4:56 AM Бедные дети богатых родителей |
В школе я проработала более 30 лет, на моих глазах происходило огромное количество реформ, и, к сожалению, должна сказать, что многое в последнее время в ней изменилось к худшему. Уже всеми признано, что в годы советской власти мы своим детям давали самое лучшее в мире образование, и когда в 1961 году в космос полетел Ю.А.Гагарин, даже американцы признали, что такой прорыв нашей страной мог быть осуществлен только благодаря образованию. А что сейчас? В последнее время я работала в частных школах и могу довольно ярко описать, что делается именно там. В частные школы идут, как правило, дети с проблемами – здоровья, поведения, адаптации. Те, кого отторгают государственные школы. Ребенок, даже очень богатых родителей, если учится хорошо, занимается в обычной школе. Правда, есть мамы и папы, которые хотят, чтобы их ребенку больше уделялось внимания, чтобы в классе училось не 35-40, а 10-12 человек, и тогда они отдают его в частную школу. К сожалению, там не всегда царит здоровая атмосфера. Школа, как известно, зеркальное отображение общества, и если наше общество в последнее время становится потребительским, то и по школе это заметно. Дети в ней соревнуются, у кого круче марка машины, сотовый телефон, джинсы, девушки хвалятся своими парнями. Порою это соревнование приводит даже к дракам, причем не только между мальчиками, но и девочками. В свободное время ученики посещают ночные клубы, кинотеатры, в которых показывают сплошь боевики, сидят у компьютеров и в Интернете ищут отнюдь не познавательные сайты. Учеников, которые сосредоточены на знаниях, очень мало. Вы спросите: куда смотрит учитель? Почему не воспитывает детей? Воспитывает, но делать это ему – на фоне окружающей действительности, богатых родителей – очень и очень трудно. Не успеешь сделать замечание ребенку, он уже приходит домой и жалуется маме: «Меня учительница не понимает, она – злыдня». Мама идет к директору: «Уберите из нашего класса эту учительницу! Дайте нам другую, которая будет моего ребенка понимать!» Учительница английского языка жалуется, что дети не хотят делать домашние задания, учить слова. –Они не понимают, – разводит она руками, – что ни один язык учитель не сможет вложить в голову ребенка просто так, даже за большие деньги. Ему надо самому приложить к этому усилия! Я слышала, что в американских школах девочка категорически не может придти на занятия с голым пупком. В наших школах подобная форма одежды целиком зависит от воли директора. И вот девочка приходит, опоздав, на урок, садится за парту, живот у нее голый, в пупке - серьга. Она демонстрирует эту «красоту» сидящему рядом мальчику. Вызывающе смотрит и на меня: «Красиво?» Я вижу: ребенок меня провоцирует, нарывается на скандал, хочет выглядеть «героиней», но на провокации не поддаюсь. «Красиво», – обезоруживаю я ее и начинаю урок. Ученики внимательно следят не только за собственной одеждой, «по одежке» они оценивают и провожают учителей: «Эта учительница покупает одежду в бутике, эта, бедненькая, на барахолке». –Ненавижу Марью Ивановну, – говорит мне девочка, – у нее на чулке стрелка! –Всякое бывает, – защищаю учительницу. –Но у нее стрелка уже второй день! Обратите внимание, ученица оценивает не знания учительницы, не ее умение вести урок, общаться с ребятами, ее искренность, ее «бесит» стрелка на чулке, бесит до такой степени, что учительницу она «ненавидит». –К вам в класс идешь каждый день, как на амбразуру, – говорю ребятам. Они со мной соглашаются. Они вообще очень любят поговорить «за жизнь», узнать твои взгляды, рассказать о своих родителях. Может быть, это вина учителей, что мы, как правило, всегда затурканные, мало с ними говорим, не объясняем ненавязчиво, на что надо обращать внимание в первую очередь, на что – во вторую. Если раньше школа воспитывала и обучала, то теперь считается, что воспитывать детей должны дома, а в школе – лишь учить. Хотя это, конечно, неправильно. Воспитывает ребенка учитель на каждом уроке. Учеба – это постоянный труд, а многие ребята не хотят трудиться. Ребята не хотят читать, потому что для этого тоже надо затрачивать какие-то силы ума и сердца. А ведь в жизни так много всего интересного, и, главное, очень легкого. Смотри с утра до вечера телевизор, ходи на дискотеки и в ночные клубы, играй на компьютере в «стрелялки», уговори родителей купить тебе крутую «мобилу» и демонстрируй окружающим. Но так ли уж счастливы дети богатых родителей, даже при полном видимом благополучии, при огромном количестве шмуток и игрушек? Увы, не всегда. Они бывают очень одиноки. Родители уходят рано, приезжают поздно, детей своих не видят, в лучшем случае поедут с ними на каникулах за границу. Родители «делают деньги», покупают своим детям одежду, игрушки, но заботы и тепла не дают. Идет подмена отцовской и материнской любви на любовь другого, постороннего человека. У меня учились две сестры – пятиклассница и шестиклассница, которые устраивали дома «кастинг» на няньку. –Ну и как, выбрали? – интересуюсь я после прихода очередной претендентки на роль няни. –Я готовлю вкуснее ее, – сказала одна сестра, вздохнув. –А я убираю лучше, чем она, – продолжила другая, – но все же она лучше, чем все остальные. Увы, Мэри Поппинс в нашей жизни редки, в результате и появляются так называемые проблемные дети. Не от бедности и нищеты – от богатства. Дети брошенные, которые пьют, курят, балуются наркотиками, меняют частные школы как перчатки, и в результате остаются «у разбитого корыта». Это, кстати, довольно избитая истина: еще никогда большие деньги не могли воспитать хороших детей. Скорее наоборот. Большие деньги, достающиеся без усилий, развращают. Есть и другая сторона медали. Хороший мальчик, отличник, собирается уезжать учиться в Англию и сделать все для того, чтобы остаться там навсегда. –Там, заграницей, совсем иной уровень жизни, – объясняет он мне, –там я буду работать не за гроши, как здесь, а получать хорошие деньги, сделаю карьеру. –А как же Родина? –Если Родина не думает обо мне, почему я должен думать о ней? – отвечает он. Что-то в его воспитании было упущено. Мальчик не понимает, что Родину нужно любить только за то, что она – твоя Родина, что другой у тебя не будет, и что надо задаваться вопросом, не что дает страна тебе, а что ты можешь ей дать, какой бы она не была. Кстати, мнение этого ребенка поддержали все (!!!) ученики его класса. Но вы же – учительница литература, – скажете мне, – это ваше дело – воспитывать детей. Прививать им основы нравственности, объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо». В классической литературе есть прекрасные примеры на эту тему. К сожалению, отношение вышестоящих образовательных инстанций к преподаванию литературы в школе сегодня желает лучшего. В связи с введением тестирования для детей стали важны только те предметы, которые входят в ЕНТ. Детям оказалась не нужна литература, которая учит нравственности, зато они посещают различные курсы, которые помогут им поступить в вуз. Я знаю директора одной частной школы, которая вообще считает литературу лишним предметом. Из 12 человек моего класса только одна девочка читала «Войну и мир». Часы литературы с каждым годом сокращают. Новые учебники составлены неграмотно. Иногда мне даже кажется, что у нас все направлено на то, чтобы убить интерес ребенка к литературе. В 7-м классе, например, ученики изучают «Житие протопопа Аввакума». Старославянский язык, читается тяжело, детям скучно. В учебнике 9-го класса написано про классику так наукообразно, что ребята просят: «Переведите» нам все это на человеческий язык». Причем учителям категорически сказано: учить детей вы должны только по казахстанским учебникам! Российский учебник нельзя даже использовать в качестве альтернативного. Порою учитель пользуется двумя учебниками. Наверху на столе у него лежит казахстанский. А внизу – российский – на случай проверки. Он загнан в угол. Как профессионал, учитель хочет использовать на уроке лучший учебник. Но при этом ему приходиться лгать проверяющим. И дети это видят. Возможно, положение с уроками литературы изменится в связи с введением в школе профориентации. Но и тут не все гладко. Получается, «уроки нравственности» отныне будут иметь дети, выбравшие гуманитарный уклон, а как же быть с «технарями»? В общем, школа сегодня не детей не воспитывает, их воспитывают телевизор, кино, ночные клубы. С тех пор, как на наши экраны хлынули американские фильмы с ужасными, безграмотными переводами, у детей даже лексикон поменялся. «Трахнуться, – написано в словаре Ожегова – упасть с шумом или сильно удариться обо что-то», а попробуй, скажи это слово в школе – понимается однозначно. Даже слово «закончила» теперь ученики понимают в определенном смысле. Выражение «двучлен» на математике вызывает хохот. Дожили! И еще. Я не склонна считать, что все директора в наших частных школах – люди непрофессиональные. Есть среди них замечательные – умные, талантливые, настоящие подвижники своего дела, но есть и такие, которым явно в школе не место. Владелец школы, как правило, ставит того директора, кого считает нужным. А он не профессионален, с учителями обращается как с рабами, кричит на них. Школе характерно заискивание перед учениками и их богатенькими родителями, учеба под девизом: кто платит, то заказывает музыку. Что делать с этим – я не знаю. Думаю, если государство думает о своем будущем, оно и должно отвечать на эти вопросы. Но об этом мы говорим столько времени, сколько существует наша школа, и это мы, как говорится, «уже проходили». Радует пока единственное. Сколько существует наша школа, столько существуют учителя-подвижники, которые работают в школах не ради денег, а ради детей, потому что без этого нет счастья в их жизни, не смотря на то, «какая погода на дворе». Именно благодаря ним наша школа стояла и будет стоять. Огромное спасибо им за это. З.Дмитриева, учитель. |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|