Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » НАУКА И ПРАКТИКА

К вопросу терминологического значения и употребления в школьной практике слова "актуализация&qu
2010-07-29, 10:24 PM
СТАТЬЯ
К ВОПРОСУ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СЛОВА «АКТУАЛИЗАЦИЯ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
(из опыта работы на материале уроков русской литературы)

Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед системой казахстанского образования задачу подготовить образованного, творческого человека, способного к адаптации в стремительно изменяющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную учебную (равно как и другие виды) деятельность.

Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является сегодня определяющей чертой школьного образования. Понятие «инновация», возникшее в ХIХ веке и означавшее введение некоторых элементов одной культуры в другую, в современном широком педагогическом смысле обозначает внедрение нового.

Казахстанская школа развивается в новых стратегических условиях, когда поменялись образовательно-воспитательные цели, изменились средства обучения, другими стали субъекты образования.

Время диктует необходимость технологической компетентности учителя, который должен владеть системой знаний о современных педагогических технологиях, уметь выбрать наиболее эффективные из них, применительно к задачам конкретной учебно-воспитательной ситуации, направленной на развитие предприимчивости, креативности воображения и мышления учащихся.

Образование всегда было и остаётся в значительной степени и сегодня далёким от интересов и жизненных потребностей ребёнка. Поэтому таким различным бывает уровень мотивации к обучению у учащихся на всех ступенях школьного обучения.

В связи с этим особую актуальность приобретает «вечный» вопрос школьной методики: как сделать каждый урок литературы интересным настолько, чтобы добиться осознанного и прочного восприятия учебного материала с последующим его свободным применением независимо от срока давности полученного знания?

Думается, что одним из путей повышения интереса учащихся к изучению русской литературы может стать актуализация литературного образования.

В терминологическом аспекте слово «актуализация» в школьной практике используется в значении «повторение пройденного материала». Словарь Ожегова даёт два значения этого слова: 1. важный для настоящего момента, 2. существующий, проявляющийся в действии. Шестнадцатое издание (1988 г.) Словаря иностранных слов добавляет третье значение: лингвистическое относящийся к тому, что в предложении является известным в данной ситуации, и к тому, что сообщается впервые.

Поэтому в настоящей статье предлагается отойти от значения «актуализации» как «повторения» и использовать данный термин в значении «важный для настоящего момента, относящийся к тому, что сообщается впервые».

В связи с этим первую задачу актуализации литературного образования можно сформулировать как изучение литературного произведения в контексте парадигмы изменившихся современных жизненных приоритетов, нравственных ценностей, несущих
в себе как следствие яркий отпечаток воздействия на молодые умы ещё находящейся в процессе становления идеологической коньюктуры. То есть, чтобы сделать анализ художественного произведения актуальным, нужно пропустить его через запросы, интересы и нравственные ценности среднестатистического учащегося, адаптируя идейно-тематический и чисто литературоведческий анализ к условиям конкретной ситуации урока и жизненному опыту учащихся.

Вторая задача актуализации литературного школьного образования напрямую будет связана с вопросами внедрения инновационных педагогических технологий, их комбинирования или трансформации в зависимости от заданных целей урока и перспектив изучения художественного произведения.

Вопрос об актуализации изучения литературы в курсе школьной программы обусловлен временем по нескольким причинам. Во-первых, в школьную программу включены новые художественные произведения, по которым нет чётко разработанных методических схем анализа. Во-вторых, литературная классика трудна для самостоятельного восприятия современного молодого читателя в силу специфики проблематики, сюжетной, композиционной, речевой и синтаксической организации текста; сложности психологической мотивировки и разработки характеров литературных героев. Нередки факты элементарного непонимания художественного текста на уровне прямого осмысления. Отсюда - отсутствие читательского интереса.

Практика использования различных приёмов и способов актуализации изучения художественного произведения на уроках литературы позволяет говорить в широком смысле о формировании способностей эстетического восприятия художественного текста, расширении литературного и жизненного кругозора, развитии навыков осмысленного, психологически мотивированного прочтения и освоения художественного произведения.

Чтобы «достучаться до сердца», необходимо сначала «разбудить ум» ученика через поиск точек соприкосновения его современных чувственно-рациональных запросов и интересов с историческими, эстетическими и интеллектуально-чувственными реалиями XIX – XX веков. Такие точки соприкосновения будут найдены, если современный подростковый менталитет внедрять в нравственно-рациональные и нравственно-социальные коллизии прошлого через ситуативную «примерку» сути художественного конфликта на нормы, представления, обычаи и традиции сегодняшнего дня.

Необходимым условием успешных «примерок» на уроках является целенаправленная систематическая работа по фундаментальному освоению литературоведческого инструментария для его свободного использования в процессе анализа художественного произведения.

Не обойтись и без «повседневной рутины»: систематической словарно-этимологической, фразеологической работы, расширения словарного запаса, понятийного аппарата, логики мышления.

Важным моментом в работе по актуализации литературного образования, на наш взгляд, является традиционное развитие связной устной речи учащихся, отслеживание причинно-следственных связей и выявление сути конфликта в сюжетной организации художественного текста.

Рассмотрим на примерах уроков литературы возможности актуализации программного материала. Традиционность положений анализа будут даны обычным шрифтом, актуализация анализируемой ситуации будет выделена курсивом.

Традиционной целью урока «Тема гибели человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» определяется раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе. Традиция утверждает, что в рассказе «Ионыч» А.П.Чехов исследует процесс духовной капитуляции человека перед тёмными силами жизни. Тема духовного оскудения была одной из самых острых социальных и политических проблем его времени. Актуальна ли эта тема сегодня?

Перед учащимися ставится проблема выявления наличия или отсутствия общих социально-политических признаков современности и жизни русского общества XIX века. Учащиеся отмечают несомненное наличие таких общих признаков как стремление к обогащению, доминирование личных интересов над общественными, сложность становления молодой человеческой души в условиях рыночных отношений. Особенностями сегодняшней реальности считают незащищённость, отсутствие социальной заинтересованности в конкретном человеке в пору его становления, растущее значение финансовой обеспеченности и наличия личных сфер влияния.

Учащиеся легко определяют центральную тему рассказа – протест против пошлости, духовного мещанства, идею – беречь в себе человека, микротемы композиции пяти глав.

В эвристической беседе учитель подводит учащихся к обсуждению вопроса о взаимозависимости личности и среды: может ли молодой «хороший» человек остаться хорошим в среде чеховского художественного пространства и в сегодняшнем социуме? Мнения, как правило, разделяются. Подростковый максимализм ведёт учащихся в сторону определённой идеализации возможностей личности без учёта социальных факторов среды. Учащиеся дают положительную оценку способностям Ионыча зарабатывать деньги. Пытаются определить ту грань, переступив которую, человек превращается в «рублёвого» раба.
Материал рассказа предоставляет учителю широкие воспитательные возможности.
Группа учащихся из трёх человек предварительно разрабатывает анкету участия в общественной жизни гимназии и культурной жизни города. В неё включается первый общий положительный ответ о стремлении зарабатывать деньги, второй вопрос о путях приложения капиталов решается респондентами самостоятельно. По активности участия в общественной и культурной жизни учащиеся сравнивают себя с героем рассказа и в процентном соотношении определяют в себе условное наличие его черт. Выстраивают перспективные модели «сбережения в себе человека», ищут способы помощи Ионычу. Сравнивают неизменность быта, традиций семьи Туркиных и свой жизненный опыт, высказываются о своём отношении к традициям, их ценности и необходимости в жизни.
Рефлексируя, определяют художественную и идейную значимость рассказа, размышляя над вопросом: «Можно ли применить к чеховской ситуации утверждение М.Горького о том, что литература является учебником жизни?» Формулируют и записывают свои личные «уроки», извлеченные из рассказа. В случае отрицательного результата мотивируют его причины. Отрицательный результат в зависимости от качества может стать поводом мини-диспута, когда учащиеся доказывают друг другу правомочность своих точек зрения.

Широкие возможности актуализации литературного материала и использования инновационных педагогических технологий предоставляет программа по литературе (словесности) седьмого класса. К примеру, делается акцент на использовании компьютерных технологий и метода проектирования (индивидуального и группового) при изучении второго раздела учебника «Человек и мир природы в литературе». В начале учебного года разрабатывается план-график проектирования тематического материала, закреплённого за учащимися с указанием контрольных сроков готовности презентаций.
Презентации готовятся в программах Microsoft Office Power Point, Windows Movie Maker.

По данному направлению работы актуализация литературного образования выстраивается как формирование ключевых многофункциональных компетенций учащихся: коммуникативной, информационной и самомеджмента. Активно используется метод проектирования на базе личного учебного и жизненного опыта, владения компьютерными программами. Развиваются творческие способности: учащиеся режиссируют сценарные разработки, позволяющие отразить авторское видение проектируемой темы, разрабатывают музыкальное оформление презентаций, отбирают дополнительный фактический материал по теме проекта помимо материала, имеющегося в учебнике, используют возможности компьютерных программ для эффектной и грамотной подачи проектируемого материала.

Актуализация литературного материала включает в себя широкое использование межпредметных связей. Например, художественная картина неба в литературе напрямую выходит на общие знания семиклассников по астрономии (космическая тематика хорошо им знакома), картины моря в искусстве тесно переплетаются с живописью, образы флоры и фауны – с науками естественного цикла, а поэтика степного пространства легко увязывается с краеведением.

Если в старших классах актуализация литературного образования выстраивается в контексте сравнительного рационально- чувственного анализа художественного произведения, то в седьмом классе актуализация изучения литературы опирается, прежде всего, на повышение интереса и мотивации изучения художественных произведений, формирование ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся. Направление развития творческих способностей в определяющей степени выбирается учащимися на основе сотрудничества и консультационной помощи учителя.

Таким образом, если принять главными целями актуализации литературного образования необходимость добиваться осознанного и прочного восприятия учебного материала с последующим его свободным применением; изучение литературного произведения в контексте парадигмы изменившихся современных жизненных приоритетов, нравственных ценностей и внедрение инновационных педагогических технологий, а термин «актуализация» принимать в широком значении «важный для настоящего момента, относящийся к тому, что сообщается впервые», то такая постановка вопроса приводит к следующим выводам.

Практика использования различных приёмов и способов актуализации изучения художественного произведения на уроках литературы позволяет говорить в широком смысле о формировании способностей эстетического восприятия художественного текста,
расширении литературного и жизненного кругозора, развитии навыков осмысленного, психологически мотивированного прочтения и освоения художественного произведения.

Поиск точек соприкосновения современных чувственно-рациональных запросов и интересов учащихся с историческими, эстетическими и интеллектуально-чувственными реалиями XIX – XX веков возможен через внедрение современного подросткового менталитета в нравственно-рациональные и социальные коллизии прошлого через ситуативную «примерку» сути художественного конфликта на представления, обычаи и традиции современных реалий жизни.

В целом актуализация литературного образования даёт прочную теоретическую базу, расширяет кругозор, имеет позитивно-оптимистическое воспитательное значение, развивает навыки креативного мышления и связной речи, раскрывает творческие способности учащихся, закладывает фундамент ключевых компетенций, раскрепощает личность, формирует активную жизненную и гражданскую позицию.

Преподаватель русского языка и литературы
ГУ «Гимназия № 1» А.Печенин

Апрель 2010 года
Караганда

Категория: НАУКА И ПРАКТИКА | Добавил: amigo55s
Просмотров: 1276 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [63]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [224]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [9]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru