Главная » Статьи » Игротека » Казахские национальные игры |
Методические основы коррекции недостатков общего физического развития и моторики через организацию и проведения национальных игр на уроках физической культуры во втором классе специальной( коррекционной) школе. С перехода из дошкольного детства к школьному игра не исчезает « из жизни человека, имея свое продолжение в школьном обучении», Л.С Выгодский (1934). Младший школьный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования индивидуума человека. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в этом возрастом периоде закладываются и укрепляются фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для участия человека в различных формах двигательной активности, что в свою очередь создает условия для активного, направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка. Онтогенез каждого человека, как известно в определенной мере повторяет биологическую историческую логику процесса формирования родовых качеств человечества (мыслительных, личностных). Именно этими соображениями можно объяснить приоритетную роль занятий физической культурой в первые десять лет жизни ребенка. Двигательная активность в этот период жизни выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного) постепенно подготавливая его для включения во все усложняющиеся системы социальных отношений (Н.А.Фомин, Ю.Н.Вавилов) . Как отмечают ряд авторов В.Г.Фролов, Г.П.Юрко, С.Л.Новоселова, К.И.Адамбеков, М.Т.Танекеев казахские национальные игры и физические упражнения, развивают ребенка как личность, формирует воспитание, мышление, интуицию, эмоции, память, речь, эстетическое воспитание, нравственные чувства, улучшается самочувствие прогрессивное преобразования в психике ребенка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющихся фундаментом для развития всех других сторон детской личности. О том, насколько значимы эмоции, переживания игровых событий, возвышенные мотивы игры, говорят исследования психологов (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, Т.П.Хризман и др.) Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости младший школьника к воспитательным воздействиям и совместной со сверстниками деятельности. На протяжении многих веков народная педагогика выработала свои оригинальные формы организации и специфические методы физического воспитания подрастающего поколения. Исследования многих ученых подтверждают, что рациональное использование самобытных физических упражнений наций и народностей нашей страны дает наибольший эффект в физическом воспитании различных возрастных контингентов населения .Учеными акцентируется внимание специалистов на положительной роли национальных средств физического воспитания в оптимизации процесса физического и нравственного оздоровления учащейся молодежи формирования ее двигательной культуры, развития двигательных качеств[38 ]. Национальная игра рассматривается как особый вид исторически сложившейся деятельности народа, часть традиционной культуры, в которой заложен глубокий воспитательный потенциал. Это одно из средств сохранения и передачи традиционной культуры народа, его социального опыта, общечеловеческих ценностей. Народная игра имеет свои особенности: традиционность, коллективность, вариативность, общечеловеческая основа, природосообразность, культуросообразность, человекосообразность, нравственная основа и так далее. Она полифункциональная по своей сути и связана с важнейшими сторонами культуры и воспитания. Выделены основные группы функций народной игры: воспитательно-развивающие, ценностно-ориентационные, социально-дифференцирующие, познавательные, практико-ориентированные, организационные, терапевтические, зрелищно-эстетические, которые во взаимосвязи друг с другом оказывают целостное влияние на развитие личности ребенка. Однако педагоги не готовы в полной мере использовать воспитательный потенциал народных игр в практике своей деятельности. Игра, наряду с учебной деятельностью, является ведущим видом деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Дети младшего школьного возраста обладают определенными физиологическими и психолого-педагогическими особенностями и умениями. Характерной особенностью ребенка младшего школьного возраста является сензитивность к происходящим с ним событиям, развитию психических и личностных качеств, формированию ценностных ориентаций, в сознании ребенка выделяется система нравственных норм. Поэтому особое значение приобретает процесс формирования ценностных ориентаций личности ребенка младшего школьного возраста посредством народной игры и ее воспитательных возможностей. Национальная игра, как особый вид исторически сложившейся деятельности народа, является одним из действенных средств формирования ценностных ориентаций личности ребенка младшего школьного возраста. В науке сложились различные подходы к выделению видов игр, в том числе народных. Их классифицируют на основе генетического и деятельностного (промыслового) подходов, по функциям, по сюжетам, по наличию правил и месту проведения, в зависимости от инициатора игр, возраста игроков и другим основаниям. Методика проведения национальной игры на уроках физической культуры в специальной(коррекционной) школе включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, на коррекцию общего физического развития , на развитие моторики. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на национальных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Обязательное требование в специальных (коррекционных) школах с коррекционно- развивающей направленностью диктует необходимость внедрения игр , которые способствует адаптации младших школьников , сохраняют и укрепляют здоровье, регулируют нормирование интеллектуальной, эмоциональной, и физической нагрузки младших школьников, а также предупреждает и устраняет недостатки их физического развития. Являясь неотъемлемой частью коррекционно-оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей с интеллектуальными нарушениями , минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать. Важнейшим условием эффективности использования национальных средств физического воспитания (национальных подвижных игр и физических упражнений) в учебном процессе является их соответствие задачам физкультурно-спортивных занятий, их биодимических характеристик –двигательному действию, которое изучается или совершенствуется на данном занятии. К подбору национальных средств Физического воспитания необходимо подходить на основе учета этапа обучения и решаемых на занятии педагогических задач. Выполнение такого требования позволит добиться более полной и качественной реализации учебной программы. Многие народные подвижные игры включают в себя элементы современных спортивных игр. Имея аналогичные структуры двигательных действий, они могут успешно использоваться при изучении учебного материала по спортивным играм, так как они будут способствовать более быстрому овладению навыками и умениями. Конкретные направления работы по развитию общего физического состояния и моторики в используемых программах, отражают , важнейшие разделы «игры». В программу включены подвижные игры , направленные на развитие двигательных навыков и физических качеств детей, а также на развитие моторики, внимания, памяти , выдержки , последовательности движений , пространственных и временных ориентиров. В программе для учащихся второго класса специальных школ выдвигаются основные положения по проведению игр на уроках физического воспитания. Учащиеся должны иметь определенные теоретические сведения по овладению игровыми умениями ( ловля мяча, передача, броски, удары по мячу). Игры на уроках физической культуры имеют такую направленность как; Коррекционные игры, игры с элементами развивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками, игры с метанием, игры с метанием и ловлей. Учащиеся должны знать: правила игр. Учащиеся второго класса должны уметь: выполнять правила общественного порядка и правила игры. Также проведение подвижных игр на уроках физической культуры имеют межпредметные связи с уроками математики и русского языка. Важное значение приобретают игры, направленные на коррекцию пространственной ориентировки , координацию, и равновесие. Важное значение для развития моторики рук имеют игры с мелкими предметами, которые содействуют повышению тактильной и мышечно-суставной чувствительности , совершенствуют движение рук и пальцев. Игры на уроках физического воспитания используются в целях развития двигательных способностей учащихся. Также большое значение игр на уроках физического воспитания с учащимися с нарушениями в развитии имеют игры для развития ловкости, предлагаются новые задачи на координацию движений, проводятся игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий. Не маловажное значения имеют игры для развития быстроты эти игры проводятся с активной двигательной составляющей, с бегом на короткие и длинные дистанции , с необходимостью быстрой двигательной реакции на речевые сигналы , хлопки в ладоши. Существенным достоинством национальных подвижных игр и физических упражнений является возможность их преимущественного проведения на свежем воздухе, для их проведения не нужны сложный инвентарь и специально оборудованные площадки. Неоценима роль национальных средств физического воспитания и в работе по внедрению физической культуры и спорта в повседневный быт различных возрастных контингентов населения национально-территориальных, региональных образований. Национальные средства физического воспитания, отобранные и систематизированные в соответствии с педагогическими требованиями, могут успешно использоваться при проведении уроков физической культуры с различным возрастным контингентом учащихся. Рассматривая народные средства физического воспитания с позиции их использования в процессе физического воспитания, необходимо учитывать, что не все народные средства физического воспитания могут использоваться в педагогическом процессе в том виде, в каком они дошли до нас. Для использования их с наибольшей эффективностью в целях решения образовательно-воспитательных и оздоровительных задач, необходима их унификация. При этом нужно помнить, что унификация народных средств за счет исключения из них неприемлемых элементов и обогащения их за счет новых, не должна идти по пути искажения основной сути и содержания игры или физического упражнения. В противном случае процесс их «окультуривания» новым содержанием может выхолостить этнопедагогический образовательно-воспитательный потенциал, заложенный в них многовековой народной мудростью. Одно из главных преимуществ национальной игры- захватывающие обаяние игровых персонажей. Причем так называемые отрицательные персонажи не вызывают страха у детей с умственной отсталостью , но их нравственные недостатки и неблаговидные поступки легко осознаются детьми. В целом , этика национальной игры усваивается младшими школьниками естественно, что и позволяет им незаметно для себя , исподволь , приобретать новые знания и умения. Очень важно, что бы учитель на уроках физического воспитания чувствовал оптимальный уровень, да которого на данном этапе коррекционно-развивающего процесса можно усложнять правила игры, и соблюдал определенную меру введения новых правил и требований. Тогда в играх с правилами , и в игровых соревнованиях вместе с импульсивными и недисциплинированными школьниками с пользой для себя примут участие дети с протестным поведением, а также с различными психическими нарушениями. Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых – физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я. А.Коменский в письме городской управе Амстердама (1657) называет семь основных условий подвижной игры: -движение; -физическая раскованность и свобода; -общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»; -состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом» -наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил игра противоречит сама себе» ; - легкость, которую приобретает каждый ее участник; -ограниченность во времени – « у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает» . В целях наиболее эффективного выявления и использования игры принято различать подвижные, спортивные, специально-оздоровительные (коррекционно оздоровительные) игры . По определению П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни». По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил». До настоящего времени сохраняет свою значимость чрезвычайно интересное исследование Е.А. Покровским роли народной игры в жизни детей. Ни один народ не ценил разнообразие игры их значение для частного и общественного воспитания так высоко, как древние греки. Национальные игры ставились на один ряд с умственным и изящным образованием. Платон даже утверждал, что от характера и постоянства игр детей зависит в будущем установление законов в обществе и их прочность. Национальные игры своеобразно отражали систему отношений античного общества. Многие из них носили политический характер : игры «в царя», игры « в судью», что было свойственно детям свободных граждан. Различие в жизненных укладах , традициях и культуре народов неизбежно привносят определенный и достаточно выраженный оттенок в игры их детей. Игра укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр по определенной системе и в сочетании с другими видами физических упражнений обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера. Неизгладимое впечатление дает детям знакомство с особенностями жизни казахского народа. Казахские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход систем организма к более высокой ступени развития. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образы. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в подвижных играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей, их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей сложной умственной деятельности. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи. Народные игры сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляет древнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые по определению фольклориста Г.А.Виноградова являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков. В.Л.Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств». Подвижные игры построены на свободных, разнообразных движениях , связанных со влечением в работу большой группы мышц, и просты по своему содержанию и правилам, национальные игры имеют большой подвижный компонент . К спортивным играм относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта они требуют подготовки и спортивных навыков. Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата профилактикой нарушения зрения и слуха, снимают утомление , раздражение и создают детям с нарушениями в развитии психологический комфорт. Существуют методические требования к организации игр на уроках физической культуры. 1. Игры с включением элементов техники целесообразно применять в том случае, если эти элементы предварительно разучены. Вначале в игре даются задания: кто правильнее и точнее выполнит упражнение, кто меньше совершит ошибок. Это важно для осознанного восприятия движений. И только после этого игры связывают с задачами: кто быстрее, кто дальше, кто больше и т.д. 2. Контрольные расстояния в играх типа эстафет (бег , полоса препятствий) должны соответствовать нормам или немного их превышать. 3. Помимо количественной, должна быть качественная оценка выполнения двигательных действий. Важно добиваться, чтобы элементы техники по возможности точно воспроизводились занимающимися в процессе эстафетных игр и в играх с ациклической структурой (преодоление веса, прыжки). 4. При подведении итогов игр (система оценки по очкам) главным фактором следует считать приближение к нормативам. Для решения задач спортивной подготовки в режиме занятий важно ориентироваться не на отдельные игры, а на использование комплекса подвижных игр. Игры с активным двигательным компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками ; удовлетворит их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научит владеет своим телом , развивать не только физические , но и умственные способности учащихся. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Национальная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений. Одно и главных условий хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе , состоит в использовании рационально подобранных , а при необходимости специально конструированных и индивидуально дозированных национальных игр одоровительно-коррекционной направленности. При правильной педагогической инструментовки они способны: -действенно поддерживать у младших школьников должный запас «адаптационной энергии» -стимулировать процессы роста и развития , что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем детского организма -повышать тонус коры головного мозга и вызывать положительные эмоции -влиять на своевременное формирование двигательного анализатора и стимулировать развитие основных физических качеств младших школьников с нарушениями в развитии -нормализовать нарушенную деятельность отдельных органов и функциональных систем . Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Анализ научно-методической литературы, освещающей вопросы педагогической технологии применения национальных подвижных, спортивных игр и физических упражнений в практике физического воспитания в различных регионах cтраны, привел нас к выводу, что существуют различные классификации и группировки этих средств по их отличительным признакам и степени содействия повышению эффективности той или иной физкультурно-спортивной деятельности. При классификации игр важно учитывать направленность игр на развитие физических качеств. В играх развиваются координация движения, ловкость, быстрота, сила, выносливость и другие физические качества. В некоторых играх очень часто возникают неожиданные ситуации, требующие от участников проявления быстроты реакции. Преимущественное развитие того или иного двигательного качества характеризуется содержанием игры или физического упражнения. Например, в играх «Захват башни», «Прятки с борьбой», где преобладают элементы единоборства, развиваются сила, ловкость и координация движений. Изучение народно-национальных средств физического воспитания обусловлено необходимостью установления их эффективности, роли и места в системе реализации образовательно-воспитательных задач. Унифицированные национальные игры и физические упражнения в силу их высокой эмоциональности, быстрого усвоения правил, простоты инвентаря, большой популярности среди детей, младших школьников являются ценнейшим материалом для поликультурного обогащения системы физического воспитания учащейся молодежи, укрепления их здоровья, развития двигательных качеств, формирования навыков и умений, двигательной культуры. | |
Просмотров: 1707 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|