Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ |
2008-11-25, 4:38 AM | |
Взаимодействие социальных институтов воспитания Кабуш В. Т., д. п. н., профессор, первый проректор Академии последипломного образования Министерства образования Республики Беларусь (Продолжение. Начало в № 4, Все виды воспитательных воздействий на ребенка должны быть гармонично взаимосвязаны между собой. Нарушение этой взаимосвязи приводит к отклонениям в развитии личности ребенка и подвергает его негативным влияниям в силу социальных обстоятельств. Воспитательная система должна быть открытой. В ее становлении, деятельности и развитии большую роль играет среда. Она выступает как влияющий фактор извне и как компонент самой системы. Более того, все социальные институты включаются в открытую гуманистическую систему. Взаимодействие школы, семьи, других воспитательных институтов начинается с установления благожелательных отношений и строится на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимодоверии. Известно, что большинство детей, подростков, юношей проводят свободное время в микрорайонах, на улицах, во дворах и, как правило, в стихийно складывающихся группах и компаниях. Поэтому педагогическим коллективам школ необходимо объединиться с государственными и общественными организациями в создании открытых систем гуманистического воспитания. Их создание требует перехода от педагогики мероприятий к организации социально-педагогических центров (социально-педагогических комплексов, зон педагогического влияния, культурной среды обитания и др.). Данные центры должны иметь локальные программы деятельности с учетом социально педагогического и экономического окружения, природных условий, сложившихся национальных и этнических традиций. Цель центров – удовлетворить интеллектуально-познавательные, физкультурно-оздоровительные, культурно-досуговые потребности подрастающего поколения. С этой целью в комплекс включаются все социальные институты воспитания: семья, школа, внешкольные учреждения, учреждения культуры и спорта, разные общественные формирования, движения, организации, ассоциации и др. В социально-педагогическом центре большая часть (но не вся) воспитательной работы из школы переносится на территорию микрорайона. Это дает возможность пеpeйти от педагогики мероприятий к воспитательной среде, которая составляет основу образа жизни человека. Или, иными словами, происходит формирование воспитательного пространства в малом социуме, освоение части социальной среды педагогическими средствами. Такой подход открывает возможности к созданию общности детей и взрослых на принципах взаимодействия, партнерства, сотрудничества, содружества поколений с целью адаптации, реабилитации и самоутверждения детей и подростков в их окружении. Структура, содержание работы центров могут быть разными. Но, как показывает опыт работы, в центре необходимы подразделения, защищающие социальные права детей и подростков, занимающиеся трудоустройством подрастающего поколения и организующие культурно-досуговую сферу деятельности воспитанников. Создание подразделений, защищающих права ребенка, – настоятельное требование жизни. Эти подразделения должны быть независимы от школы, государственных и общественных организаций. Они могут быть межшкольными, зональными, районными. Главная цель таких подразделений – пропагандистская работа среди родителей, педагогов, широких кругов общественности по правам детей. Одновременно указанные подразделения в соответствии с законодательными документами должны вести работу по реализации прав детей. Взрослые, возглавляющие данные подразделения, наделяются правами представлять интересы детей в государственных и общественных организациях. Здесь же необходимо организовать работу по оказанию подросткам психолого-педагогической помощи в трудных ситуациях, проведение консультирования, коррекции, реабилитации. В результате инфляции, сокращения рабочих мест, повышения цен на продовольственные и промышленные товары стала перво-степенной проблема организации детского труда. Возможности легального заработка для подростков – это реальный шанс снизить количество детских преступлений. Выполнять эту функцию в социально-педагогическом комплексе может специально организованная биржа труда для подростков. Ее деятельность разнопрофильная: формировать банк данных о потребностях в рабочих руках подростков на предприятиях, в учреждениях, организациях; оказывать помощь подросткам в трудоустройстве; содействовать подросткам в организации бизнеса и др. Досуговая сфера деятельности школьника строится на основе расширения ее воспитательных и образовательных функций. Потому все увереннее должны занимать место в открытых воспитательных системах хобби-центры. По своей структуре они представляют интеграцию разных объединений (кружков, клубов и др.) как постоянно, так и временно действующих. Их цель – реализовать интересы, склонности, дарования, способности ребят в науке, технике, культуре, спорте, социальном и народном творчестве. Одновременно подобные подразделения должны помочь каждому школьнику выявить его склонности и реализовать их. Следует пересмотреть функции детских внешкольных учреждений и их место в открытой воспитательной системе. Внешкольные учреждения культурно-эстетического, технического, экологического, спортивно-туристского и других направлений являются, во-первых, учебно-воспитательными, во-вторых, инструктивно-методическими центрами. Как учебно-воспитательные центры они создают условия для развития творческих способностей и удовлетворения интересов детей и подростков. В них работают кружки, клубы, познавательные объединения, студии, секции и их филиалы. При этом занятия должны строиться с учетом прав ребенка: объединения работают бесплатно, учащиеся свободно переходят из одного формирования в другое, имеют право на помощь педагогов, участвуют в работе органов самоуправления и т. д. Как инструктивно-методические центры внешкольные учреждения ведут комплексную работу: пропагандируют документы, раскрывающие права ребенка; создают банк информации о внешкольных учреждениях и региональную методическую службу; организуют опытно-экспериментальную работу; участвуют в подготовке и повышении квалификации кадров, организующих работу в школе и вне школы с детьми и подростками. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, дети имеют право на создание своих организаций и объединений. Международный опыт свидетельствует, что детское движение – реальная разновидность социальных движений современности, это начальная ступень демократии, воспитания гражданственности, формирования творческого потенциала общества. Однако следует учитывать, что все детские организации, как правило, создаются и управляются не самими детьми, а взрослыми, которые, естественно, могут преследовать разные цели и удовлетворять свои потребности: политические, педагогические, потребности в социальном творчестве совместно с детьми, религиозные, а возможно, и потребности асоциального характера. В связи с этим создаваемые детские организации могут стать как средством формирования социально ценных ориентаций юных граждан, так и орудием антипедагогическим или антисоциапьным. Детским организациям и объединениям необходима государственная и социальная поддержка. Поэтому местные органы власти, педагогические коллективы учебных и внешкольных учреждений, общественность должны оказывать содействие детям, юношам, девушкам, желающим объединиться, в разработке своего устава, программы деятельности, в проведении учредительных собраний, конференций, выборе места базирования и определении функций взрослых в работе организаций, в создании социально-экономических условий для их деятельности. Поддерживая детские организации и объединения, мы способствуем развитию социально-педагогического фактора, который имеет уникальные воспитательные возможности. Детские организации и объединения, какой бы направленности они ни были как по содержанию своей деятельности, так и по структуре, должны выступать формой реализации прав и интересов ребенка. Вот почему вся деятельность их должна строиться на основе реализации принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений заключается в оказании своим членам помощи в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, в участии детей в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей. Все детские сообщества могут создаваться и действовать в учебное и каникулярное время, быть постоянными или временными, но всегда должны действовать как самоорганизуемые, самоопределяемые и самоуправляемые, выражающие волеизъявление и социальные потребности самих детей и подростков. Детские организации и объединения не могут функционировать без участия в их жизнедеятельности взрослых. Функция последних своеобразна и требует соблюдения педагогического и социального такта и этики. Взрослые должны выступать не прямыми а опосредованными организаторами и воспитателями. Наблюдая детскую активность в той или иной сфере деятельности, они стремятся придать ей соответствующую организационную форму. Главная задача взрослых – открыть простор детской самодеятельности, стимулировать ее развитие, создавать условия для самовоспитания. Взрослые действуют исключительно в интересах детей, во имя формирования личности ребенка. Общение с детьми строится на основе содружества, сотрудничества и равноправного партнерства. Гуманистическое воспитание начинается с обеспечения здоровья воспитанников. Жизнь, в том числе ребенка, является высшей общечеловеческой ценностью. Посягать на человеческую жизнь не имеет права никто. Большинство детей имеют право не только на сохранение здоровья, но и на его улучшение. Тем не менее вопросы сохранения и укрепления здоровья с детства, обучения самого ребенка следить за своим здоровьем почему-то не доминируют и не становятся приоритетными в учебных, внешкольных учреждениях, общественных организациях и в семье. Увеличивается количество детей и подростков, подверженных алкоголизму, наркомании, половой распущенности. Вот почему поддержка и реализация прав ребенка на здоровье и жизнь должны считаться первоочередными во всех воспитательных институтах, включая семью, учебные заведения и общественные формирования. Данная работа должна включать определенные блоки. Деятельность педагогов, воспитателей, родителей по обеспечению здоровья детей и подростков. Педагоги совместно с участковым врачом, школьным врачом, родителями вырабатывают оптимальный для конкретного ученика режим жизни и работы дома в соответствии с его индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, количеством требующегося для него сна и отдыха; предлагают ученику личную программу питания; обеспечивают оборудование учебного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Они воспитывают у учащихся потребность поддерживать свой организм физически здоровым, вести здоровый образ жизни. Сегодня нельзя ограничиваться решением задач «Кем быть?» и «Каким быть?». В практике воспитания как самостоятельный следует выделить вопрос «Как жить?». А это предполагает обучение ребят созданию программы индивидуального образа жизни, режима деятельности; поиск и нахождение соответствующего конкретному ребенку типа трудовой и общественной деятельности, характера отношений с людьми; формирование у детей и подростков в качестве первостепенной потребности быть здоровым, физически развитым, постоянно работать над совершенствованием своего организма. Одновременно нужно обеспечить ребенку право на здоровый образ жизни. Это возможно при объединении усилий медицинских, педагогических, культурологических, физкультурных и социальных учреждений и организаций. Педагогическим коллективам и родителям необходимо поддерживать деятельность общественных формирований и ассоциаций, направленную на создание здоровой среды обитания ребенка (экологической, санитарно-гигиенической, физкультурно-оздоровительной, психолого-педагогической, социальной и др.), стремиться, чтобы в микрорайоне каждой школы, внешкольного учреждения вырабатывались и реализовывались программы по формированию здоровой среды обитания ребенка. Сами воспитанники должны участвовать в пропаганде здорового образа жизни. В частности, ребята могут вести антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду, разъяснять социальные и физиологические последствия наркомании. Они могут проводить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев; оказывать доврачебную помощь; организовывать физкультурно-оздоровительную работу. В современных условиях наиболее актуальны проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности подрастающего поколения. Жизнь и смерть, жизнь и здоровье – эти проблемы особенно обострились в настоящее время, почему и актуализируется педагогический аспект проблемы безопасности жизнедеятельности: научить подростка распознавать опасность и противостоять ей, воспитать у него чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь окружающих, чувство милосердия, готовности прийти на помощь другим. С этой целью в семье, учебных и внешкольных заведениях, объединениях и организациях по месту жительства необходимо систематически и с учетом возраста детей организовывать занятия по вопросам безопасности жизнедеятельности. Занятия формируют знания, умения и навыки оказания себе и окружающим людям необходимой помощи в экологических, пожарных дорожных экстремальных ситуациях. Одновременно воспитанники учатся подавать сигналы бедствия, разводить дымовые костры, получают сведения о нетрадиционных способах добычи огня, воды, строительства жилищ, учатся находить растения, пригодные в пищу. В особом внимании сегодня нуждаются те дети, которые живут в наиболее трудных условиях. Это дети-сироты, инвалиды, дети с недостатками умственного и физического развития, дети беженцев из многодетных семей, дети родителей, которые лишены родительских прав. Все они нуждаются в защите и помощи со стороны учебных и внешкольных заведений, детских организаций и объединений и поэтому являются объектом усиленного внимания со стороны социальных и педагогических служб. Мы больше обращаем внимание на милосердное отношение к взрослым, попавшим в беду, но почти не рассматриваем в ученических коллективах вопросы милосердия по отношению к детям. Экономический и политический кризис, отрицательно сказавшийся на благосостоянии практически каждого человека, особенно ударил по одиноким матерям, многодетным семьям, детям-сиротам, жертвам чернобыльской аварии, неизлечимо больным детям. Бесспорно, отношение к вышеуказанным семьям и детям определяется дифференцированно, но все они должны ощущать заботу и внимание. Особой поддержки заслуживают те коллективы, где проблемы милосердия вылились в постоянно действующие движения, такие как «Дом без одиночества» (шефство над престарелыми людьми), «Дети Гиппократа» (помощь больным), «Дружба» (сбор средств для пострадавших в стихийных бедствиях), «Младший друг» (помощь животным), «Забота» (шефство над детскими домами), «Доверие» (оказание помощи оступившимся подросткам) и др. Участие в названных движениях, акциях формирует у воспитанников убеждение в том, что от того, насколько мы милосердны сегодня, зависит не только настоящее людей, которым мы помогаем, но и наше собственное будущее, когда мы сами состаримся или окажемся в беде. Открытая система гуманистического воспитания функционирует на основе следующих принципов: бережного отношения к личности ребенка, подхода к нему с оптимистической гипотезой, повышающей чувство собственного достоинства; природосообразности, учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка; систематичности, непрерывности и преемственности в воспитании; взаимосвязи жизни и воспитания; единства требований, уважения и доверия к ребенку; индивидуального подхода к воспитаннику; заботы о единстве духовного, нравственного и физического развития ребенка; единства детской самодеятельности и самосовершенствования учащегося. ( Продолжение следует). | |
Просмотров: 5516 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|