4:03 AM Рифмы и логарифмы |
Цех, в котором работает старшим мастером Виталий Штемпель, — один из важнейших на заводе Целиноградсельмаш» — железнодорожный. Он отгружает поставщикам готовую продукцию — сельскохозяйственную технику. Виталий весь день на ногах - кажется, ему одновременно надо быть в самых разных концах и всюду успеть. Ведь задача мастера — успешно наладить труд многих рабочих. Не так давно коллектив цеха перешел на бригадный подряд. А при подряде каждый отвечает за всех, а все за одного, и в случае нарушения трудовой дисциплины коллективную ответственность несет вся бригада. Виталий за новшество «обеими руками». Он все время старается предложить что-то новое, интересное, усовершенствовать производство. Вот начались трудоемкие работы по выгрузке рессор и кирпича. По плану вагон разгружается три дня, Виталий предложил метод эстакады. Несколько часов, и вся работе сделана. И во времени выигрыш, и людям легче... — Обязательно напишите о Виталии, — сказал начальник цеха Валерий Васильевич Шлыков. — Самое главное, он не равнодушен к делу, которым занимается. Ведь смотрите — прямой пользы от введения эстакады ему вроде бы и нет, а принял решение и довел дело до конца. Говорит: все, что можно механизировать, руками делать стыдно... Или как-то пришел с предложением: «Склад давай покрасим». Все мы мимо склада ходили и ничего, а Виталию эстетика нужна, хочет, чтобы красиво было... А теперь пора сообщить, что со старшим мастером Виталием Штемпелем познакомилась я не совсем обычно — в литературно-творческом клубе «Диалоги» целиноградского Дворца молодежи. И Виталия представили мне здесь как одного из способных начинающих поэтов... Листаю тетрадку со стихами. Не знаю еще Виталия лично, но почему-то кажется, что человек, пишущий так, неравнодушный. Вот кусочек одного из стихотворений. ...— Что она пела светло и устало? Песню о новом и песню о старом. Тетка, Варвара, тетка Варвара, Спой хоть разочек еще без гитары... Мужа она на войне потеряла, Сына она на войне потеряла, Только вот песня живая звучала... Кажется, что ему, 25-летнему парню, до тетки Варвары, поющей «светло и устало», потерявшей во время войны близких? А Виталий переживает за ее судьбу. А вот Виталий приезжает в деревню Петровку, где прошло его детство, идет на берег реки и замечает; обмелела когда-то полноводная реке. Рождаются строки: «Я в село приехал. Это отчего — сохнет-сохнет речка детства моего? Сохнет — высыхает прямо на глазах. Все лицо в морщинках в рыжих островках...» Смотрит он на реку и мучается, и думает о том, что нужна реке доброта не меньше, чем людям... Каждое стихотворение — как маленький рассказ о пережитом, Виталий любит беседовать с людьми, старше его по возрасту, ветеранами войны, много пережившими, пытается разобраться в событиях далеких военных лет, примеряет их к себе: а он смог бы так? И в результате рождается стихотворение о войне, о парнях, оставшихся навечно юными... И здесь, как и в других стихах, чувствуется небеспристрастная авторская позиция, попытка представить там, на поле боя, себя и своих друзей. А вот о том, вроде бы обыденном, что окружает его ежедневно: ...«Люблю час смены заводской, и уважаю я безмерно и вас, идущие домой, и вас, спешащие на смену... Я каждого благодарю, мне каждому пожать бы руку за ту высокую науку, что по сей день у них беру...» — Труднее всего писать, — говорит Виталий, — как ни странно, о том, чго, кажется, знаешь лучше всего — о заводе, о рабочих людях. Как рассказать обо всем без фальши? Мне в своих стихах о рабочем человеке хотелось бы немного приблизиться к Ярославу Смелякову, Он точен, емок, строг. Заметили, у него даже любовь — строгая... В некоторых своих товарищей по работе Виталий просто влюблен». Вот, например, бригадир Гатаулин. За какую работу не возьмется, все делает честно, на совесть, с удовольствием. Работает, словно поет. И не ради денег, потому что иначе не может... Виталий говорил мне (у него даже стихотворение на эту тему написано), что ему всегда очень везло на хороших людей, учителей. Рассказывала в детстве сказки бабушка, самым главным советчиком был отец — преподаватель русского языка и литературы. Дома — хорошая библиотека, любимое занятие с детства — чтение. В 15 лет познакомился с целиноградским поэтом Владимиром Гундаревым — тот внимательно прочитал его стихи, поддержал. И сегодня, если что не получается, Виталий спешит к Владимиру Романовичу. Впрочем, сейчас у него много единомышленников-друзей по литературно-творческому клубу. Здесь начинающие поэты обсуждают интересные литературные новинки, спорят. Ну, а параллельно с работой, творческими занятиями Витплий учится заочно в Целиноградском инженерно-строительном институте. Трудно пока, конечно, сказать, кем он станет в будущем, — рабочий парень, тонко чувствующий поэзию. Что победит в нем - рифмы или «логарифмы»? Возможно, юношеское увлечение поэзией и пройдет. Самое же главное, мне кажется, заключается в том, что Виталий Штемпель — человек неравнодушный, с активной жизненной позицией. Ну, а все, что его волнует, он пытается выразить в стихах: ...Сквозь снег холодный выбился росток, И снег ему уже готовил тризну, Но ничего поделать он не мог, И таял снег, соприкасаясь с жизнью. И новая теперь рождалась связь, Которая росток питала силой... «ЛС», 14 января 1983 г., Целиноград. Я очень обрадовалась, когда в Интернете нашла страничку из журнала «Простор» со стихами Виталия. Он сейчас живет в Германии и, вспоминая тех, кто поддержал в юности его талант, вспомнил и меня. Мне было, понятно, это очень приятно. |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|