Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Игротека » Казахские национальные игры

Национальные казахские игры
ЖАЯУ КӨКПАР - ПЕШИЙ КОКПАР

Все вы, конечно, знаете старинную игру джигитов — көкпар, без которой не обходился ни один казахский праздник. В этой игре побеждали самые сильные, ловкие и быстрые наездники. Наш кокпар — пеший, но главными остаются те же качества: сила, ловкость и быстрота. Испытайте себя! Это можно сделать на уроке физкультуры или же после уроков — во дворе. Сначала выберите «судью», им может стать учитель физкультуры. Он будет следить за соблюдением правил, не допускать нарушений и грубости по отношению к соперникам. Судья выстраивает участников в одну шеренгу, а в 30 или 60 шагах (как условитесь) располагает приз, допустим пакет с конфетами.
Судья, кроме того, должен определить финиш. Итак, старт! Задача каждого игрока из шеренги, опередив остальных, добежать до приза, суметь захватить его и достичь с ним финиша. Приз, конечно же, достается победителю. Есть и еще один, не менее интересный вариант этой игры. Если вас много, то вы можете разделиться на команды, примерно по 3—4 человека в каждой. Задача та же: сначала постараться захватить приз, а затем, передавая его друг другу в команде (вдруг кого-то задержит соперник!), добежать до финиша.

ЖАЯУ ТАРТЫС - КТО СИЛЬНЕЕ

Если ты собираешься померяться с кем-нибудь силой — предлагаем отличный способ это сделать. Посмотри на картинку. Видишь — два игрока встали друг к другу спиной, повесили на плечи, а затем пропустили под мышками веревку. Концы этой веревки должны быть связаны, а узел находиться между игроками. Раз... два... три! После счета «три» они одновременно начнут тянуть друг друга, каждый в свою сторону. Тот, кто сильнее, наверняка перетянет товарища за отметку, которую загодя нужно сделать на земле. Если же тебя друзья постоянно перетягивают — не отчаивайся. Стоит серьезно заняться физкультурой — и ты станешь намного сильнее, чем был.

КЕТТІ, KETTI, OPAMАЛ - БЫСТРЫЙ ПЛАТОК

В этой игре обнаружить платок очень и очень трудно: ведь он становится как бы невидимкой... Хотите узнать секрет? Тогда сядьте кругом и тесно прижмитесь плечами друг к другу, а ноги вытяните и слегка согните в коленях. За кругом остается только водящий. Все готовы? Игра началась! Платок вы быстро передаете друг другу под коленями со словами: «Вон бежит платок, вон бежит платок!» Задача же водящего — понять, у кого находится платок-невидимка, и назвать имя игрока. Но это совсем не просто! Ведь все сидящие в круге повторяют одно и то же движение — как будто передают платок. Но вот водящий замечает, что замешкался один из игроков, допустим, Марат, и краешек платка мелькнул в его руке... «Марат!»— должен крикнуть водящий. «Пойманный» меняется ролями с водящим. Если же произошла ошибка и платок оказывается у другого игрока, то водящий должен искупить свою вину перед незаслуженно «пострадавшим» Маратом — спеть при всех песню или прочитать стихотворение.

ТЫМАК, ҰРУ - СБЕЙ ШАПКУ

Уже по названию ты, наверное, понял, в чем состоит суть этой игры. Но не спеши «жертвовать» свою шапку — она тебе еще пригодится. А для игры «Тымак ұpy» лучше всего подойдет «шапка», сделанная из газеты. Еще потребуется колышек высотой около 1 метра, ремень и платок. Колышек надо вбить в землю на расстоянии примерно 20 шагов от старта, а шапку — надеть на колышек. Итак! Игроку завязывают глаза, вручают ремень и отпускают со старта. Он должен, надеясь лишь на свою зрительную память, добраться до колышка и — сбить ремнем шапку! Разрешается сделать три удара. Состязание крайне трудное, поэтому будет справедливо, если победителю его вручат какой- либо приз.

ТАПҚЫШ - НАХОДЧИВЫЙ

Чтобы провести эту игру, вам потребуется мяч и секундомер (или часы). И еще — ваша сообразительность. Нет, вы не угадали, эта игра — не футбол. Но, как и в футболе, вам надо разделиться на две равные команды. В этой игре необходим еще и водящий — выберите его с помощью считалки. Выбрали? А теперь садитесь в две линии друг напротив друга. Расстояние между командами — примерно 2 метра. Приготовились... Начали!
Водящий бросает крайнему игроку одной из команд в руки мяч и произносит начало любого слова, например: «Ар...» «...буз!»— быстро, не мешкая должен закончить игрок и — бросить мяч сидящему напротив: «Ко...» «...рабль!» — сразу отвечает тот и бросает мяч своему сопернику... Игра продолжается! Водящий отмечает любую заминку с ответом и начисляет за нее одно штрафное очко. В обязанности водящего входит и контроль за соблюдением правил — за точной передачей мяча, за тем, чтобы не было подсказок, а также — за временем. Игра должна идти 3 или 5 минут — как вы условитесь. Для усложнения игры вы можете ограничиться, к примеру, названиями городов, растений, животных... Время! Победительницей объявляется команда, набравшая меньшее количество штрафных очков. Ну и, конечно, в некоторых случаях игра может окончиться очень быстро — когда чьи-либо раздумья над ответом слишком затянулись.

БЕЛБЕУ ТАСТАУ - РЕМЕШОК

Игру эту можно проводить где угодно — во дворе, в пионерском лагере, в туристском походе — важно, чтобы была открытая и ровная полянка. В игре вам понадобится ремешок. А успех... Успех будет зависеть от вашей быстроты и ловкости. Начнем же! Сядьте широким кругом, тесно прижавшись плечами друг к другу. Водящий (его определите с помощью жребия или считалки) быстрым шагом, низко опустив руку с ремешком, проходит по кругу сзади вас и старается незаметно оставить ремешок у кого-либо за спиной. Если ему это удается, то он, быстро обойдя круг, поднимает ремешок и со словами: ≪Здесь тесно, найди свое место!≫— слегка ударяет по спине невнимательного игрока. Кому же хочется получать удары?! Игрок вскакивает и по кругу убегает от водящего, стараясь первым снова сесть на свое прежнее место. Водящий гонится за ним, и если успевает настичь и ударить ремешком, прежде чем игрок добежит до своего места, то они меняются ролями. Вы спросите: а если кто-то заметил, как хитрый водящий оставил ремешок у него за спиной? Вот и отлично! Он должен подхватить ремешок и догонять водящего. А не догонит — ему водить!


ШҮЛДІК - ЧИЖИК

Это игра, которую любят дети во многих странах мира. Казахское ее название —≪Шулдж≫, русское —≪Чижик≫. «Шүл- дж-чижик»— это небольшая, но толстая палочка, заостренная на обоих концах. Зачем заострять концы? Скоро поймете. Сначала для игры нужно выбрать открытую, ровную площадку. А в центре ее выкопать небольшую лунку — с таким расчетом, чтобы концы ≪чижика≫ лежали как раз на краях лунки. Кроме того, понадобится ≪бита≫— палка длиной около метра. А теперь — условия. Первый игрок подходит к лунке, на которой лежит ≪шулдж≫, и бьет битой по одному из его заостренных концов. ≪Шулдж≫ взлетает, игрок же должен вновь ударить по нему, отбросив как можно дальше. После чего оставляет биту возле лунки и отходит. Второй игрок подбирает «шүлдік» и, не сходя с места, куда тот упал, старается попасть им в лунку или по бите соперника. Если получится — первый игрок выбывает из игры, как, впрочем, и в том случае, если он промахнется при своем ударе. Если же промахнется второй игрок, не попав в лунку или по бите,— то первый получает право на три дополнительных удара. Расстояние от лунки до места падения ≪чижика≫ измеряется с помощью биты, и таким образом набираются очки обоими игроками. Но если при последующих ударах будет хоть один промах — все очки ≪сгорают≫! Борьба идет до тех пор, пока один из участников не наберет определенное количество очков — к примеру 200.
АУДАРЫСПАҚ • КТО СБРОСИТ

В прошлом в казахских степях существовала игра-состязание под названием ≪Найзагерлер айқасы»—«Схватка на копьях». Она вырабатывала в воинах силу, навыки владения копьем. Хотя, как и средневековые турниры рыцарей, была небезопасна. Позже правила ее несколько изменились, в игру были включены новые элементы. Теперь верховые джигиты боролись с целью сбросить соперника с лошади. Этой игре батыров и аналогична детская «Аударыспақ». В ней те же правила, только состязаются здесь не на лошадях. Более легкие весом игроки взбираются на спину своих напарников, и — начинается бой двух «верховых»!
Категория: Казахские национальные игры | Добавил: Юпитер (2013-04-16) | Автор: Ольга
Просмотров: 5763 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 11:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Казахские национальные игры [41]
Игры с карандашом в руках [13]
Подвижные игры [28]
Загадки, задачи-шутки, пословицы [11]
Игры для учительской вечеринки [15]
Игры на школьном вечере [22]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru