Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Дневник

Главная » 2007 » Апрель » 14 » Бедные дети богатых родителей
4:56 AM
Бедные дети богатых родителей
В школе я проработала более 30 лет, на моих глазах происходило огромное количество реформ, и, к сожалению, должна сказать, что многое в последнее время в ней изменилось к худшему.
Уже всеми признано, что в годы советской власти мы своим детям давали самое лучшее в мире образование, и когда в 1961 году в космос полетел Ю.А.Гагарин, даже американцы признали, что такой прорыв нашей страной мог быть осуществлен только благодаря образованию.
А что сейчас? В последнее время я работала в частных школах и могу довольно ярко описать, что делается именно там.
В частные школы идут, как правило, дети с проблемами – здоровья, поведения, адаптации. Те, кого отторгают государственные школы. Ребенок, даже очень богатых родителей, если учится хорошо, занимается в обычной школе. Правда, есть мамы и папы, которые хотят, чтобы их ребенку больше уделялось внимания, чтобы в классе училось не 35-40, а 10-12 человек, и тогда они отдают его в частную школу.
К сожалению, там не всегда царит здоровая атмосфера. Школа, как известно, зеркальное отображение общества, и если наше общество в последнее время становится потребительским, то и по школе это заметно. Дети в ней соревнуются, у кого круче марка машины, сотовый телефон, джинсы, девушки хвалятся своими парнями.
Порою это соревнование приводит даже к дракам, причем не только между мальчиками, но и девочками.
В свободное время ученики посещают ночные клубы, кинотеатры, в которых показывают сплошь боевики, сидят у компьютеров и в Интернете ищут отнюдь не познавательные сайты. Учеников, которые сосредоточены на знаниях, очень мало.
Вы спросите: куда смотрит учитель? Почему не воспитывает детей?
Воспитывает, но делать это ему – на фоне окружающей действительности, богатых родителей – очень и очень трудно.
Не успеешь сделать замечание ребенку, он уже приходит домой и жалуется маме: «Меня учительница не понимает, она – злыдня». Мама идет к директору: «Уберите из нашего класса эту учительницу! Дайте нам другую, которая будет моего ребенка понимать!»
Учительница английского языка жалуется, что дети не хотят делать домашние задания, учить слова.
–Они не понимают, – разводит она руками, – что ни один язык учитель не сможет вложить в голову ребенка просто так, даже за большие деньги. Ему надо самому приложить к этому усилия!
Я слышала, что в американских школах девочка категорически не может придти на занятия с голым пупком. В наших школах подобная форма одежды целиком зависит от воли директора.
И вот девочка приходит, опоздав, на урок, садится за парту, живот у нее голый, в пупке - серьга. Она демонстрирует эту «красоту» сидящему рядом мальчику. Вызывающе смотрит и на меня: «Красиво?»
Я вижу: ребенок меня провоцирует, нарывается на скандал, хочет выглядеть «героиней», но на провокации не поддаюсь. «Красиво», – обезоруживаю я ее и начинаю урок.
Ученики внимательно следят не только за собственной одеждой, «по одежке» они оценивают и провожают учителей: «Эта учительница покупает одежду в бутике, эта, бедненькая, на барахолке».
–Ненавижу Марью Ивановну, – говорит мне девочка, – у нее на чулке стрелка!
–Всякое бывает, – защищаю учительницу.
–Но у нее стрелка уже второй день!
Обратите внимание, ученица оценивает не знания учительницы, не ее умение вести урок, общаться с ребятами, ее искренность, ее «бесит» стрелка на чулке, бесит до такой степени, что учительницу она «ненавидит».
–К вам в класс идешь каждый день, как на амбразуру, – говорю ребятам. Они со мной соглашаются. Они вообще очень любят поговорить «за жизнь», узнать твои взгляды, рассказать о своих родителях.
Может быть, это вина учителей, что мы, как правило, всегда затурканные, мало с ними говорим, не объясняем ненавязчиво, на что надо обращать внимание в первую очередь, на что – во вторую.
Если раньше школа воспитывала и обучала, то теперь считается, что воспитывать детей должны дома, а в школе – лишь учить. Хотя это, конечно, неправильно. Воспитывает ребенка учитель на каждом уроке.
Учеба – это постоянный труд, а многие ребята не хотят трудиться. Ребята не хотят читать, потому что для этого тоже надо затрачивать какие-то силы ума и сердца. А ведь в жизни так много всего интересного, и, главное, очень легкого. Смотри с утра до вечера телевизор, ходи на дискотеки и в ночные клубы, играй на компьютере в «стрелялки», уговори родителей купить тебе крутую «мобилу» и демонстрируй окружающим.
Но так ли уж счастливы дети богатых родителей, даже при полном видимом благополучии, при огромном количестве шмуток и игрушек?
Увы, не всегда. Они бывают очень одиноки. Родители уходят рано, приезжают поздно, детей своих не видят, в лучшем случае поедут с ними на каникулах за границу. Родители «делают деньги», покупают своим детям одежду, игрушки, но заботы и тепла не дают. Идет подмена отцовской и материнской любви на любовь другого, постороннего человека.
У меня учились две сестры – пятиклассница и шестиклассница, которые устраивали дома «кастинг» на няньку.
–Ну и как, выбрали? – интересуюсь я после прихода очередной претендентки на роль няни.
–Я готовлю вкуснее ее, – сказала одна сестра, вздохнув.
–А я убираю лучше, чем она, – продолжила другая, – но все же она лучше, чем все остальные.
Увы, Мэри Поппинс в нашей жизни редки, в результате и появляются так называемые проблемные дети. Не от бедности и нищеты – от богатства. Дети брошенные, которые пьют, курят, балуются наркотиками, меняют частные школы как перчатки, и в результате остаются «у разбитого корыта».
Это, кстати, довольно избитая истина: еще никогда большие деньги не могли воспитать хороших детей. Скорее наоборот. Большие деньги, достающиеся без усилий, развращают.
Есть и другая сторона медали.
Хороший мальчик, отличник, собирается уезжать учиться в Англию и сделать все для того, чтобы остаться там навсегда.
–Там, заграницей, совсем иной уровень жизни, – объясняет он мне, –там я буду работать не за гроши, как здесь, а получать хорошие деньги, сделаю карьеру.
–А как же Родина?
–Если Родина не думает обо мне, почему я должен думать о ней? – отвечает он.
Что-то в его воспитании было упущено. Мальчик не понимает, что Родину нужно любить только за то, что она – твоя Родина, что другой у тебя не будет, и что надо задаваться вопросом, не что дает страна тебе, а что ты можешь ей дать, какой бы она не была. Кстати, мнение этого ребенка поддержали все (!!!) ученики его класса.
Но вы же – учительница литература, – скажете мне, – это ваше дело – воспитывать детей. Прививать им основы нравственности, объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо». В классической литературе есть прекрасные примеры на эту тему.
К сожалению, отношение вышестоящих образовательных инстанций к преподаванию литературы в школе сегодня желает лучшего. В связи с введением тестирования для детей стали важны только те предметы, которые входят в ЕНТ. Детям оказалась не нужна литература, которая учит нравственности, зато они посещают различные курсы, которые помогут им поступить в вуз.
Я знаю директора одной частной школы, которая вообще считает литературу лишним предметом. Из 12 человек моего класса только одна девочка читала «Войну и мир».
Часы литературы с каждым годом сокращают. Новые учебники составлены неграмотно. Иногда мне даже кажется, что у нас все направлено на то, чтобы убить интерес ребенка к литературе. В 7-м классе, например, ученики изучают «Житие протопопа Аввакума». Старославянский язык, читается тяжело, детям скучно. В учебнике 9-го класса написано про классику так наукообразно, что ребята просят: «Переведите» нам все это на человеческий язык». Причем учителям категорически сказано: учить детей вы должны только по казахстанским учебникам! Российский учебник нельзя даже использовать в качестве альтернативного. Порою учитель пользуется двумя учебниками. Наверху на столе у него лежит казахстанский. А внизу – российский – на случай проверки. Он загнан в угол. Как профессионал, учитель хочет использовать на уроке лучший учебник. Но при этом ему приходиться лгать проверяющим. И дети это видят.
Возможно, положение с уроками литературы изменится в связи с введением в школе профориентации. Но и тут не все гладко. Получается, «уроки нравственности» отныне будут иметь дети, выбравшие гуманитарный уклон, а как же быть с «технарями»?
В общем, школа сегодня не детей не воспитывает, их воспитывают телевизор, кино, ночные клубы. С тех пор, как на наши экраны хлынули американские фильмы с ужасными, безграмотными переводами, у детей даже лексикон поменялся. «Трахнуться, – написано в словаре Ожегова – упасть с шумом или сильно удариться обо что-то», а попробуй, скажи это слово в школе – понимается однозначно. Даже слово «закончила» теперь ученики понимают в определенном смысле. Выражение «двучлен» на математике вызывает хохот. Дожили!
И еще. Я не склонна считать, что все директора в наших частных школах – люди непрофессиональные. Есть среди них замечательные – умные, талантливые, настоящие подвижники своего дела, но есть и такие, которым явно в школе не место. Владелец школы, как правило, ставит того директора, кого считает нужным. А он не профессионален, с учителями обращается как с рабами, кричит на них. Школе характерно заискивание перед учениками и их богатенькими родителями, учеба под девизом: кто платит, то заказывает музыку. Что делать с этим – я не знаю. Думаю, если государство думает о своем будущем, оно и должно отвечать на эти вопросы. Но об этом мы говорим столько времени, сколько существует наша школа, и это мы, как говорится, «уже проходили».
Радует пока единственное. Сколько существует наша школа, столько существуют учителя-подвижники, которые работают в школах не ради денег, а ради детей, потому что без этого нет счастья в их жизни, не смотря на то, «какая погода на дворе». Именно благодаря ним наша школа стояла и будет стоять. Огромное спасибо им за это.
З.Дмитриева,
учитель.
Категория: Кабачок "13 табуреток" | Просмотров: 1681 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 5:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Все лучшее в душе осталось... [22]
Воспоминания о людях, которые встречались на моих журналистках дорогах.
Кабачок "13 табуреток" [25]
Поговорим "за жизнь"!
Любимые стихи [80]
Уважаемые коллеги! Давайте обмениваться здесь своими любимыми стихотворениями. Таким образом, мы составим общий альбом самых любимых стихотворений.
Из дальних странствий возвратясь [7]
Побывали в путешествии? расскажите всем!
Салон красоты [1]
Искусство стать красивым
Хочу поделиться... [53]
Дневник учителя [12]
В этой рубрике, дорогие коллеги, вы можете писать на все темы, которые вас волнуют, поделиться наболевшим.
Дневник Людмилы [31]
Дневник администратора сайта журналиста Людмилы Мананниковой.
Альманах "Синяя птица" [36]
Творчество педагогов и их воспитанников
Салют, пионерия! [4]
Вспомним наше пионерское детство. Альтернатива пионерии сегодня, на ваш взгляд.
Куда пойти учиться? [7]
Представляем вузы, колледжи, профессиональные школы, частные школы Казахстана.
Представляем членов редколлегии нашего журнала [9]
Разговор в учительской [40]
Этика профессии
Клуб любителей пословиц [101]
Школьные истории [4]
Вы работаете или учитесь в школе, и у вас есть интересная школьная история? Эта рубрика для вас. У вас есть интересное школьное воспоминание из детства? Это тоже для вас!
Не равнодушным к чужим проблемам [3]
Автор блога - Татьяна Цафт

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru