Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » Юбилей |
2008-11-25, 5:07 AM | |
№ 1, 2006 г.
В начале декабря прошлого года в городе Алматы произошло знаменательное для педагогической общественности событие: научно-практический семинар «Перспективные образовательные технологии (организация экспериментальной исследовательской деятельности в процессе перехода на 12-летнее образование)». Семинар проходил четыре дня и был организован и проведен городским институтом повышения квалификации педагогических кадров и сотрудников образования. По окончании семинара слова признательности адресовались не только гостям, но и Галямовой Марьяш Байхановне, директору института, поскольку благодаря ее усилиям стало возможной встреча с такими людьми как В. М. Монахов и В. В. Сериков. В семинаре приняли участие и казахстанские ученые: д.п.н., профессор Г. Т. Хайруллин, д. п. н., профессор Ж. А. Караев и другие.
Участники семинара могли не только прослушать лекции выдающихся ученых, но и познакомиться с опытом работы гимназий № 25, 27. Приятно было слышать высокую оценку деятельности этих педагогических коллективов не только алмаатинцев, но и именитых гостей. Некоторые материалы семинара будут опубликованы в этом и следующих выпусках нашего журнала. Но сейчас передо мной не стоит задача рассказать об этом семинаре. Скоро, 15 марта 2006 года, юбилей у В. М. Монахова. Ему исполняется 70 лет. Трудно в это поверить: так он деятелен, энергичен, бодр и силен, полон планов на будущее. Можно позавидовать его трудолюбию и работоспособности, – все это неспроста. В студенческие годы фанатичная любовь к конькам, переросла в профессионализм: чемпион физического факультета МГУ (1956г.), член сборной команды Московского университета. В преддверии своего 70-летнего юбилея он открыл в январе спортивный сезон 2006 года на крутых горнолыжных трассах в Альпах. Вадима Макариевича хорошо знают в Казахстане, где у него много учеников и почитателей его таланта: ученого и педагога. В Алма-Ате многие годы работал филиал института содержания и методов обучения АПН СССР, где он прошел путь от младшего научного сотрудника до директора института (директор – с 1981 по 1992 год). Вся трудовая деятельность В. М. Монахова связана с научно-педагогической и научно-организационной работой. В 1959 году он закончил физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, и в этом же году летом поступил на инженерное отделение механико-математического факультета Московского университета, где в течение трех лет получил второе высшее образование. В 1963 году Вадим Макариевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика преподавания программирования и математических основ ЭВМ». Он первым в стране создает курс «Основы программирования» и ведет уроки в средних школах города Москвы. В 1973 году он защитил докторскую диссертацию «Проблема введения в школу современных приложений математики, связанных с ЭВМ». В 1978 году ему присвоено ученое звание профессора по специальности «Методика преподавания математики». А в 1982 году Вадим Макариевич был избран членом-корреспондентом АПН СССР (впоследствии Российская академия образования). С 1993 года научная и преподавательская деятельность В. М. Монахова связана с Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М. А. Шолохова, где он работает на факультете информатики и математики, являясь деканом факультета информатики и математики и заведующим кафедрой методики преподавания педагогических технологий. Вадим Макариевич является крупным специалистом в области информатизации школьного образования, автором более 500 научных трудов (монографий, учебников и учебных пособий более 80). Например, всесоюзный учебник «Алгебра – 8» (М., «Просвещение», В. М. Монахов стоял у истоков нового научного направления, связанного с информатизацией школьного образования. Результатом его многолетних исследований общеобразовательных аспектов программирования для ЭВМ, явилось создание (совместно с академиками А.П. Ершовым и А.А. Кузнецовым) первого школьного учебника «Основы информатики и вычислительной техники» и методического пособия для учителей, что явилось началом компьютеризации и информатизации нашей школы. В 1986 году Вадим Макариевич выступает с концепцией информатизации школьного образования, ядро которой составляют методические возможности и реальные перспективы использования компьютера в самом учебном процессе. Фундаментальным результатом В.М. Монахова является создание информационной модели учебного процесса (модель любого учебного процесса характеризуется пятью параметрами: целеполагание, диагностика, коррекция, дозирование, логическая структура). Эта модель, воплощенная в технологической карте, позволила ему разработать и спроектировать такие педагогические технологии, как: 1. Технология проектирования учебного процесса по любым предметам; 2. Технология проектирования методической системы обучения (по любым предметам); 3. Технология проектирования учебной программы по предмету; 4. Технология проектирования собственной методической системы учителя «Я – учитель»; 5. Технология проектирования системы повторительной работы; 6. Технология проектирования учебника; 7. Технология проектирования системы коррекционной работы; 8. Технология проектирования учебного плана; 9. Технология проектирования образовательной траектории школы; 10. Технология управления образовательными системами; 11. Технология проектирования программы развития учебного заведения. Массовый педагогический эксперимент по внедрению информационных и педагогических технологий в школу, начавшийся с 1989 года, показал востребованность и продуктивность этого информационно-технологического подхода к модернизации школьного образования. Основные принципы технологии – доверие педагогическому профессионализму преподавателя; сохранение положительного опыта традиций; гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса; наличие четких ориентиров в работе преподавателя, не сковывающих творческую инициативу; создание комфортных условий для учащихся, недопущение перегрузки учащихся, разумная и корректная реализация государственно образовательного стандарта (здоровьесбережение); организация комфортных условий преподавателю для осуществления его профессиональной деятельности. В. М. Монахов участвовал в международных конгрессах по математическому образованию (Австралия Педагогическая и научно-организационная деятельность В. М. Монахова отмечена высокими правительственными и академическими наградами: орден «Трудового Красного Знамени» ( Вадим Макариевич Монахов – прекрасный педагог, крупный организатор педагогической науки, незаурядная личность. Пожелаем ему крепкого здоровья, реализации всех планов и новых успехов на ниве модернизации системы образования и педагогической деятельности. | |
Просмотров: 2218 | Загрузок: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|