кто живет музыкой, но у кого нет возможности купить себе билет? Таких в тот вечер было около трех тысяч, они ставили свечи в бумажных пакетах, спасая огонь от январского ветра, пели песни Цоя, их посменно разгоняла милиция. Шел снег. Весь вечер под Московским открытым небом звучали песни Цоя. За 28 лет он успел написать их более трехсот. Думаю, еще в 1982-м он уже написал в своих песнях все главное и дальше только углублял, развивал. Подбирал более совершенную поэтическую и музыкальную форму. Группа крови 2 Максим. Цой был кумиром, как школьников младших классов, так и их тридцатилетних отцов. Он не кривлялся, был далек от политики, не терпел жлобства. Его влияние на умы поколения еще предстоит оценить. Ведь не случайно возник палаточный городок на Богословском кладбище в Ленинграде, где похоронен В.Цой, не случайно появилась “стена Цоя” на Арбате, не случайны рукописные “заклинания” на стенах – будто они способны вернуть потерянное навсегда. О рисунках … Он не мог жить медленно. Скорость его “Москвича 2141” в тот роковой миг 15 августа 1990 года была не менее 130 километров в час. Дети подходят к портрету, гасят свечу, кладут цветы. В это время юноши исполняют песню В.Цоя “Звезда по имени Солнце”. Белый снег, серый лед На растрескавшейся земле. Одеялом лоскутный на ней Город в дорожной петле. А над городом плывут облака, Закрывая небесный свет. А над городом – желтый дым. Городу две тысячи лет, Прожитых под светом звезды По имени Солнце. И две тысячи лет война, Война без особых причин. Война – дело молодых. Лекарство против морщин. Красная-красная кровь – Через час уже просто земля, Через два на ней цветы и трава, Через три она снова жива, И согрета лучами звезды По имени Солнце. И мы знаем, что так было всегда: Что судьбою больше любим, Кто живет по законам другим И кому умирать молодым. Он не помнит слова “да” и слова “нет”. Он не помнит ни чинов, ни имен. И способен дотянуться до звезд, Не считая, что это сон. И упасть опаленным звездой По имени Солнце | |
Просмотров: 2367 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|