(1835/1837—1865)
Ч. Ч. Валиханов — казах по национальности, выдающийся ученый в области географии и этнографии, востоковед и смелый путешественник, член Русского географического общества. Особенно он известен своими экспедициями в Семиречье (Заилийский край) и Кашгарию, описаниями флоры, фауны этих стран, торговых путей, а также своими исследованиями истории и быта казахов. Последователь русских демократов-просветителей, Валиханов был горячим сторонником передовой русской культуры и стремился приобщить к ней свой народ, сохранив и развив в то же время достижения народной казахской культуры. Первые страницы биографии Ч. Ч. Валиханова неясны. Разноречивы известия о месте и годе его рождения. По одним сведениям (Г. Н. Потанин, П. П. Семенов-Тян-Шанский) он родился в 1837 г., по другим (А. Н. Пыпин) — в 1835 г. В 1847 г. Валиханов поступил в Омский кадетский корпус. При поступлении он не знал русского языка, но быстро овладел им и благодаря блестящим способностям и любознательности вскоре выдвинулся в ряды первых учеников. Потанин, учившийся в одно время с ним, сообщает, что Валиханов очень много читал, увлекался описаниями путешествий и сам мечтал о них, особенно интересовался Центральной Азией. Наряду с русским языком он изучал и восточные языки, занимался историей, географией и филологией Востока, уделяя этим занятиям много времени. На его развитие большое влияние оказало тесное общение с передовыми образованными людьми Омска. Как сообщает Потанин, когда Валиханов у было 14—15 лет, кадетское начальство начало на него смотреть как на будущего исследователя и, может быть, ученого (1). В 1853 г. Валиханов окончил кадетский корпус, был произведен в корнеты и назначен в Сибирское казачье войско. Там его исключительные способности, знание языков, обычаев и истории народов Востока привлекли внимание генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорда, который взял его к себе на службу и часто направлял в командировки в пограничные с Китаем районы. Выполняя поручения начальства, Валиханов одновременно использовал эти поездки для научных целей. В этот период он продолжал свое общение с представителями передовой интеллигенции Омска. Он познакомился с находившимся в ссылке в Сибири известным петрашевцем С. Ф. Дуровым, который оказал большое влияние на формирование общественно-политических взглядов Валиханова. В 1854 г. состоялось его знакомство с писателем Ф. М. Достоевским, только что отбывшим срок каторги в Омском остроге, в который, как известно, Достоевский попал также по процессу петрашевцев. Между ними установились дружеские отношения, продолжавшиеся в течение ряда лет. Весной 1856 г. Валиханов познакомился с бывшим здесь проездом известным географом и путешественником П. П. Семеновым-Тян-Шанским, на которого знания и одаренность Валиханова произвели большое впечатление. Весной 1856 г. Валиханов принял участие в экспедиции полковника Хоментовского в район озера Иссык-Куль, где в то время кочевали киргизы племени бугу, незадолго до того принявшие русское подданство. Здесь Валиханов собрал большой географический, этнографический и фольклорный материал, богатую этнографическую коллекцию, со слов народного певца впервые записал отрывок из эпоса киргизов «Манас». По возвращении из экспедиции Валиханов в том же 1856 г. был командирован в качестве официального представителя русского правительства по торговым делам в Кульджу, где пробыл два месяца (август—сентябрь), не прекращая своей научно-исследовательской и собирательской работы, которая нашла отражение в дневнике этой поездки, до сих пор не опубликованном (2). -------------------------------------------------------------------------- 1. Ч. Валиханов, Сочинения. «Записки Русского общества». Отделение этнографии, 1904, т. 29, стр. XVII. 2. Хранится в архиве АН СССР, фонд 23, оп. 1. -------------------------------------------------------------------------- На основе собранных материалов и собственных наблюдений Валиханов составил «Географический очерк Заилийского края» (1), записку «О дикокаменных киргизах» (2), «Очерки Джунгарии» (3), а также работу «Родоподразделение. История племен Киргизских и вообще народов, не имеющих письмен» (4). Эти путешествия, обогатившие знания Валиханова по Востоку, укрепили в нем стремление продолжить свое образование. Валиханов решил оставить военную службу и ехать в Петербург. В этом он нашел горячую поддержку у своих друзей и знакомых. Ф. М. Достоевский, сразу оценивший, какую огромную пользу своему народу может принести Валиханов при его одаренности, образованности и высоких душевных качествах, усиленно рекомендовал ему ехать в Петербург, писать о казахах, познакомить передовых русских людей с их жизнью и бытом, служить своей родине «просвещенным ходатайством за свой народ» (5). Семенов-Тян-Шанский также настойчиво советовал Валиханову ехать в Петербург, прослушать университетский курс по востоковедению, чтобы еще больше обогатить свои знания. По рекомендации Семенова-Тян-Шанского Валиханов, уже завоевавший известность своими путешествиями, в феврале 1857 г., в возрасте 20 лет, был принят в члены Русского географического общества. Однако намеченные планы не были осуществлены им в этом году, так как ему неожиданно было предложено ехать в Кашгар, где в то время развернулось большое движение против властей богдыхана Китая, привлекшее пристальное внимание русского правительства; последнее не могло также равнодушно относиться к попыткам английских колонизаторов укрепиться в Кашгарии. Валиханову было предложено совершить трудное и опасное путешествие в Кашгар под видом купца в составе торгового каравана, ни в коем случае не обнаруживая интереса русского правительства к этой стране, и собрать сведения о ее политическом положении, ибо связи с ней через Кульджу были нарушены. Валиханов выехал из Омска в конце 1857 г., но ему пришлось довольно долго задержаться в Верном (ныне Алма-Ата) в связи с тем, что горные перевалы оказались непроходимыми из-за глубокого снега. Вдобавок организация каравана крайне затянулась, и в ожидании его Валиханову пришлось около месяца скитаться по степи, скрываясь от населения, чтобы не обнаружить своего инкогнито и истинных целей своего путешествия. ----------------------------------------------------------------------------- 1. В черновом виде хранится в архиве АН СССР. 2. «Северная пчела», 1861, № 192. 3. Ч. Валиханов. Сочинения. «Записки Русского географического общества». Отделение этнографии, 1904, т. 29, стр. XVII. 4. Архив АН СССР, «Обозрение архивных материалов» («Труды» Архива, вып. I, Л., 1933, стр. 157). 5. Ф. М. Достоевский, Письма, т. I, 1928, стр. 200—201. Письмо к Ч. Ч. Валиханову из Семипалатинска от 14 декабря 1856 г. ----------------------------------------------------------------------------- Ему удалось присоединиться к вышедшему из Семипалатинска торговому каравану лишь 28 июня 1858 г. в урочище Карамула, в 30 верстах от г. Копала. Чтобы не выдать себя, он по договоренности с начальником каравана принял имя Алимбая — сына купца, выехавшего из Кашгара, когда Алимбай был еще ребенком. Около месяца караван вынужден был пробыть в кочевьях киргизов на Иссык-Куле и Текесе и лишь 1 октября 1858 г. путешественники с большим трудом добрались до Кашгара. Особенно тяжел был переход через Заукинское ущелье, о чем ярко пишет Валиханов в своем дневнике (1). В пути и в самом Кашгаре ему пришлось пережить много невзгод, преодолеть большие трудности и не раз подвергать свою жизнь опасности. Как сообщает он сам, со времен Марко Поло и иезуита Гойеса в Кашгар проникли только два путешественника, из которых одному, немцу Шлагинтвейту, незадолго до приезда туда Валиханова, была отсечена голова. Путешествие Валиханова в Кашгарию позволило гораздо шире познакомиться с внутренними частями Тянь-Шаньской горной системы. Известно, что до него на сырты Центрального Тянь-Шаня поднялся только П. П. Семенов, которому, однако, не пришлось пересечь его и выйти в пределы Кашгарии. Валиханов же двумя маршрутами через перевалы Заука и Теректы, а также через озеро Чатыр-Куль и Нарын, пересек ряд хребтов Тянь-Шаня и показал строение его цепей и природные условия районов, лежащих значительно южнее маршрутов Семенова. Из русских путешественников, оставивших подробные записки о Кашгарии об ее географии и этнографии, Валнханов был первым, кто смог проникнуть в эту, в то время неведомую, страну. Валиханов пробыл в Кашгарии свыше пяти месяцев. За это время он собрал интереснейшие сведения по географии, социально-экономическим отношениям, истории и этнографии края, а также добыл редчайшие рукописи, хранившиеся в буддийских монастырях, куда ему удалось проникнуть. В Кашгаре же он изучил уйгурский язык. Результатом его поездки явился вошедший в собрание его сочинений «Отчет о состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии) в 1858—1859 гг.». По возвращении из Кашгара Валиханов был вызван в Петербург, где ему предложили принять участие в составлении карты Средней Азии. Во время пребывания в Петербурге он вел большую и разностороннюю работу: принимал участие в деятельности Русского географического общества, обрабатывал собранные им в экспедициях материалы по географии и этнографии Казахстана и Центральной Азии, пользуясь консультацией крупных востоковедов того времени (тюрколога Казембека, китаеведов ----------------------------------------------------------------------------------- 1. Ч. Валиханов, Сочинения. «Записки Русского географического общества». Отделение этнографии, 1904, т. 29, стр. 364—366. ----------------------------------------------------------------------------------- Васильева и Березина), продолжал свое образование. Он посещал университет, изучал западноевропейские языки. Одновременно он подготовил к печати «Очерки Джунгарии», написал для энциклопедического словаря статью о хане Аблае — своем прадеде, политическом деятеле Средней казахской орды. К этому периоду относится его знакомство с сибирсведом Н. М. Ядринцевым, поэтом Майковым; Валиханов завязал также связи с редакцией «Современника», что способствовало развитию его демократических взглядов. Петербургский климат вредно отразился на здоровье Валиханова, и без того сильно подорванном перенесенными лишениями, и он весной 1861 г. вынужден был уехать на родину. Здесь Валиханов решил посвятить себя общественной деятельности, стремясь быть возможно более полезным своему народу. С этой целью он выдвинул свою кандидатуру на должность старшего султана Атбасарского округа (должность «султана» с 1822 г. была выборной); он хотел «сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, защищать их от чиновников и от деспотизма богатых киргиз» (1). Демократические устремления Валиханова вызвали недовольство царских властей и реакционной части казахов. Это привело к тому, что, хотя на выборах султана он получил большинство голосов, генерал-губернатор отказался утвердить его в этой должности. Свою горечь и возмущение Валиханов выражал в письмах Достоевскому и Майкову, писал об этом в газеты, обращался к влиятельным лицам, но его сетования не дали никаких результатов. Вернувшись в казахские степи, Валиханов испытал тяжелое разочарование, не находя общего языка с окружающими его людьми. «С местными султанами и богачами из черной кости я также не лажу, потому что они дурно обращаются со своими бывшими рабами... Зато с пролетариатом степным я в большой дружбе и скоро сходимся», — писал он Майкову. К тому же его национальные чувства оскорблялись отношением царских чиновников к казахам. Несмотря на подавленное состояние, Валиханов все же продолжает свои научные работы. Он собирает казахский фольклор, пишет статью «Следы шаманства у киргиз», где обнаруживает серьезное понимание этого явления. Зимой 1864 г. Валиханов был приглашен в Омск для помощи в подготовке судебной реформы. В связи с этим им была составлена «Записка о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства», в которой он рассматривает историю возникновения и развития суда биев. В том же году Валиханов принял участие в походе генерала Черняева против хана Коканда, но пробыл в штабе очень недол- ----------------------------------------------------------------------------------- Ч. Валиханов, Статьи. Переписка, Алма-Ата, 1947, стр. 110. Киргизами тогда обычно называли казахов. ----------------------------------------------------------------------------------- го. Он уехал в аул султана абдановских казахов Тезека (на территории нынешней Талды-Курганской области), женился на его дочери и, прожив там около года, умер в 1865 г. от туберкулеза, всего 30 лет от роду. Безвременная кончина талантливого ученого вызвала многочисленные отклики в научных кругах России. В некрологе, напечатанном в «Отчете Русского географического общества за 1865 год» (СПБ, 1866), дается высокая оценка деятельности Валиханова как отважного путешественника и исследователя, беззаветно служившего науке. Валиханов успел обработать только незначительную часть собранных им материалов, однако и они представляют большую научную ценность. Он одним из первых ученых России проник в малоизученные районы Восточного Туркестана и собрал интереснейшие сведения по географии, истории, экономике, социальному строю, этнографии населения этих районов. Большой интерес представляют также его работы по истории, этнографии и фольклору казахов и киргизов. Основные законченные его работы, а также черновые наброски были изданы Русским географическим обществом в собрании его сочинений. Издание сопровождено двумя статьями его современников — Г. Н. Потанина и Н. М. Ядринцева, содержащими большой материал о жизни и научной деятельности Валиханова (1). Следует отметить, что хотя этнографические исследования были главной целью и заслугой Валиханова, однако во всех своих крупных работах он неизменно давал новый материал также и по географии. И в «Очерках Джунгарии», и в «Отчете о состоянии Алтышара...» автор сообщает новые данные об устройстве поверхности, говорит о климатических особенностях, характере растительности, торговых путях. При оценке заслуг Валиханова в области географии необходимо также учесть его картографические работы и особую важность составления новых карт Средней и Центральной Азии. Для Валиханова характерна глубокая любовь к своему народу, его трудовым массам; именно эта любовь и позволила ему правильно увидеть единственную возможность развития его родного народа в тесном общении с Россией, с передовой русской демократической культурой. Мировоззрение Валиханова складывалось под влиянием демократических и материалистических взглядов передовых русских людей его времени. В своих работах, затрагивающих вопросы религии,— «Следы шаманства у киргиз», «Записка № 2, об исламе» — Валиханов стоит на рационалистических позициях и неоднократно подчеркивает реакционную роль ислама в истории народов Азии. Он глубоко сочувствовал народным массам и причины их возмущения видел в угне- ------------------------------------------------------------------------------ 1. Ч. Валиханов, Сочинения. «Записки Русского географического общества». Отделение энтографии, 1904, т. 29. ------------------------------------------------------------------------------ тении их завоевателями и господствующими классами своего народа. Вместе с тем, в силу ряда объективных причин, Валиханов не смог подняться до уровня революционных идей. Он оставался «просветителем», а возможность социальных преобразований видел лишь в реформах, проводимых сверху. Как стало известно в недавнее время, в архивах Академии наук СССР и Академии наук Казахской ССР сохранилось значительное количество научных материалов Валиханова, многие из которых оставались неизвестны его биографам и издателям: дневники 1854—1859 гг. (общим объемом 500 стр.), исследования по истории казахов и других среднеазиатских народов, записи легенд, карты, планы, чертежи и многочисленные зарисовки. Большую ценность представляют генеалогические таблицы казахских родов, рукопись на уйгурском языке «Очерки истории Кашгарского края» и около 15 географических карт восточных областей Казахстана, Центральной Азии и др. Изучение и использование научного наследства Валиханова — важная задача советских ученых.
С.А.Токарев.
"Отечественные экономико-географы XVIII-XX вв." Под ред. Н.Н.Баранского, Н.П.Никитина, Ю.Г.Саушкина. М., 1957 г.
http://www.biografia.ru/cgi-bin/search.pl?oaction=show&id=1041
|