Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Кабуш В. Т.,ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
2008-11-25, 4:38 AM

Взаимодействие социальных институтов воспитания

 

Кабуш В. Т.,

д. п. н., профессор, первый проректор

Академии последипломного образования

Министерства образования Республики Беларусь

 

(Продолжение.  Начало в №  4, 2005 г., № 1 –  4,  2006 г.)

 

Все виды воспитательных воздействий на ребенка должны быть гармонично взаимосвязаны между собой. Нарушение этой взаимосвязи приводит к отклонениям в развитии личности ребенка и подвергает его негативным влияниям в силу социальных обстоя­тельств.

Воспитательная система должна быть открытой. В ее станов­лении, деятельности и развитии большую роль играет среда. Она выступает как влияющий фактор извне и как компонент самой системы. Более того, все социальные институты включаются в от­крытую гуманистическую систему. Взаимодействие школы, семьи, других воспитательных институтов начинается с установления благожелательных отношений и строится на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимодоверии.

Известно, что большинство детей, подростков, юношей прово­дят свободное время в микрорайонах, на улицах, во дворах и, как правило, в стихийно складывающихся группах и компаниях. По­этому педагогическим коллективам школ необходимо объединить­ся с государственными и общественными организациями в созда­нии открытых систем гуманистического воспитания. Их создание требует перехода от педагогики мероприятий к организации соци­ально-педагогических центров (социально-педагогических ком­плексов, зон педагогического влияния, культурной среды обитания и др.). Данные центры должны иметь локальные программы дея­тельности с учетом социально педагогического и экономического окружения, природных условий, сложившихся национальных и этнических традиций. Цель центров – удовлетворить интеллекту­ально-познавательные, физкультурно-оздоровительные, культурно-досуговые потребности подрастающего поколения. С этой це­лью в комплекс включаются все социальные институты воспита­ния: семья, школа, внешкольные учреждения, учреждения культу­ры и спорта, разные общественные формирования, движения, ор­ганизации, ассоциации и др. В социально-педагогическом центре большая часть (но не вся) воспитательной работы из школы переносится на территорию микрорайона. Это дает возможность пеpeйти от педагогики мероприятий к воспитательной среде, которая составляет основу образа жизни человека. Или, иными словами, происходит формирование воспитательного пространства в малом социуме, освоение части социальной среды педагогическими средствами.

Такой подход открывает возможности к созданию общности детей и взрослых на принципах взаимодействия, партнерства, сотрудничества, содружества поколений с целью адаптации, реабилитации и самоутверждения детей и подростков в их окружении.

Структура, содержание работы центров могут быть разными. Но, как показывает опыт работы, в центре необходимы подразделения, защищающие социальные права детей и подростков, занимающиеся трудоустройством подрастающего поколения и организующие культурно-досуговую сферу деятельности воспитанников. Создание подразделений, защищающих права ребенка, – настоятельное требование жизни. Эти подразделения должны быть независимы от школы, государственных и общественных организаций. Они могут быть межшкольными, зональными, районными. Главная цель таких подразделений – пропагандистская работа среди родителей, педагогов, широких кругов общественности по правам детей. Одновременно указанные подразделения в соответствии с законодательными документами должны вести работу по реализации прав детей. Взрослые, возглавляющие данные подраз­деления, наделяются правами представлять интересы детей в государственных и общественных организациях. Здесь же необходимо организовать работу по оказанию подросткам психолого-педагогической помощи в трудных ситуациях, проведение кон­сультирования, коррекции, реабилитации.

В результате инфляции, сокращения рабочих мест, повышения цен на продовольственные и промышленные товары стала перво-степенной проблема организации детского труда. Возможности легального заработка для подростков – это реальный шанс снизить количество детских преступлений. Выполнять эту функцию в социально-педагогическом комплексе может специально организованная биржа труда для подростков. Ее деятельность разнопро­фильная: формировать банк данных о потребностях в рабочих  руках подростков на предприятиях, в учреждениях, организациях; оказывать  помощь подросткам в трудоустройстве; содействовать подросткам в организации бизнеса и др.

Досуговая сфера деятельности школьника строится на основе расширения ее воспитательных и образовательных функций. По­тому все увереннее должны занимать место в открытых воспита­тельных системах хобби-центры. По своей структуре они пред­ставляют интеграцию разных объединений (кружков, клубов и др.) как постоянно, так и временно действующих. Их цель – реализо­вать интересы, склонности, дарования, способности ребят в науке, технике, культуре, спорте, социальном и народном творчестве. Одновременно подобные подразделения должны помочь каждому школьнику выявить его склонности и реализовать их.

Следует пересмотреть функции детских внешкольных учреж­дений и их место в открытой воспитательной системе. Внешколь­ные учреждения культурно-эстетического, технического, экологи­ческого, спортивно-туристского и других направлений являются, во-первых, учебно-воспитательными, во-вторых, инструктивно-методическими центрами. Как учебно-воспитательные центры они создают условия для развития творческих способностей и удовле­творения интересов детей и подростков. В них работают кружки, клубы, познавательные объединения, студии, секции и их филиа­лы. При этом занятия должны строиться с учетом прав ребенка: объединения работают бесплатно, учащиеся свободно переходят из одного формирования в другое, имеют право на помощь педаго­гов, участвуют в работе органов самоуправления и т. д.

Как инструктивно-методические центры внешкольные учреж­дения ведут комплексную работу: пропагандируют документы, раскрывающие права ребенка; создают банк информации о вне­школьных учреждениях и региональную методическую службу; организуют опытно-экспериментальную работу; участвуют в под­готовке и повышении квалификации кадров, организующих работу в школе и вне школы с детьми и подростками.

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, дети имеют право на создание своих организаций и объединений. Международный опыт свидетельствует, что детское движение – реальная разно­видность социальных движений современности, это начальная ступень демократии, воспитания гражданственности, формирова­ния творческого потенциала общества.

Однако следует учитывать, что все детские организации, как правило, создаются и управляются не самими детьми, а взрослы­ми, которые, естественно, могут преследовать разные цели и удов­летворять свои потребности: политические, педагогические, по­требности в социальном творчестве совместно с детьми, религиоз­ные, а возможно, и потребности асоциального характера. В связи с этим создаваемые детские организации могут стать как средством формирования социально ценных ориентаций юных граждан, так и орудием антипедагогическим или антисоциапьным.

Детским организациям и объединениям необходима государст­венная и социальная поддержка. Поэтому местные органы власти, педагогические коллективы учебных и внешкольных учреждений, общественность должны оказывать содействие детям, юношам, девушкам, желающим объединиться, в разработке своего устава, программы деятельности, в проведении учредительных собраний, конференций, выборе места базирования и определении функций взрослых в работе организаций, в создании социально-экономических условий для их деятельности. Поддерживая дет­ские организации и объединения, мы способствуем развитию со­циально-педагогического фактора, который имеет уникальные воспитательные возможности.

Детские организации и объединения, какой бы направленности они ни были как по содержанию своей деятельности, так и по структуре, должны выступать формой реализации прав и интересов ребенка. Вот почему вся деятельность их должна строиться на осно­ве реализации принципов добровольности, самодеятельности, само­стоятельности. Главная функция детских организаций и объедине­ний заключается в оказании своим членам помощи в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, в участии детей в национально-культурном возрождении, в организации сво­бодного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных цен­ностей. Все детские сообщества могут создаваться и действовать в учебное и каникулярное время, быть постоянными или временны­ми, но всегда должны действовать как самоорганизуемые, самооп­ределяемые и самоуправляемые, выражающие волеизъявление и социальные потребности самих детей и подростков.

Детские организации и объединения не могут функциониро­вать без участия в их жизнедеятельности взрослых. Функция последних своеобразна и требует соблюдения педагогического и со­циального такта и этики. Взрослые должны выступать не прямы­ми а опосредованными организаторами и воспитателями. Наблю­дая детскую активность в той или иной сфере деятельности, они стремятся придать ей соответствующую организационную форму. Главная задача взрослых – открыть простор детской самодея­тельности, стимулировать ее развитие, создавать условия для са­мовоспитания. Взрослые действуют исключительно в интересах детей, во имя формирования личности ребенка. Общение с детьми строится на основе содружества, сотрудничества и равноправного партнерства.

Гуманистическое воспитание начинается с обеспечения здоро­вья воспитанников. Жизнь, в том числе ребенка, является высшей общечеловеческой ценностью. Посягать на человеческую жизнь не имеет права никто. Большинство детей имеют право не только на сохранение здоровья, но и на его улучшение. Тем не менее вопросы сохранения и укрепления здоровья с детства, обучения самого ре­бенка следить за своим здоровьем почему-то не доминируют и не становятся приоритетными в учебных, внешкольных учреждениях, общественных организациях и в семье.

Увеличивается количество детей и подростков, подверженных алкоголизму, наркомании, половой распущенности. Вот почему поддержка и реализация прав ребенка на здоровье и жизнь должны считаться первоочередными во всех воспитательных институтах, включая семью, учебные заведения и общественные формирова­ния. Данная работа должна включать определенные блоки.

Деятельность педагогов, воспитателей, родителей по обеспечению здоровья де­тей и подростков. Педагоги совместно с участковым врачом, школьным врачом, родителями вырабатывают оптималь­ный для конкретного ученика режим жизни и работы дома в соот­ветствии с его индивидуальными особенностями, состоянием здо­ровья, количеством требующегося для него сна и отдыха; предла­гают ученику личную программу питания; обеспечивают оборудо­вание учебного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Они воспитывают у учащихся потребность поддерживать свой организм физически здоровым, вести здоровый образ жизни. Сегодня нельзя ограничиваться решением задач «Кем быть?» и «Каким быть?». В практике воспитания как самостоятельный следует выделить вопрос «Как жить?». А это предполагает обучение ребят созданию программы индивидуаль­ного образа жизни, режима деятельности; поиск и нахождение со­ответствующего конкретному ребенку типа трудовой и общест­венной деятельности, характера отношений с людьми; формирова­ние у детей и подростков в качестве первостепенной потребности быть здоровым, физически развитым, постоянно работать над со­вершенствованием своего организма.

Одновременно нужно обеспечить ребенку право на здоровый образ жизни. Это возможно при объединении усилий медицин­ских, педагогических, культурологических, физкультурных и со­циальных учреждений и организаций. Педагогическим коллекти­вам и родителям необходимо поддерживать деятельность общест­венных формирований и ассоциаций, направленную на создание здоровой среды обитания ребенка (экологической, санитарно-гигиенической, физкультурно-оздоровительной, психолого-педагогической, социальной и др.), стремиться, чтобы в микрорай­оне каждой школы, внешкольного учреждения вырабатывались и реализовывались программы по формированию здоровой среды обитания ребенка.

Сами воспитанники должны участвовать в пропаганде здоро­вого образа жизни. В частности, ребята могут вести антиалкоголь­ную и антиникотиновую пропаганду, разъяснять социальные и фи­зиологические последствия наркомании. Они могут проводить профилактическую работу по предупреждению несчастных случа­ев; оказывать доврачебную помощь; организовывать физкультур­но-оздоровительную работу.

В современных условиях наиболее актуальны проблемы, свя­занные с безопасностью жизнедеятельности подрастающего поко­ления. Жизнь и смерть, жизнь и здоровье – эти проблемы особен­но обострились в настоящее время, почему и актуализируется пе­дагогический аспект проблемы безопасности жизнедеятельности: научить подростка распознавать опасность и противостоять ей, воспитать у него чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь окружающих, чувство милосердия, готовности прийти на помощь другим. С этой целью в семье, учебных и внешкольных заведениях, объединениях и организациях по месту жительства необходимо систематически и с учетом возраста детей организо­вывать занятия по вопросам безопасности жизнедеятельности. За­нятия формируют знания, умения и навыки оказания себе и окру­жающим людям необходимой помощи в экологических, пожар­ных дорожных экстремальных ситуациях. Одновременно воспи­танники учатся подавать сигналы бедствия, разводить дымовые костры, получают сведения о нетрадиционных способах добычи огня, воды, строительства жилищ, учатся находить растения, при­годные в пищу.

В особом внимании сегодня нуждаются те дети, которые живут в наиболее трудных условиях. Это дети-сироты, инвалиды, дети с недостатками умственного и физического развития, дети беженцев из многодетных семей, дети родителей, которые лишены роди­тельских прав. Все они нуждаются в защите и помощи со стороны учебных и внешкольных заведений, детских организаций и объе­динений и поэтому являются объектом усиленного внимания со стороны социальных и педагогических служб. Мы больше обра­щаем внимание на милосердное отношение к взрослым, попавшим в беду, но почти не рассматриваем в ученических коллективах во­просы милосердия по отношению к детям. Экономический и поли­тический кризис, отрицательно сказавшийся на благосостоянии практически каждого человека, особенно ударил по одиноким ма­терям, многодетным семьям, детям-сиротам, жертвам чернобыль­ской аварии, неизлечимо больным детям. Бесспорно, отношение к вышеуказанным семьям и детям определяется дифференцирован­но, но все они должны ощущать заботу и внимание.

Сегодняшняя социальная ситуация такова, что без участия в движении милосердия детей и учащихся, молодежи не обойтись. Воспитание чувства милосердия, возвращение к благотворитель­ной деятельности – настоятельная необходимость и первостепен­ная педагогическая задача, цель которой – помочь ребенку сфор­мировать готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия. Поэтому ценен опыт тех общешкольных коллективов, где милосердие воплощено в образе жизни. В этих коллективах воспитывают доверие к человеку, учащиеся и педагоги являются активными участниками фонда милосердия и благотворительных фондов; организуют сами шефство над детскими фондами и домами инвалидов, помощь в микрорайонах школ и внешкольных учреждений ветеранам и инвалидам, престарелым людям; собирают посылки и отправляют в районы, пострадавшие от катастроф.

Особой поддержки заслуживают те коллективы, где проблемы милосердия вылились в постоянно действующие движения, такие как «Дом без одиночества» (шефство над престарелыми людьми), «Дети Гиппократа» (помощь больным), «Дружба» (сбор средств для пострадавших в стихийных бедствиях), «Младший друг» (помощь животным), «Забота» (шефство над детскими домами), «До­верие» (оказание помощи оступившимся подросткам) и др. Уча­стие в названных движениях, акциях формирует у воспитанников убеждение в том, что от того, насколько мы милосердны сегодня, зависит не только настоящее людей, которым мы помогаем, но и наше собственное будущее, когда мы сами состаримся или ока­жемся в беде.

Открытая система гуманистического воспитания функциони­рует на основе следующих принципов: бережного отношения к личности ребенка, подхода к нему с оптимистической гипотезой, повышающей  чувство  собственного достоинства; природосообразности, учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка; систематичности, непрерывности и преем­ственности в воспитании; взаимосвязи жизни и воспитания; един­ства требований, уважения и доверия к ребенку; индивидуального подхода к воспитаннику; заботы о единстве духовного, нравствен­ного и физического развития ребенка; единства детской самодея­тельности и самосовершенствования учащегося.

 

( Продолжение следует).

 

Категория: ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ | Добавил: collegy
Просмотров: 5505 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [63]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [224]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [9]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru