Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ |
[ Скачать с сервера (15.7 Kb) ] | 2015-12-04, 11:05 AM |
Мусина Бибигуль Кусаиновна ВКО, Бескарагайский район, с. Карабас "Семеновская средняя школа" Особенности организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка с учащимися с задержкой психического развития В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи); формирование интереса к предмету, навыков учебной работы; усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения основным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка). Преодолению трудностей в усвоении учебного материала способствует положительный эмоциональный настрой, поэтому введение в проблему урока рекомендуется проводить в нестандартной форме. Задания выполнять в парах. Группах, включать элементы соревнования, защиты творческой работы. Дети с ЗПР затрудняются в усвоении правил, поэтому предоставляется им возможность постоянного зрительного восприятия их для повторения через мобильные схемы и таблицы, выполненные с наименьшим употреблением слов. Для реализации поставленных задач приводятся систему те неполные и неточные знания и навыки, которые получены обучающимися в начальной школе в период обучения грамоте, правописанию. Работа над звуком, словом и предложением ведется одновременно с коррекцией имеющихся навыков письма и чтения. Усвоение обширного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, возможно при предварительном изучении наиболее трудных грамматических тем путем упрощенных упражнений, которые состоят из накопления устного речевого опыта, наблюдений за явлениями языка и практических языковых обобщений, ознакомления с соответствующей терминологией. Так, изучение морфологического состава слова и правил правописания проверяемых безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корнях слов начинается в подготовительный период. Предусмотрено также развитие практических умений образовывать формы единственного и множественного числа существительных, подбирать однокоренные слова с последующим анализом их лексического значения звукобуквенного состава. В дальнейшем в системе изучения грамматики и правописания проводится работа по словообразованию как один из эффективных способов пополнения словарного запаса. Словарь школьников обогащается и путем расширения и уточнения их непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире, знакомства со словами близкими и противоположными по значению, составления предложений с обозначением действующего лица существительными и местоимениями. При знакомстве с элементами синтаксиса обучающиеся в старших классах узнают о предложении, его основных видах по интонации, о главных и второстепенных членов предложения, о связи между словами. Об однокоренных членах предложений и его видах, обобособлений второстепенных членов предложений и о понятий сложное предложение и его виды. У детей формируется орфографические, речевые, пунктуационные навыки, умения в области языкового анализа: фонетического, морфологического, орфографического и синтаксического. В обучении русскому языку придерживаюсь следующих правил: • Новый материал преподноситься предельно развернуто; • Значительное место отводится практической деятельности обучающихся: работе по схеме, таблицам. • Систематически повторяется пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового; • Используемый словарный материал уточняется, пополняется, расширяется путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д. • Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом ученику, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнений заданий. В процессе усвоения элементов грамматики и правописания у учащихся развиваются умения анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать языковые явления, т.е. осуществляется умственное и речевое развитие обучающихся. Детям с ЗПР свойственны неорганизованность, импульсивность, склонность к поспешным необдуманным поступкам. Эффективным приемом коррекции этих недостатков служит алгоритмизация, поэтому для обучения детей русскому языку используются памятки, схемы, инструкции по выполнению упражнений. В заключении, я хочу отметить, что научить детей с ЗПР связной правильной речи-большой и кропотливой труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка дает положительные результаты и обеспечивает содержательное и структурное единство устной письменной речи школьников с ЗПР, выступает источником развития их словесно-логического мышления. | |
Просмотров: 693 | Загрузок: 9 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|