Главная » Статьи » Игротека » Загадки, задачи-шутки, пословицы |
Западно-Казахстанская обл., Теректинский район Магистральная СОШ Учитель начальных классов Бапиева Елена Мэлсовна «Использование загадок на уроках в начальных классах». Загадка – любимая детьми форма устного народного творчества, и поэтому она наиболее часто используется в начальной школе. При подборе загадок следует учитывать соответствие их теме и цели урока, четкость и образность описания отгадки; обращать внимание на текстовой смысл. Работа с загадками на уроке предусматривает не только отгадывание, но и использование их для решения той или иной дидактической задачи. Так как в содержании большинства загадок скрыты черты отгадываемого объекта, они побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности, к рассуждениям, в процессе которых выявляются свойства и признаки изучаемого понятия. Использование загадок может проводиться с разными целями. Предлагаю некоторые из них. Средство ,способствующее овладению основными мыслительными операциями. Учим детей устанавливать причинно – следственные связи: Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке - Объясните, почему снежинки в руке тают? Прием сравнения, включаемый в работу с загадками, позволяет вычленить характерные признаки изучаемых предметов и явлений в процессе их сопоставления. Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но в отличие от елки Опадают те иголки - Назовите сходные и отличительные признаки ели и лиственницы. Прием классификации. По основным признакам предметы – отгадки объединяются в группы: живая и неживая природа, дикие и домашние животные, культурные и дикорастущие растения. Словно царскую корону, носит он свои рога Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежные луга. - О каком животном идет речь? К какой группе можно отнести это животное? Выявление существенных признаков предмета – отгадки. Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает Что за месяц? Кто узнает? - О каком месяце года эта загадка? Выделите наиболее существенные признаки, характерные для первого весеннего месяца. Загадки, как основа создания проблемной ситуации в начале урока. - В какую природную зону мы отправимся сегодня в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку: Какая ширь здесь и приволье! Южнее – полосы лесов Лежит ковер из трав, цветов. Здесь простор ветрам и птицам, Грызунам, волкам, лисицам. Здесь суховеи любят петь. А зовется это ….(степь) С целью активизации внимания учащихся, с помощью загадок мы создаем проблемную ситуацию. - Какое еще интересное животное обитает в пустыне, вы определите, прослушав загадку: Шея длинная, горбатый, ноги плоские – лопатой. По пустыне он идет, на себе запас несет. Много дней не ест, не пьет, а идет и вьюк несет. - По каким признакам вы догадались, что это верблюд? Использование загадок в качестве источника знаний. - Послушайте загадку об одной из птиц. На основе полученных сведений опишите ее образ жизни. Использование загадок для развития творческих способностей. Учащимся так же нравится задание самим придумывать загадки. Может быть и нерифмованные, но образно передающие основные свойства и признаки предмета – отгадки. Придуманная загадка может звучать следующим образом: Круглое, сладкое, бывает зеленое, желтое, красное. Приспособление организмов к среде обитания. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту, в высоту. Если я не на опушке, Ветви - только на макушке. - Почему у сосен, растущих среди других деревьев в лесу, нижние ветви отмирают? Защитные приспособления организма. Недотрога, весь в иголках, я живу в норе под елкой. Хоть открыты настежь двери, но ко мне не ходят звери. - Почему другие звери не трогают ежа? Пищевые взаимосвязи. Он в своей лесной палате носит пестренький халатик Он деревья лечит, Постучит и легче. - Каким образом лесной «доктор» лечит деревья? Значение природы в жизни человека. Весной веселит, летом холодит, Осень питает, зимой согревает. - О каком значении деревьев для человека говорится в этой загадке? Отношение человека к природе. В зимний день среди ветвей Стол накрыт для гостей. - Что за стол накрыт «среди ветвей»? Для каких гостей? | |
Просмотров: 2636 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|