Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Стихи о школе » Школа и классика

«Очарованный странник» Н. С. Лесков
Аннотация. В статье проводится анализ своеобразия творческой манеры Лескова, пути создания образов героев-праведников из народа. Автор дает определение сказа, его функций, устанавливаются черты сходства и различия между литературным сказом и сказовой повествовательной манерой, рассматривается проблема взаимоотношения объекта и субъекта речи и автора в сказе, выделяется «проблема слушателя», подробно исследуется образ Флягина и особенности его речи.

Ключевые слова: жанр, повествовательная манера, сюжет, композиция, рассказчик, герой-рассказчик, речь героя

Повесть «Очарованный странник» была написана Николаем Семеновичем Лесковым (1831 — 1895) в 1872-1873 годах. По-видимому, идея послания возникла у Лескова во время поездки летом 1872 года в Валаамский монастырь на Ладожском озере.
Произведение Лескова впервые было опубликовано в газете «Русский мир» 8 августа-19 сентября 1873 года под заглавием «Волшебный странник, его жизненные опыты, мнения и приключения», а через год отдельным изданием «Очарованного странник. Повесть Н. Лескова».
«Очарованный странник «, произведение утонченного стилевого характера. Это повесть, использующая мотивы древнерусской биографии Святых (жития) и народного эпоса(былины), интерпретации, сюжета, схемы приключенческих романов в общей литературе XVIII века[1, 137].
«Очарованный странник— это своеобразная повесть-биография героя, составленная из нескольких крупных, полных эпизодов. Точно так же строятся жития, состоящие из отдельных частей, описывающих различные события из житий Святых. Тот же принцип характерен и для авантюрного романа, романа приключений, в котором герой со своей жизнью на пути в своих странствиях по судьбам всего мира происходит самые неожиданные случайности. Кстати, название повести в первом издании было, несомненно, стилизованным названием русских героических философско-этических романов XVIII века.
Элементы агиографического жанра и приключенческого романа в «Очарованном страннике» очевидны. Герой повести, Иван Флягин, подобно роли жизни кающегося и измененного грешника, проходит через мир от греха (обморочное «удальское» убийство монахини, убийство цыганки Грушеньки, пусть и совершенное по собственному заявлению, но все же, по мнению Флягина, грех) до покаяния и искупления.
Испытав глубокое моральное потрясение со смертью Цыганки, Иван Северьяныч проникается совершенно новым нравственным желанием «поохотиться». Если первые несколько лет своей жизни он сам чувствовал себя свободным Сыном природы, то теперь впервые его переполняет чувство ответственности перед человеком. По их собственному признанию, смерть Груши «перечеркнула» все это. Он думает, что «только одно дело, что Грушина-душа ныне потерянная» и что это обязанность «терпеть ее, чтобы спасти ее от ада». Потом вера, он добровольно берет на себя бремя чужой вербовки, сам просит, чтобы его отправили в опасное место на Кавказе, а там он под пулями, устроил переправу через горную реку [2, 20].
Странник Лесков, как Святой герой жизни, уходит в монастырь, и это решение, считает он, предопределено судьбой, Богом.
В «Очарованном страннике» отражены не только сюжетные элементы житий, былин и приключенческих романов, он тяготеет не только к эпической форме, но трансформирует сюжетные коллизии и эпизоды многих классических произведений, в частности Пушкинского «Кавказского пленника», «Пушкинских»цыган и наблюдений Л. А. Аннинского.
Очевидная литературная основа «Очарованного Странника», однако, не указывает на установку автора на восприятие его текста как «вторичного» по сравнению с классическими «образцами». Лесков, напротив, хочет продемонстрировать на примере судьбы Флягина, что реальная жизнь более прихотлива и непредсказуема, чем вымышленные истории. Кроме того, соотнесение с романтическими стихами Пушкина подчеркивает «странность» поведения героя, не чувствующего ничего необычного в странных метаморфозах своей жизни. «Романтические» ситуации герой Лесков воспринимает прозаически-трезво.
Все вышеперечисленные эпизоды «рассказаны «самим героем. Рассказ Флягина о его судьбе слушают путешественники, плывущие на пароходе по Ладожскому озеру; один из них-рассказчик, который знакомит нас с Иваном Северьянычем и заканчивает свой рассказ своим комментарием. Таким образом, «Очарованный Странник» с точки зрения композиции-это повествование в истории». Эта конструкция «Очарованного Странника» знаменательна. Прежде всего автор придает достоверность рассказу Флягина о невероятных событиях, перипетиях его жизни. Во-вторых, форма «сказки», устного выражения от первого лица, так называемого народного человека, мотивирует» странную «композицию сюжета: подробное изложение каждого эпизода из жизни Флягина и вместе с тем чрезвычайно Краткая история «экзотической» (с точки зрения образованных слушателей) жизни в неволе; темная, не описанная Флягиным убийство Грушеньки, совершенная как в тумане; «волшебное» преображение Флягина, очарованного женской красотой, преображение, которому рассказ героя, не способного внятно объяснить внезапную перемену, и провал в сознании, предшествовавший ей, придает таинственность.
Фантастическая форма позволяет автору спрятаться «за героя», скрыть собственную оценку и отказаться от интерпретации событий. Единственный взгляд на жизнь Ивана Северьяныча - точка зрения самого персонажа, объяснения и диапазон представлений которого весьма далеки от автора. Кстати, этот повествовательный прием внешне напоминает такую особенность героического эпоса, как совпадение авторской точки зрения и видения героя. У Лескова нет такого совпадения, но в тексте «взгляд» автора и «взгляд» Флягина не очень различаются, так как нет прямых высказываний автора.
Фантастическая форма мотивирует и обильное употребление просторечных слов, диалектизмов, иногда-сложный народный каламбур.
Смысл рассказа, обрамляющего повествование Флягина, тоже многозначен. Как жизнь Флягина постепенное преодоление собственного эгоизма и обуздание собственной воли, движение к другим людям, растущее осознание их душ, заботы и переживания, и сама ситуация, чтобы рассказать, чтобы преодолеть отчуждение, расстояние между Флягиным и другими героями. От сподвижников Ивана Северьяновича поначалу ждут только «анекдоты», забавные и интересные истории из быта монашеской братии, священников и конных дрессировщиков. Купец, один из слушателей, смотрит на странника чуть свысока. Своеобразие и сила натуры Флягина лишь постепенно проясняются его случайными попутчиками. Их реакция как бы программирует, «моделирует» и реакцию читателей рассказа Лескова, открывает свои границы. При этом роль слушателей состоит в том, чтобы проследить дистанцию между мнениями, представлениями, миром чувств обычного человека и образованной «публикой».
Кроме того, обрамляющая рассказ о путешествии на пароходе придает символический и экспансивный смысл «путешествию» жизни Ивана Северьяныча: не только он, но и вся Россия бродит, плывет к неведомой цели. Иван Северьяныч Флягин-Вечный странник, он рассказывает о своих прежних странствиях в пути.
Есть еще один смысл в рассказе Лесковского. Неординарные характеры, личности не редкость в народе, и случайная встреча с ними всегда возможна.
Образ Ивана Северьяныча Флягина - единственный» сквозной «образ, связывающий все эпизоды повести. Как уже отмечалось, у него есть жанровые особенности, так как его «биография» восходит к произведениям со строгими нормативными схемами, а именно житиям святых и авантюрным романам. Автор сближает Ивана Северьяновича не только с героями житий и приключенческих романов, но и с былинными героями. Вот как описывает внешность Флягина рассказчик: «этому новому товарищу... по внешнему виду можно дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типичный русский богатырь, простодушный, добрый, напоминающий деда Илью муромеца в прекрасном образе Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, он не будет ходить в рясе, а сядет на «Чубарь» и пойдет в лаптишки по лесу и лениво принюхается, как» дегтем и земляникой пахнет темный бор» [3, 156].
Флягин отличается от детей простотой и простодушием. Монстры в своих мыслях напоминают большую семью, в которой находятся как взрослые, так и непослушные дети-бесы. Он говорил о волшебной силе амулета — узкой полоске чистого храброго князя Всеволода-Гавриила Новгородского. - Флягин понимает опыт одомашненных лошадей. Он обладает тонким чувством красоты природы.
Но в то же время духу Зачарованного Странника свойственна и некоторая черствость, узость (с точки зрения образованного, цивилизованного человека). Иван Северьяныч холодом по мозгам стучит, «татарская» смерть на дуэли и не может понять, зачем эта история, чем терроризировать своих зрителей. Иван безжалостно вырвал ее из рук горничной графини, которая задушила его любимого голубя. Некрещеных детей, рожденных от татарских жен в Рын-Песках, он не считает своими, и оставляет их без тени сомнения и сожаления.
Природная доброта уживается в духе Флягина с бессмысленной, бесцельной жестокостью. Так, они служат нянькой для маленького ребенка, и, нарушив волю отца, своего господина, хозяин отдает ребенка Ивану, чтобы тот слезно умолял мать и ее дружка, хотя она и знает, что этот поступок лишит верного еды и заставит его бродить, чтобы потом найти пищу и кров. А в отрочестве из потворства своим желаниям он забивает плетью до смерти сотню монахов.
Флягина беспечна в своей власти просто так, бескорыстно, она вступает в соревнование с «татарином» Савакиреем, обещает дать приз знакомому офицеру-лошадь. Он сам испытывал чувства, которые захватывали ее верхом на пьяном загуле. Пораженный красотой и пением цыганки груши, он не задумываясь отдает ей огромную сумму вверенных ему государственных денег.
Флягин по натуре и непоколебимо тверд (они признают принцип: «чести своей не отдам никому»), и своеволен, податлив, открыт влиянию других, да и то предполагает его. Иван легко усваивает представления «татарина» о законности роковой дуэли с кнутами. До сих пор, не чувствуя завораживающей красоты женщины, он, словно под влиянием взаимодействия с мастером - магнетизером, вкушал «магию» китайского «Хранителя» - путем первой встречи с грушей.
Странствия Флягина, странствия и странные «поиски» — это «мирские» краски. Даже в монастыре он выполняет ту же службу, что и в мире кучера. Ее роль важна: Флягин для смены профессии и службы остается самим собой. Он начинает свой трудный путь в качестве форейтора, всадника на лошади в упряжке и старости в обмен на обязанности кучера [4, 26].
Служба Лесковского героя «с лошадьми» не случайна, это побочный невидимый символ. Перемена судьбы у Флягина подобна быстрому бегу лошади, а сам «двухконный» герой, которому приходится терпеть и переносить многие трудности в своей жизни, напоминает сильного «Битюцкого» коня. И вспыльчивость, и независимость Флягина сравниваются с гордым конским гневом, описанным «Зачарованным странником» в первой главе Лесковского произведения. Укрощение лошадей Флягиным связано с рассказами античных авторов (Плутарха и др.) об Александре Македонском, который покорил и одомашнил коня Буцефала. Есть и русские параллели этому эпизоду – например, в Отважной сказке о Бове Королевиче, герой которой легко подчиняет себе могучего и своевольного коня.
И таким образом герой Былины, вышедший мерить силу поля в Флягине, соотносится с открытым, свободным пространством: с дорогой (скитания Ивана Северьяныча), с полем (десятилетняя жизнь в «татарских» Рын-песках), с озером и широтой океана (встреча рассказчика с Флягиным на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру, паломничество паломника на Соловки). Герой блуждает, перемещается в широкое, открытое место, которое является не географическим понятием, а ценовой категорией. Место имеет зримый образ самой жизни, посылающей бедствия и испытываемой навстречу герою-пассажиру.
Важно имя Ивана Флягина. Он похож на сказку об Иване-дураке и Иване-Царевиче, проходящих через различные испытания. От своей» глупости», от моральной черствости Иван прекрасно в этих испытаниях освобождается. Но нравственные идеалы и принципы Лескова-Зачарованного странника не соответствуют этическим принципам их достойного диалога и самого автора. Черная, эгоистическая, «животная» сила, присущая Ивану в юности, постепенно получает светлую идею, наполненную нравственным самосознанием. В конце своей жизни Иван Северьян готов умереть «за народ» за другого. Но магическое блуждание вокруг все равно не оставляет многих действий, которые способны осудить квалифицированные «приличные» зрители, не найдя в них ничего предосудительного.
Жизнь Флягина странная, «мозаичная», она как бы распадается на несколько самостоятельных «биографий»: Герой несколько раз меняет свои владения, в конце концов он дважды теряет собственное имя (чтобы быть солдатом вместо крестьянина-рекрута, затем принять монашескую жизнь). (Здесь Лесков явно допускает противоречие, как новичок, Флягин не может получить новое имя.) Иван Северьяныч может представить себе единство и цельность их жизни, просто пересказав все это с самого рождения. Внутреннюю связь с происшедшим Флягин придает цели предопределения. В этой судьбе героев, в судьбе подчинения и «внимания» с некоторой силой господствуют те, кто «не по своей воле», которыми движет Флягин, называется смыслом рассказа [5, 167].
В судьбе, в факторах Лесковского героя причудливо переплетаются чудесное и юмор. Комедия, смешная, иногда обретает форму, оболочка серьезна. Внимание с Грушенькой, что пленило Ивана искренним, высоким, бесконечно глубоким чувством, но движет им почти комично: за любовь цыганку поощряют полупьяным флагином с низшим мастером магнетизером с гипнотическими речами и каким-то чудодейственным сахаром.

Список использованной литературы

1. Афанасьев Э. Л. Лесков и русская литература XVIII века // Лесков и русская литература. М.: Наука, 1988. - С. 136-149.
2. Лесков Н. С. Вдохновенные бродяги. Удалецкиескаски // Северный вестник. 1894. - № 10.-С. 19-47.
3. Салтыков-Щедрин М. Е. Развесёлое житьё // Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений: В 20т.-Т. 3. -М.: Худож. лит, 1965.-С. 156.
4.Лесков, Н.С. Очарованный странник / Н. С. Лесков. - М.: Олма,2011.- 304 с.
5.Лесков, Н.С. Очарованный странник /H. С. Лесков. - М.:Гослитиздат, 1986.- 240 с.
Категория: Школа и классика | Добавил: mb1779900 (2021-06-15) | Автор: Бахманова Мадина E
Просмотров: 444 | Теги: статья для чтения | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-11-17, 11:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Стихи [54]
О школе и учителях, стихи для детей
Школа и классика [27]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru