4:40 AM Чтобы быть счастливым |
Любовь Дорожкина, заместитель директора Республиканского института повышения квалификаци и руководящих и научно-педагогических вадров системы образования Казахстана. С обретением нашей республикой независимости мы стали говорить о гуманистическом воспитании. Это нашло свое отражение в концепции воспитания детей, принятой в нашей стране в 1995 году. Что же это такое – гуманистическое воспитание? Прежде всего, это способность педагога видеть в ребенке личность. Хотя, конечно, видеть в ребенке только субъект воспитания, на сегодняшний день не совсем профессионально. Ребенок одновременно и субъект, и отчасти объект воспитания. Но личностные взаимоотношения все же выходят на первый план. «Дети святы и чисты, - писал Антон Павлович Чехов. – Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны укутывать в атмосферу, приличную их чину… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…» Когда мы встречаемся со слушателями нашего института, воспитателями дошкольных учреждений, учителями начальной школы, классными руководителями, многие из них затрудняются определиться в своих взаимоотношениях с учащимися. Это случается потому, что взрослый человек всегда смотрит на ребенка с высоты своего жизненного опыта, возможно, даже с высоты своей должности: я – учитель, я – классный руководитель. С точки зрения своей социальной роли: «Я – мать, я – отец, я – бабушка, я – дедушка. Я тебя старше, опытнее, я знаю, как тебе надо себя вести, что тебе надо делать». И вот с этих позиций мы начинаем давить на ребенка, в наших отношениях с ним преобладает авторитарность, хотя мы порою руководствуемся самыми добрыми намерениями. На сегодняшний день это наша самая основная и больная проблема: мы не можем быть с ребенком на равных. Мы ушли от сути той педагогической любви, о которой говорил академик Лихачев. Основные принципы этой любви: видеть в ребенке личность, быть с ним терпимым, утешать и поддерживать его в трудную минуту. Любовь – это цель, содержание и сущность воспитания. В наших школах очень много правильных учителей, воспитателей, к которым, кажется, придраться невозможно. Они все делают правильно, только вот любовь к ребенку в их сердцах отсутствует. А ведь любить ребенка – это, в первую очередь, желать ему счастья. Человек пришел на эту землю, чтобы быть счастливым. Цель нашего воспитания – помочь ему таковым стать. «Что такое счастье, – писал Аркадий Гайдар, – каждый понимает по-своему». Я в этом убедилась, когда работала в «Бобеке», где у нас часто отдыхали дети-сироты. Один мальчик-семиклассник – сирота, так ответил на вопрос, что такое счастье: «Это когда у тебя есть семья и работа». Он по-своему видит счастье. Не все дети ведь мечтают стать экономистами, бизнесменами, юристами и работниками акиматов. Многие, те, что лишены в жизни элементарного, мечтают о семье, о своем доме. И наша задача помочь детям, о чем бы они не мечтали, стать в этой жизни счастливыми. В сегодняшних условиях, когда существует такое широкое информационное поле, ребенок обучает и воспитывает себя сам. Наша задача – помочь ему в этом. Дать понять, что в этой жизни хорошо и что плохо, а ребенок уже сам определится как личность. Решит, куда ему направить те знания и навыки, которые он получил в школе, как он будет их использовать в своей жизни. Наступил Новый год. Каждый из вас, уважаемые коллеги, в эти дни думает о прошедшем годе, строит планы на год новый. И, конечно же, каждый желает, чтобы ему в Новом году сопутствовал успех, чтобы все его пожелания, произнесенные вслух или мысленно у новогодней елки, когда часы били полночь, сбылись. Я хотела бы пожелать вам, дорогие коллеги, чтобы ваша жизнь была наполнена большой любовью: родительской, чисто человеческой, педагогической. Любовью, наполненной взаимным уважением, доверием, теплотой. Любовью, которая жизнь украшает, делает нас всех равными по отношению друг к другу. Счастья вам, здоровья, успехов, творчества! |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|