Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ |
2008-11-25, 4:40 AM | |||
социальной педагогики БГПУ им. Максима Танка, г. Минск В «Педагогическом энциклопедическом словаре» убеждения трактуются как «осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, этических и др.), совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека» (М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 294). Убеждение – одна из форм отношения человека к самому себе, к людям, животным, природе, к миру в целом; это форма рационального, осознанного отношения. Поэтому цель убеждения – помочь учащимся самостоятельно разобраться в окружающем мире и в себе самом. Содержанием убеждений выступают моральные знания о принципах, понятиях, нормах, правилах, ценностях, идеалах, образцах и т. д. Следует отметить, что знания механически не переходят в убеждения. Для этого необходимо личностное отношение к ним, то есть следует их понять, осмыслить. Короче говоря, у человека должно быть особое отношение к этим знаниям. Усвоение моральных знаний во многом зависит от опыта личности и ее отношения с окружающими людьми. Переплетаясь с волевыми качествами, они составляют мотивы, установки, направленность личности, только после этого они определяют деятельность людей; в процессе которой формируются поступки. Иными словами у личности возникает потребность руководствоваться ими в поведении, в повседневной жизни. Убеждения, как показывает теоретический анализ, бывают ошибочные, стихийные и правильные, устойчивые. Первые формируются, когда человек усвоил определенные представления на практике, уверовал в сомнительные принципы, чей-либо ложный авторитет. Вторые формируются на основании положительной деятельности с гуманистической направленностью, соответствующей высоким моральным ценностям. В силу этого воспитанника следует учить самоанализу, самооценочной деятельности, рефлексии, самоустановке. Элементарные формы убеждения складываются уже в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте убеждения формируются более доверительно, в подростковом и старшем они формируются наиболее интенсивно. Эффективным средством формирования убеждений у школьников выступает игра. В ней сконцентрировано богатство общественных связей, действительных отношений личности, широта и глубина взглядов на мир, развитие чувств, культура отношений с другими людьми – все это и составляет основу для гуманистического развития личности. Более того, игра выступает как синтез, сплав сознания и поведения: чем выше уровень сознания людей, тем содержательнее в социальном смысле их поведение. Усвоение, принятие той или иной гуманистической ценности в игре должны пройти стадию осознания, осмысления и определения своего отношения к ней, то есть в этот процесс должна быть включена сфера эмоций и переживаний, без чего нет искания истины. Следовательно, убежденность, сформированная в игровой деятельности выступает как результат рационального познания действительности и выражение эмоционально-оценочного отношения к ней, поэтому представляет единство знаний и чувств. Как показали наши наблюдения, в игровой деятельности проявляется существенная особенность сознания школьника – его активность, способность регулировать свое поведение и деятельность. Именно в целенаправленной игровой деятельности личности и проявляется активность ее сознания. Убежденность как наиболее активная сторона гуманистического сознания проявляется прежде всего в активном отношении личности к социальной действительности, к ее сложностям и противоречиям. Все эти условия и открывает игровая деятельность школьников, поскольку ее ход воспитывает не слепых последователей того или иного действия, а ставит в позицию самостоятельно мыслить и со знанием дела принимать то или иное решение. Игровая деятельность, и это подтверждает наше наблюдение, проверяет устойчивость убеждений личности, ее ориентацию, преданность основополагающей идее, замыслу игры. Воспитание гуманности – это усвоение нравственных идей и практическое проведение их в жизнь. Поскольку под убеждением мы понимаем глубокие прочные знания, знания, опосредованные жизненным опытом, чувствами и ставшие основой, стимулом целенаправленной практической деятельности. Игровая деятельность ставит школьника в позицию поиска идеала, преодоления различных жизненных трудностей, определения своего взаимоотношения со своими сверстниками и со старшими людьми. Для школьника недостаточно, чтобы, деятельность, которую он проигрывает в игре, была социально значимой. Необходимо, чтобы она соответствовала его личным устремлениям и жизненным потребностям, наиболее полно способствовала раскрытию его духовных сил и возрастным возможностям. Убеждение в наибольшей степени формируется в старшем школьном возрасте. В этот период у воспитанников формируется критическое отношение к действительности, умение анализировать и обобщать факты. Однако база для формирования убеждений закладывается в начальной школе. Игра здесь выступает эффективным средством. Она дает возможность так организовать воспитательное воздействие, чтобы оно было ярким, впечатляющим и доказывало правильность тех или иных положений, действий, а может, и всей практики жизни. Следует учесть и еще одно обстоятельство: школьник многое считает убедительным только в силу того, что об этом говорит взрослый, который является для него авторитетом. В этом случае большое влияние на формирование убежденности школьников имеет ярко выраженная убежденность и личный пример воспитателей. Слово педагога должно всегда предшествовать игре, в необходимых случаях сопровождать весь игровой процесс или следовать сразу после игры. В таком случае слово в игровой деятельности одновременно будет действовать на разум и эмоции ребенка и иметь двухканальный характер. Во-первых, оно должно быть понятным и четко аргументированным, во-вторых, эмоционально заряжать ребенка. Для формирования убеждений у школьников огромное значение имеет личный жизненный опыт. Под этим углом зрения необходимо рассматривать и игру. Ее следует не только организовать, но и правильно инструментировать. В частности, ребенок должен выступать ее соорганизатором, принимать участие в распределении ролей, выработке критериев ведения игры, проводить анализ и обсуждение итогов. Иными словами, необходимо ставить ребенка в позицию, когда он будет следовать путем этических ценностей игры, что и определит его поведение. В процессе игровой деятельности педагог стремится выработать у школьников социальные и нравственные ценности, осознанное отношение к действительности. Их формирование зависит не только от той информации, которую они получают, но и от того, как и каким путем она поступила к ним. Если в игровой деятельности им доказана правильность предлагаемых утверждений (справедливость, взаимопомощь, выручка, поддержка и др.), если в их верности они смогут убедиться сами (так поступают все, это выполняется участниками игры, пример подают взрослые и др.) или в дискуссии с товарищами (моя точка зрения, я считаю это верным, я буду следовать таким образом и др.), то все это становится их собственными убеждениями. Как показали наши наблюдения, игра в жизни младших школьников вбирает в себя, или, вернее, воплощает, все методы воспитания: дискуссию, самоубеждение, взаимоубеждение, рефлексию, доказательство, наблюдение, проектирование и др. Ниже мы приводим подборку игр, которые можно использовать в формировании убеждений. Они позаимствованы из работ авторов, которые указаны в описании использованных источников. Игры со словами или текстовыми карточками Детям предлагаются карточки с написанным определенным текстом или отдельным словом, словосочетанием. Если текст недописан, его надо продолжить, а по законченной фразе предлагается высказать свое суждение. Например, карточка с недописанной фразой «Я иду и вижу: кто-то забыл книгу…» нуждается в дополнении. Содержательных вариаций очень много, они рождаются в ходе занятий с детьми. Качество Разложите на столе карточки с названиями разных качеств, надписью вниз. Дети поочередно подходят к столу и вытягивают карточки. Когда все карточки будут разобраны, дети должны закрыть глаза и в течение нескольких минут сосредоточенно подумать: есть ли у них то или иное качество, хотели бы они его иметь, что изменилось бы в их жизни благодаря этому качеству и т. д. Ласковые шаги Из группы детей выбираются два человека (можно четыре, которые делятся по парам). Дети становятся напротив друг друга на расстоянии 12–16 шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово. Можно задать тему: Ласковые слова для мамы. Слова утешения и т. д. Набор слов 1-й вариант: составить слово из данных букв. Пример слов: «надежда», «счастье», «нежность», «гордость» и т. д. 2-й вариант: из написанного слова придумать как можно больше слов. Например: «миротворчество» – «мир», «творчество», «рот», «море», «торт» и т. д. Другие слова для игры: «великодушие», «сострадание», «человеколюбие», «выдержанность», «признательность», «самоотверженность», «почтительность», «снисходительность» и т. д. Додумай ситуацию Детям предлагается ситуация, которую они должны закончить. В этой игре дети раскрывают свой характер. Например, ученикам младшего класса была предложена ситуация: брат и сестра остались дома вдвоем. Брат случайно разбил чашку. Сестра слишком мала, чтобы рассказать, как все было. Что скажет, мальчик, когда возвратятся домой мама и папа? Дети идентифицируют себя с мальчиком и обычно говорят то, что сказали бы сами. Какой? Какая? Какие? Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в центре круга бросает одному ученику мяч и говорит слова: «мальчик», «семья», «друг», «мама», «товарищ» и т. д. Ученик должен назвать три положительных прилагательных, соответствующих этому слову. «Мальчик – веселый, отзывчивый, преданный…» «Девочка – ласковая, добрая, заботливая…» и т. д. Продолжи группу слов Игру можно проводить как дома, так и на свежем воздухе, как вдвоем, так и с большим количеством участников. Вы стоите в кругу и, перебрасывая, друг другу мяч, называете предметы, входящие в одну и ту же группу по тому или иному признаку. Причем общее название группы при этом не оглашается. Первый участник начинает игру, назвав любой предмет, второй участник должен сам догадаться, к какой группе он принадлежит и в соответствии с этим добавить свой предмет. По сигналу ведущего группа меняется. И тот участник игры, на которого пришелся сигнал водящего, начинает новую группу слов. Например: «Добрый, нежный, ласковый, скромный…и т. д.» (качества человека). Или «Выслушать, помочь, утешить…и т. д.» (что должен уметь делать отзывчивый человек). Поезд добродетелей Попросите детей встать в круг и назвать какое-либо хорошее качество, например, доброта. Затем один из детей должен назвать хорошее качество, начинающееся с последней буквы слова «доброта», например, аккуратность. Слово «аккуратность» оканчивается на букву «т», значит, следующий ребенок должен назвать хорошее качество, начинающееся с буквы «т», например, «терпимость». Если кто-либо не может назвать качество с нужной буквы, его пробует назвать следующий. Получается «поезд добродетелей». Надувалки Эта игра на расширение словарного запаса детей, на развитие их творческого воображения, а также на совместную деятельность. Дети делятся на команды. Ведущий игры пишет слово, к которому команда должна написать свое определение, как они понимают это слово. Затем собираются все определения и зачитываются детям вслух, вместе с правильным определением. Команда определяет правильное значение этого слова из предлагаемых вариантов и записывает на отдельный листок бумаги. Если дети правильно выбрали определения, то им присуждаются баллы. Также баллы присуждаются и той команде, которая смогла убедить других в своем понимании данного слова. Газетные заголовки Дети сами вырезают газетные заголовки и сочиняют рассказ. Но изначально воспитатель дает свои заголовки, а дети их дополняют. Когда мне хорошо. Предложите детям закончить предложения словами:
Предложите детям подумать над следующими предложениями и закончить их: – Если бы я был(ла) ветром, то … – Если бы я был(ла) звездой, то … – Если бы я был(ла) облаком, то .. – Если бы я был(ла) морем, то … – Если бы я был(ла) лесом, то … – Если бы я был(ла) невидимкой, то … – Если бы я был(ла) самым(ой) добрым(ой) на свете, то … – Если бы я был(ла) искусным врачом, то … – Если бы я был(ла) самым лучшим изобретателем в мире, то… Когда я молчу Попросите закончить предложения словами: – Я люблю помолчать, когда я нахожусь … – Тишина для меня – это … – Когда я молчу, я чувствую … – Когда я говорю, а все молчат, я чувствую … – Когда все говорят, а я молчу, я чувствую … – Когда я гуляю по лесу, я чувствую … – Я люблю помолчать, когда я слушаю … После того как дети ответили на эти вопросы, попросите их рассказать: «Что такое для меня тишина?». Этот игровой элемент можно использовать при обсуждении любого понятия, например: красота, улыбки, праздник и т. д. Если все будут добрыми Детям раздаются карточки с названиями разных качеств. Дети должны, не называя свое качество, рассказать о том, что изменится в жизни людей, если каждый будет иметь это качество. По рассказу друг друга дети угадывают, о каких качествах идет речь. Волшебная больница Попросите детей представить, что они врачи волшебной больницы, которая лечит от лени, хитрости, скупости, ворчливости, злости и т. д. Дети выбирают по одному плохому качеству и придумывают рецепт и рекомендации, как помочь людям избавиться от этого качества. Например: рецепт от лени. Каждый день с самого утра пить натощак напиток из плодов шиповника и нескольких капель эликсира трудолюбия. В течение дня через час после еды несколько раз потянуться и громким голосом произнести вслух все, что нужно сделать. На ночь необходимо записать все, что сделано, и составить план на следующий день. Затем нужно выпить стакан молока с несколькими мятными конфетами для хорошего сна. Использованная литература 1. Лопатина А., Скребцова М. 50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный дом «Локус», 2002. – 320 с. 2. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: ООО «Книжный дом «Локус», 2002. – 320 с. 3. Шмаков С. А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. 2-е изд., доп. – М., 2001. – 175 с. | |||
Просмотров: 3674 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|