Главная » Статьи » Игротека » Игры на школьном вечере |
Автор: Манбусынова Гаухар, учитель первой категории, Учитель казахского языка и литературы. e-mail: gauchik74@mail.ru Учитель: Қайырлы кеш, құрметті бүгінгі сайысымызға қатысушылар, қонақтар, оқушылар, ұстаздар! Добрый вечер уважаемые гости, учителя, учащиеся участники состязании «Жигит сұлтаны». Двадцать лет назад на карте мира появилось название – Республика Казахстан. Новое имя украсило древнюю страну, раскинувшуюся на широких просторах Евразийских степей. Она велика От Алтая до Каспия, Она широка, Как народа душа. Она же – Европа, Она же и Азия, И волны Урала, И всплеск Иртыша. Поистине велика казахстанская земля. От седого Каспия – на западе до Алтайских хребтов – на востоке, от березовых перелесков – на севере до хребтов Заилийского Алатау – на юге. Здесь в мире и согласии живут уже целое столетие более 120 национальностей. Но сколько бедствий и страданий довелось испытать народу! В глубь веков уходят корни борьбы за независимость – мечту великой Степи. Пять тысяч лет назад, переданному «отцом истории» Геродотом, Основатель Великой Персии Кир, завоеватель Мидии, Вавилона и Египта, переправив через Сырдарью свои неисчислимые войска, перед битвой с массагетами, древними предками казахов, предложил их царице Томирис покориться и выйти за него замуж. В жестокой битве массагеты разбили персов. Гордые массагеты не пустили захватчиков на свои земли. Томирис, отыскав среди павших тело Кира, велела утопить его голову в кожаном мешке, наполненном кровью персидских воинов: «Нельзя взять в жены целый народ. Ты хотел крови – вот она!» Шло время. Мчались годы, проплывали столетия. Катилось колесо истории. Но во все времена такие понятия как отчизна, родной очаг, пращуры и потомки – даже маленькие дети хорошо понимали. Молодые джигиты знали, любили и защищали Родину, берегли ее традиции. С далеких времен идет молва об удали, красоте, физической силе и духовном богатстве жителей нашей бескрайней степи. Акыны и народные композиторы постоянно воспевали и воспевают эти качества народа. Национальные игры и состязания во все времена имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Воспитание детей и юношей на народных играх с самого раннего возраста испокон веков способствовало формированию правильного отношения к окружающей природе, к взаимоотношениям в обществе. В юношеском возрасте уже воспитывалось активное участие в повседневной общественной жизни в соответствии с морально-этическими требованиями казахов. Жизнь кочевника требовала всестороннего физического развития. Вот почему народные игры были, как правило, очень подвижными, играющие демонстрировали свою силу и недюжинную ловкость. Таким образом, национальные игры , как и виды спорта, в разные исторические периоды являлись конкретным и объективным отражением жизни народа. Молодое поколение проходило в них школу воспитания. Итак, мы начинаем игру «Жігіт сұлтаны» Для начало мы должны выбрать авторитетных судей 1). Главная судья. Судья высшей категории - 2). Судья первой категории 3). Судья первой категории 4). Судья первой категории 5). Судья первой категории Известная русская пословица «и швец, и жнец, и на дуде игрец», имеющая свой казахский аналог, «Жігітке жеті өнер аз, жетпіс өнер көп емес» как нельзя лучше отражает универсальность требований к участникам. Участники должны пройти семь туров состязании. Состязающиеся должны продемонстрировать не только физическую выносливость, а так же ловкость, сноровку, но и культуру речи, знание истории, традиций, быта. Разминка «Тегімді менің сұрасаң...» өзін таныстыру. (5 баллов) Участники в произвольной форме представляются зретилям и судьям. Команда КГУ «Красноярской СШ» Команда КГУ «Песчанской СШ» № 1 Цыганков Виктор № 1 Ахметпаев Алишер № 2 Танский Леонид № 2 Петров Владимир № 3 Леонтьев Денис № 3 Ширипов Мариам № 4 Сафронов Андрей № 4 Пилифосов Никита № 5 Нуржан Ракимов № 5 Феклистов Александр 1-й тур. Под условным названием «Байга» Каждая команда по очереди отгадывают, какая именно казахская национальная игра изображена на картине. Первое слово нашим гостям, приехавшим из села Песчанка. Каждый правильный ответ приносит команде балл. 2-й тур. Күміс алу. Один из самых своеобразных национальных видов конного спорта, встречающийся также и у других народов Средней Азии. Он требует от участников предельной ловкости, виртуозного владения своим телом и искусного управления конем. Смысл игр состоит в том, чтобы джигит на полном скаку поднял положенную на землю монету, а иногда целую россыпь монет, разложенных на одинаковом расстоянии. По коням, жигиты! Каждая монета - 1 балл. Шары сохранили - по 3 бала. В тиши, в уединении лугов, Я слышу отзвук жизни дальней. Звенит кобыз – наследие отцов, Волнует кровь своим звучаньем. Здесь мудрый страж Коркыт-ата Слагал волнующие гимны Про жизнь батыров, подвиги сынов И воспевал полет орлиный. И легкий трепет струн Курмангазы Доносит ветер вольных странствий, Аксак-Кулана долгий бег, Как миг звезды упавшей яркий. И мчится конь, его не остановишь, Развеял гриву яростным ветрам. О, степь моя, каких еще батыров Подаришь ты грядущим временам? 3-й тур. Силачи. С каждой команды по одному участнику будет достаточно. Соревнования в силовом туре проводятся с гирями весом по 16 кг по программе длинного цикла: толчок двух гирь двумя руками, плюс короткий спуск гирь. 4-й тур «Көркіне ақылы сай» «Ум под стать внешности» Командам придется напрячь извилины. Этот тур содержит 10 различных вопросов из области истории, традиции, архитектуры и литературы. Внимание – 1-ый вопрос. «Любовью наполнил творение зодчий, На куполе солнце сияет серьгой, И кажется, я прикасаюсь воочию К истории Родины робкой рукой». Эти поэтические строки казахстанская поэтесса М.Айтхожина посвятила одному из историко-архитектурных памятников. Какому? Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави (XV в.) 2 вопрос Весной 1723 г. в «Год великого бедствия», полчища джунгар вероломно вторглись на территорию Казахстана. Об этом периоде сложено немало народных песен и сказаний. В те годы китайские историки поторопились объявить всему миру, что казахов больше нет, что казахский народ не в силах отстаивать свои земли. Борьбу за независимость казахского народа возглавили знаменитые батыры. Один из них более сорока лет сражался за свободу казахского народа, принял участие в 103 сражениях. В «Год великого бедствия» он был начальником обороны священного города Туркестан. Назовите имя этого батыра-полководца. «Батыр Баян». (Бөгенбай) 3 вопрос В центре огромного евразийского континента раскинулась наша страна, имя которой – Республика Казахстан. Поэт Т.Айбергенов пишет: «Она велика: От Алтая до Каспия, Она широка, Как народа душа. Она же – Европа, Она же и Азия, И волны Урала, И всплеск Иртыша». Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить ее от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Вопрос: кто из ниже перечисленных народов не был жителем Древнего Казахстана? Гунны Скифы Персы+ 4 вопрос Об одной национальной традиции казахов великий Абай писал: «В бренном мире нет мне занятия милей». Это яркое виртуозное искусство, секреты которого передавались из поколения в поколение. Оно занимало важное место в жизни кочевников. Поэтому так высоко ценились в народе быстроногий скакун, гордый беркут и ловкая борзая-тазы – верные спутники в жизни джигита. Назовите любимое занятие Абая, одну из национальных традиций казахского народа. Охота с беркутом (искусство беркутши) 5 вопрос В XV веке он был влиятельным сановником хана Золотой Орды. Казахский жырау, поэт-философ. В память народа он вошел как неутомимый искатель счастливой земли. Услышав однажды, что есть на свете Жер-Уюк – счастливая страна, где много плодородной земли и многоводных рек, а люди живут не ведая нужды и горя, гнета и вражды, он воскликнул: «О, если бы мой народ поселить в этой стране!» Как звали этого искателя Жер-Уюка? Асан-Кайгы Ахан-Сере Жиренше 6 вопрос «Есть имена, как солнце! Имена – Как музыка! Как яблони в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена». Уже в XIX веке его узнала вся казахская степь. А теперь вопрос: кто из выдающихся казахстанских певцов (народных артистов) свою первую победу на Всесоюзном конкурсе вокалистов одержал, исполнив романс М.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»? Е.Серкебаев А.Днишев + А.Кашаубаев 7 вопрос Вы удивитесь, когда узнаете, что казахский народный музыкальный инструмент шан-кобыз есть у всех народов мира, что конырау прилетели в казахскую степь под дугой русской тройки, а сырнай пришел… из Австрии. Много интересных историй и легенд связано с музыкальными инструментами. Они до сих пор звучат степными голосами. Казахская песня жила и живет с неразлучной домброй. Легенды связывают ее создание с именем великого ученого, философа, известного на Востоке как «Второй учитель» (после Аристотеля), родившегося в Отраре в 870 году. Назовите его. Ахмед Яссави Аль-Фараби+ Бируни 8 вопрос В прошлые века наши предки жили в Государстве кыпчаков – «Дешт-и-Кыпчак», но границы его простирались от Иртыша на Востоке до Волги на Западе, от Южной Сибири до Семиречья (Талас). Ярким памятником кыпчакского языка XIII века является «Кодекс куманикус» (Книга куман, т.е. кыпчаков). Рукопись была обнаружена в библиотеке Петрарки и сейчас хранится в Венеции в церкви Св.Марка. А теперь отгадайте загадку из «Кодекса куманикус»: «Чего не имеешь ни ты, ни я, ни горные цепи, ни травы, ни пламя, ни камень и даже кыпчаки?» Эту вещь часто ищут в сказках. Живая вода Молодильные яблоки Птичье молоко+ 9 вопрос Созданные этим художником сотни картин, акварелей, рисунков составили своеобразную летопись Казахстана. Ему с первых шагов творчества помогали природная одаренность, талант, знание жизни и быта своего народа. Его учителем был художник Н.Хлудов, живший в Алма-Ате. Народный художник Казахстана создал «Портрет юного Абая», «Чокан Валиханов», «Абай на джайляу», «На высокогорном катке» и многие другие полотна. В 2004 году будет отмечаться его столетие. Назовите имя и фамилию выдающегося казахстанского художника. Абильхан Кастеев Нагим-Бек Нурмухамедов Аубакир Исмаилов 10-й вопрос. Большую часть территории Казахстана занимают степи. На первый взгляд степь кажется пустынной. Но на самом деле она полна жизни. Но особенно хороша она весной, когда покрыта свежей зеленью, а воздух наполнен благоуханьем. Жаворонки оживляют степь своим пением, стремительные ласточки чертят небо. В траве мелькают ящерицы, суетятся жуки, скачут кузнечики. В степных речках и озерах плещутся караси, окуни, карпы. Лисы и волки охотятся на уток и зайцев. Бесконечно разнообразна жизнь степи. Символом степи стал запах емшан-травы. Согласно легенде половцев, далеких предков казахов, именно запахом пучка этой сухой травы хан Сырчан искушал своего брата Отрока, убеждая его вернуться домой, в родные степи… Что же это за емшан-трава? Ответ: полынь. 5-й тур. Аударыспақ Борьба на лошадях - одна из самых напряженных и зрелищных национальных казахских игр. Побеждает тот из всадников, кто сможет побороть своего противника и стащить его с коня. В этом состязании джигитам требуется проявить не только исключительную физическую силу и волю к победе, но и ловкость, умение удержаться в седле в самых сложных ситуациях. 6-й тур. «Ақылына күші сай» «И умен и сила есть» Жаяу тартыс. Кто сильнее. Участники из двух команд встают друг к другу спиной, повесили на плечи, а затем пропустили под мышками веревку. Концы веревки должны быть связаны, а узел находиться между игроками. После сщёта «три», они одновременно начинают тянуть, каждый в свою сторону. Тот, кто сильнее, перетянет соперника за круг. 7-й, последний наш тур - музыкальный. 10 баллов С каждой команды по одному участнику, поочерёдно исполняют одну и ту же песню, которая звучит в наушниках, которые они одевают на себя. Таким образом, аудитория слишит только голоса исполнителей, без музыкального сопровождения. Судьи оценивают манеру исполнения, артистизм и вокал. Команды сражались честно. Смелые жигиты были, жигиты есть и будут среди нашего народа. Теперь слово судьям. Пока судьи подводили итоги, болельщики порадовали всех присутствующих своими танцами и песнями. По итогам судейского голосования победила команда КГУ «Красноярской СШ» и титул «Жігіт султаны» завоевал ученик 10-го класса КГУ «Красноярской СШ», Ракимов Нуржан. Вечер закончился исполнением песни «Астана». Использованные материалы: 1. Аскар Молдагаринов «Казахские детские игры» Алма-Ата, издетельство «Жалын» 1987 2. Иллюстрации Д.А. Мухамеджанов, Журнал "Word-Казахстан" 2005 г. 3. Сборник казахских национальных игр и развлечений М. Гуннер, Комсомольское Издательство ЦЛ ЛКСМ Казахстана, г. Алма-Ата, 1938 г. 4. Cерия книг: "Сен бiлесiн бе?". Издательство "Аруна" | |
Просмотров: 6659 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|