Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Игротека » Загадки, задачи-шутки, пословицы

Использование загадок на уроках в начальных классах.
Западно-Казахстанская обл.,
Теректинский район
Магистральная СОШ
Учитель начальных классов
Бапиева Елена Мэлсовна
«Использование загадок на уроках в начальных классах».
Загадка – любимая детьми форма устного народного творчества, и поэтому она наиболее часто используется в начальной школе.
При подборе загадок следует учитывать соответствие их теме и цели урока, четкость и образность описания отгадки; обращать внимание на текстовой смысл. Работа с загадками на уроке предусматривает не только отгадывание, но и использование их для решения той или иной дидактической задачи. Так как в содержании большинства загадок скрыты черты отгадываемого объекта, они побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности, к рассуждениям, в процессе которых выявляются свойства и признаки изучаемого понятия.
Использование загадок может проводиться с разными целями. Предлагаю некоторые из них.
Средство ,способствующее овладению основными мыслительными операциями.
Учим детей устанавливать причинно – следственные связи:
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке
- Объясните, почему снежинки в руке тают?
Прием сравнения, включаемый в работу с загадками, позволяет вычленить характерные признаки изучаемых предметов и явлений в процессе их сопоставления.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки
- Назовите сходные и отличительные признаки ели и лиственницы.
Прием классификации.
По основным признакам предметы – отгадки объединяются в группы: живая и неживая природа, дикие и домашние животные, культурные и дикорастущие растения.
Словно царскую корону, носит он свои рога
Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежные луга.
- О каком животном идет речь? К какой группе можно отнести это животное?
Выявление существенных признаков предмета – отгадки.
Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает?
- О каком месяце года эта загадка? Выделите наиболее существенные признаки, характерные для первого весеннего месяца.
Загадки, как основа создания проблемной ситуации в начале урока.
- В какую природную зону мы отправимся сегодня в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Какая ширь здесь и приволье!
Южнее – полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это ….(степь)
С целью активизации внимания учащихся, с помощью загадок мы создаем проблемную ситуацию.
- Какое еще интересное животное обитает в пустыне, вы определите, прослушав загадку:
Шея длинная, горбатый, ноги плоские – лопатой.
По пустыне он идет, на себе запас несет.
Много дней не ест, не пьет, а идет и вьюк несет.
- По каким признакам вы догадались, что это верблюд?
Использование загадок в качестве источника знаний.
- Послушайте загадку об одной из птиц. На основе полученных сведений опишите ее образ жизни.
Использование загадок для развития творческих способностей.
Учащимся так же нравится задание самим придумывать загадки. Может быть и нерифмованные, но образно передающие основные свойства и признаки предмета – отгадки. Придуманная загадка может звучать следующим образом:
Круглое, сладкое, бывает зеленое, желтое, красное.
Приспособление организмов к среде обитания.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту, в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.
- Почему у сосен, растущих среди других деревьев в лесу, нижние ветви отмирают?
Защитные приспособления организма.
Недотрога, весь в иголках, я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери, но ко мне не ходят звери.
- Почему другие звери не трогают ежа?
Пищевые взаимосвязи.
Он в своей лесной палате носит пестренький халатик
Он деревья лечит,
Постучит и легче.
- Каким образом лесной «доктор» лечит деревья?
Значение природы в жизни человека.
Весной веселит, летом холодит,
Осень питает, зимой согревает.
- О каком значении деревьев для человека говорится в этой загадке?
Отношение человека к природе.
В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
- Что за стол накрыт «среди ветвей»? Для каких гостей?
Категория: Загадки, задачи-шутки, пословицы | Добавил: rasik (2013-03-19)
Просмотров: 2565 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-02-25, 5:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Казахские национальные игры [41]
Игры с карандашом в руках [13]
Подвижные игры [28]
Загадки, задачи-шутки, пословицы [11]
Игры для учительской вечеринки [15]
Игры на школьном вечере [22]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru