Через некоторое время после выхода в свет моей книги «Я родом из ТЮЗа», посвященной истории Театра для детей и юношества Казахстана, мне позвонила Ната Феликсовна Бычук – администратор Русского драматического театра им. Лермонтова и сказала: «Люда, ко мне заходила Нина Бендицкая, бывшая студентка режиссерского факультета, ученица А. Л. Мадиевского, она отправляет посылку в Америку, в Бруклин – у Виктории Ивановны Тикке – юбилей. Может, отправим ей твою книгу?»
Сказать, что я согласилась отправить книгу, ничего не сказать. Я была счастлива.
Несколько слов о том, кто такая Виктория Ивановна Тикке.
На стыке 50-60 годов Виктория Ивановна была актрисой ТЮЗа, а затем – Русского драматического театра им. Лермонтова. Ее муж – Абрам Львович Мадиевский был в то же время сначала главным режиссером ТЮЗа, а затем - театра Лермонтова. Это было время шестидесятников, веры в обновление нашей жизни. ТЮЗ тогда был очень значимым явлением в жизни алмаатинцев. На премьеры театра приходила вся интеллигенция города.
Виктория Ивановна. Она была настоящей звездой. Театралы того времени вспоминают ее прекрасную игру, яркую внешность, необыкновенный голос, легкую походку,
Понятно теперь, что вопрос, отправлять или нет посылку в Бруклин, мне можно было и не задавать.
Виктория Ивановна Тикке – моя любимая актриса с раннего детства, я много и хорошо пишу о ней в книге, и, конечно же, буду счастлива, если книга попадет к ней в руки.
Написала на книге теплую дарственную надпись и на всякий адрес сообщила адрес своей электронной почты, не слишком рассчитывая на ответ.
Но через некоторое время получила письмо. Писала дочь Абрама Львовича и Виктории Ивановны Елена. Родители посылку получили, книгу прочитали, очень довольны, благодарят, Абрам Григорьевич пишет письмо, которое она скоро пришлет мне.
Честно признаться, если бы у меня не было прекрасных детских воспоминаний о спектаклях Абрама Львовича, об актрисе В.И. Тикке, возможно, я и книгу об истории ТЮЗа писать бы стала. А Елену Абрамовну Мадиевскую, теперь Савранскую, я помню еще девочкой Леной, дочерью актрисы, моей ровесницей. Мы, юные активисты ТЮЗа, держались от нее на расстоянии, боялись к ней подойти, я, во всяком случае. Дочь актрисы – это почти то же, что сама актриса.
В общем, я стала ждать письма и рассказывала о счастье, которое неожиданно свалилось на мою голову, всем, кто хотел меня слушать. Некоторые люди, как мне казалось, не слишком воспринимали мой восторг. Это дела таких давно минувших дней!
И тем не менее, что-то грело мое сердце и греет до сих пор.
Видимо, все счастливые эмоции, которые когда-то были в нашей жизни, не уходят вникуда, а хранятся в каком-то далеком уголке памяти, чтобы, когда придет время, вспыхнуть с новой силой вновь. «Мы ждем от театра незабываемых впечатлений, которые составят кусок нашей жизни», - писал мой любимый драматург Александр Володин. Мне повезло. Свои первые незабываемые впечатления я получила в нашем ТЮЗе десятилетней девочкой.
А тем временем я получила несколько писем по электронке от Абрама Львовича и в конвертах - от Виктории Ивановны.
Мне было страшно интересно узнать, как в дальнейшем сложилась их жизнь, ведь с того времени, как они уехали из Алма-Аты, прошло более 35 лет.
«Мы получили вашу книгу «с лица не общим выраженьем», – написала Виктория Ивановна, – светлую, наивную и искреннюю, что редко встречается в литературе. От актеров и деятелей театра мало что остается: пленки, рецензии, но кто будет в них рыться? Я сейчас как раз разбираю присланный из Ленинграда архив: рецензии, фотографии, режиссерские экземпляры пьес. Много альбомов из последних флотских театров – Германия, Чехия, Венгрия и так далее. Метровые портреты, которые висели в театре – разместили в прихожей – рядом с древом жизни Мадиевских».
Далее Виктория Ивановна рассказывает о своих внуках, правнуках, о том, как складывает их жизнь. Мне кажется странным слово правнук, ведь передо мной всю жизнь Виктория Ивановна – прекрасная женщина чуть за тридцать из середины прошлого века.
Но что поделаешь, жизнь идет – сама я уже тоже давно не десятилетняя девочка. Но все же, но все же…. В ответ на мои слова о том, что моя мама – участник войны, Виктория Ивановна пишет о том, что она три года была на фронте – с 16 до 19 лет – до Победы. «По накалу патриотических чувств – это было самое чистое и душевно-приподнятое время. Воевали все мои родственники – отец, мать, старшая сестра». Еще один штрих к биографии актрисы!
В книге я пишу о том, что моя любимая роль актрисы – Наташа Логинова в забытой сегодня пьесе Бориса Горбатова «Юность отцов». Как мы, пионеры того далекого времени, искренне сопереживали ее героине, которая ушла в комсомольское подполье и была повешена белогвардейцами! Так искренне, что до сих пор один из моих журналистских псевдонимов – Наталья Логинова. Мы, активисты театра, дежурили на утренних спектаклях, и я сейчас, спустя почти полвека, помню наизусть текст пьесы, стихи Светлова, которые там звучали.
Там же в спектакле Виктория Ивановна играет выросшую дочь Наташи – Елену, уходящую на фронт уже в 41-м году. Как же близка была тогда ей эта роль! Наверное, там, на сцене, она представляла себя, юную, в годы войны, которые в начале 60-х были не так далеки от нас, как сейчас.
В те годы подруга Виктории Ивановны наша известная поэтесса Руфь Тамарина посвятила ей стихи.
Времена переменились, мы поняли, что многие белогвардейцы были неплохими людьми, искренне болеющими за судьбу своей родины – России. Но из песни, как говорится, слов не выкинешь. Наше поколение воспитывали на таких пьесах, и думаю, что это все же было намного лучше, чем нынешние триллеры с кровавыми убийствами.
К сожалению, в архиве ТЮЗа не оказалось фотографии моей героини Наташи Логиновой, и я попросила Викторию Ивановну прислать мне ее с автографом (правда, пошутила я, с запозданием на полвека, но лучше поздно, чем никогда).
Виктория Ивановна отыскала в архиве фотографию и прислала с теплой подписью: «Наташа «найденная» принадлежит Вам по праву». И фотографию уже нынешнюю: «Милая Наташа Логинова (псевдоним)! Прошу принять от Наташи Логиновой «Юности Отцов» (без кавычек) низкий поклон и сердечную благодарность за Любовь к театру». Прислала она и самую первую программку «Юности отцов» с надписью главного режиссера актрисе: «Дорогая Викочка! Сердечно поздравляю тебя с премьерой! Желаю всех благ! С праздником! 8 мая 1960 г. А.Мадиевский».
О своем участие в войне она пишет более чем скромно: «Уже затронув ее Величество Войну, хочется реально оценивать себя в ней, никаких героических поступков или особых тягот у меня не было. В армию привез папа - военный инженер 2 ранга. Он в мае 1942 года через Ладогу привозил новое вооружение, заехал домой (мама и старшая сестра были мобилизованы в марте), увидел меня - дистрофика – и увез подкормить из своего пайка на время командировки. Артиллерийская разведка, в которой я служила, интеллигентные войска – топография, фотосъемка, звукоразвездка. У меня была редкая юношеская фотографическая память. Своеобразный компьютер. Так что я не зря ела солдатский хлеб – 800 граммов и 2 раза в день – горячую кашу. Пища не то что богов, а во спасение!
…Именно в войну было много стихов и Любви в стихах. Да и любви, наверное, тоже. А моя первая стихо-устная, мной придуманная Любовь! Я хранила стихи в своей памяти, не записывая, если не посылала и не передавала их адресату. Рядом с нашей землянкой была редакция армейской газеты, где служили ленинградские поэты – Вадим Шефнер, Михаил Дудин, Николай Глейзаров. Вечерами они заглядывали к нам в землянку – почитать свои новые стихи, вспомнить классиков. Нас было 4 женщины, среди них Полина Каганова, тоже писавшая стихи, они публиковались в газете. После войны Полина выпустила книгу «Солдат запаса». Полина – самая первая моя подруга на всю жизнь».
Не удержусь от того, чтобы не процитировать и письмо Абрама Львовича Мадиевского.
«Дорогая Людмила Борисовна! На днях выпускница режиссёрского факультета 1969 года Нина Бендицкая прислала нам Вашу книгу "Я родом из ТЮЗа" с Вашей очень тёплой дарственной надписью. Для нас это явилось неожиданным и прекрасным подарком. Замечательно, что в Алма-Ате есть человек, который столько лет бережно хранит в памяти воспоминания об актёрах и режиссёрах своего любимого театра. Поверьте, что для нас это очень волнительно и трогательно. Мы работали во многих других театрах, судьба бросала нас по всем просторам страны, по всем морям и океанам. Наконец, 10 лет назад вынесла с родными на берег Атлантического океана, в Нью-Йорк. У нас остались только воспоминания и мы их трепетно храним. Действительно, как Вы пишете, часто перебираем театральные фотографии, программки и вспоминаем, вспоминаем... Алма-Атинский ТЮЗ у нас на первом месте, мы его всегда любили и гордимся тем, что в нём есть частица нашего творчества.
Спасибо огромное Вам, Людмила, за Вашу талантливую книгу, за добрые слова о театре и о нас, грешных. Нам с Викторией Ивановной, не скроем, это очень приятно. Всегда любим и помним Галину Юрьевну (Г. Ю. Рутковская – долгие годы работала заведующей педагогической частью ТЮЗа – Л.М.), Наташу Бычук - передайте, пожалуйста, нашу любовь и наши приветы и им и всем, кто нас помнит. С глубоким уважением, Абрам Львович Мадиевский и Виктория Ивановна Тикке. Будьте счастливы!»
И еще одно письмо я получила уже после того, как я послала в Америку нашу с Л. Ю. Гиршем книгу «Сквозь пламя войны». «Дорогая Людмила Борисовна, от нас обоих передаю Вам глубочайшую благодарность за Ваши хлопоты, за Ваши книги - мы их на удивление быстро получили. Спа-си-бо! Вы - молодец, и как журналист и как замечательный человек! От всей души желаем Вам не успокаиваться, писать и дальше умные, добрые, талантливые книги! Радуйте и взрослых и детей прекрасными сказками! А за увековечение ратных дел мамы и папы Вам - низкий поклон! Одну из книг тюзовских дадим обязательно внучке Лёвы Боксермана –Ане (Л. Боксерман – талантливый актер ТЮЗа, а затем театра Лермонтова, рано ушедший из жизни), она живет в Нью-Йорке, другую уже дал Лене, она Вас благодарит. Вашей замечательной маме желаем здоровья и долгих, спокойных лет жизни! В годы нашей работы в Алма-Ате мы очень дружили с Львом Новаком, знали всех его родных и, конечно, маленького Сашу и его сестру - Инну. Дружили домами, были вместе и в горе и в радости. Поэтому с большим волнением читали статью Саши об отце - это живой мостик из 60-х…(Л. Новак – легерная лисность в г. Алма-Ате, долгое время работал директором домостроительного комбината.) Передайте также привет Наташе и Борису Соломоновичу (Б. С. Абрамович – известный деятель театра и кино – Л. М.) и, конечно, всем, кто нас помнит. Мы всегда с благодарностью вспоминаем Алма-Ату и нашу работу, наших прекрасных друзей. Обнимаем Вас, приезжайте в гости, очень будем рады Вам. Виктория Ивановна и Абрам Львович»
«Дорогая Люда! Письмо лежало у меня какое-то время, пока не нашлось сегодня время его напечатать. С Вашими письмами и книгами всколыхнулись все воспоминания, казалось, давно отложенные на какую-то дальнюю полочку... А Борису Соломоновичу передайте, что та маленькая девочка Леночка, которая очень хотела играть на скрипочке и которую он привёл за ручку в музыкальную школу, потому, что мы приехали в сентябре и приём был давно закончен, после окончания Ленинградской консерватории и аспирантуры стала в городе Нью-Йорке, на другом конце земного шарика, заведующей кафедрой консерватории и очень востребованным исполнителем игры на скрипке. А если бы не привёл? Целую, Лена».
9 мая раздался звонок из Нью-Йорка. Абрам Львович поздравлял нас с мамой с Днем Победы.
…Вот такое неожиданное продолжение получила глава из моей книги, посвященная главному режиссеру театра Абраму Львовичу Мадиевскому и его супруге Виктории Ивановне Тикке.
Точку ставить не хочется. Ставлю многоточие. Надеюсь, продолжение следует…