5:06 AM Бумажные кораблики мечты |
В сентябре в Алматы проходил Международный фестиваль «Звезды Шакена» «Благородная миссия данного форума, – сказал в обращении к участникам и гостям фестиваля аким г. Алматы И. Тасмагамбетов, – заключается в подготовке и поддержке талантливой творческой молодежи нашей страны, способной в будущем составить конкуренцию мэтрам казахстанского и мирового кино, а также представить высокий уровень национальной культуры мировому сообществу, одновременно являясь ее частью». Так как наш журнал педагогический и нельзя обнять необъятное, мы решили из множества кинокартин, представленных на фестивале, рассказать о фильмах детско-юношеской тематики. Порассуждать о том, какие подростковые, юношеские проблемы имеются в разных странах земного шара и так ли уж они отличаются от наших собственных. Ценно и то, что об этих проблемах нам говорят вчерашние выпускники вузов, недавние школьники. К сожалению, увидеть все фильмы по данной тематике было невозможно просто физически, поэтому буду говорить о том, что удалось посмотреть. Думаю, особняком здесь стоит узбекский фильм «Подросток», получивший премию фестиваля. Автор сценария и режиссер – Елкин Туйчиев, 29 лет. На юного героя фильма неприятности сыплются одна за другой. Бесконечные ссоры в семье, конфликты в школе, на работе у мясника, где, стараясь помочь матери, работает мальчик. В школе ершистый ребенок слывет «трудным подростком», хулиганом, не уживается с учителями и одноклассниками, отвечает грубостью девочке, которая ему нравится, и ему, кажется, нравится быть именно таким: непонятым, отвергнутым, несчастным. Он по-своему протестует против уныния, обыденности, пустоты и тупости окружающей жизни. Но в ходе фильма мы обнаруживаем в мальчике все больше хороших качеств. Он не демонстративно отдает матери заработанные деньги, а незаметно кладет их в карман ее халата. Он молчит, не оправдывается, когда на работе его обвиняют в краже мяса, хотя украл мясо совсем другой мальчишка. Узнав, что где-то живет отец, мальчик прилагает все усилия, чтобы вернуть его домой. И не подозревает, что он – не родной сын: отец ушел из семьи именно из-за невозможности его матери иметь детей. А потом, как это нередко бывает в жизни, мальчик узнает, что его близкие не такие уж холодные и бессердечные. А мальчик, мальчик снова сидит у окошка-«иллюминатора» своей комнатушки-«каюты», окруженный бумажными корабликами, и мечтает о более совершенном мире, который уже не кажется ему столь фантастической мечтой… Большинство авторов фильмов сосредоточиваются скорее не на проблемах школьных, а на проблемах детей и их родителей, что сегодня очень актуально. Израильтян волнуют проблемы репатриации, в том числе, детей, приехавших вместе с родителями на постоянное место жительства в Израиль. Молодой израильский кинематографист Цивия Баркай, 27 лет, поставил фильм о маленькой стойкой девочке Вике и ее пьющей матери, не сумевшей найти себя в новой для нее стране. И Вике приходится взвалить на свои хрупкие плечи непосильный груз: она уходит из дома вместе с маленьким братиком «в никуда». Все остальное домысливаем мы, зрители, и нам хочется верить в то, что ребенок не только справится с навалившимися на него жизненными тяготами, но и вернется домой, чтобы спасти мать… В большинстве фильмов кинофестиваля дети страдают от непонимания взрослых, оттого, что мамы и папы не хотят принять их детский мир. И как важно, чтобы рядом с ребенком в трудную минуту оказался понимающий взрослый. Обращает на себя внимание турецкий фильм «Деревянная машинка». Хасан, семилетний мальчик, живет со своей слепой бабушкой, которая торгует птичьим кормом. Из игрушек у мальчика есть только деревянная машинка, и он завидует ребятам, которые играют с суперсовременными моделями. Мальчик не может удержаться от соблазна и на деньги, предназначенные для покупки тросточки для бабушки, покупает себе новую машинку... Фильмы, показанные на фестивале, разные по качеству – есть посильнее, есть послабее. Возможно, кто-нибудь из нынешних молодых режиссеров станет в будущем знаменитостью, а кто-то уйдет в другую профессию. Но когда я смотрела фильмы, то радовалась. Радовалась потому, что молодые постановщики размышляют на нравственные, «немодные» сегодня темы, ведь иногда кажется, что наши режиссеры снимают теперь только кровавые боевики и постельные сцены, а такие понятия как доброта, забота о близких, порядочность, искренность как бы списаны в архив. И еще – видишь, что как бы нас не разделяли границы, в общем, мы, люди, одинаковы. И мучают нас одни и те же проблемы. И у подростков в разных странах – в России, Узбекистане, Турции, Израиле – гораздо больше общего, чем различного. Грустно еще и то, что фестивальные фильмы в основной своей массе не увидят учителя, родители, школьники. Крупные городские кинотеатры, как правило, показывают совсем другое кино, а на селе и кинотеатров нет вообще. Их показ по телевизору скорее всего пройдет незамеченным. Вот и будут мамы и бабушки в очередной раз наслаждаться мыльными операми, папы – боевиками, а дети – американскими мультиками и компьютерными стрелялками. Но это уже вопросы не к организаторам фестиваля «Звезды Шакена», которые из года в год делают очень важное дело. Главное, мы узнали, что молодые режиссеры есть, что они снимают свои фильмы, несмотря ни на что, что они думают, а значит, надежда на то, когда-нибудь мы будем смотреть хорошее, умное, доброе кино – казахстанское, узбекское, турецкое, российское – в кинотеатрах и по телевизору – остается. |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|