5:27 AM И приснился мне Гусев… |
ГЛАВНОЕ ЛИЦО Опять мне сегодня приснился Гусев. С первого дня работы в школе меня предупредили — самое главное лицо в четвертом классе — Гусев. Младший из поколении трех знаменитых Гусевых. И каждому школьный коллектив отдал полжизни. — Что ж, — думала я тогда с тоской, — если тебе потребуется моя жизнь, — возьми. Но от своих главных позиций я отступать не собираюсь: к детям надо идти «от доброты». — Здравствуйте, здравствуйте! Это уже мне навстречу идут четвероклассницы. Пока я дойду до учительской, они обязательно еще раз меня встретят. Что за удовольствие тысячу раз в день здороваться и прощаться? Вот и решающая минута. Сейчас я зайду в класс. Пытаюсь сделать строгое и значительное лицо. Интересно, долго у меня продержится это выражение? В начале каждого урока я решила читать хорошие стихи. Медленно начинаю: «Степь кругом — ни конца и ни края, так просторно, что жаль уходить...» Очередное чп. У Лены катятся слезы и она, рыдая, показывает на соседнюю парту. Как всегда — Гусев. Не зря он мне снился всю ночь. — Гусев! Убери, пожалуйста, свои длинные ноги из-под передней парты. (Только не улыбаться!) Гусев смотрит на меня подозрительно преданным взглядом и басит: — Людмила Борисовна, они у меня под партой не помещаются. (Только не улыбаться!) — Поставь их в проход. В классе оживление. В переполохе Иголкин подходит к окну. — Иголкин! Если встанешь еще раз, за парту можешь не садиться, сразу за дверь. Мальчики! Вы издаете звуки, как в первобытном лесу. ' — А вы там были? —Людмила Борисовна! Спросите меня! (Кому что.) — У тебя же уже есть пятерка? — Да, но у Сауле их две. Наконец-то установилось спокойствие. Дала самостоятельное задание. Не могу спокойно сидеть на месте и стремительно несусь от парты к парте: получается? На обратном «пробеге» сшибаю стул и еле удерживаюсь на ногах. Иголкин громко, на весь класс, хохочет. — Гусев, постой немного. Это мой злополучный Гусев заехал Иголкину по спине учебником. За смех. После уроков ко мне подходит староста. — Людмила Борисовна, Ахметов разрисовал чернилами всю парту и не хочет стирать. Иду со своим принципом «от доброты» к Ахметову. — Зачем ты это сделал, Аскарик? Классу из-за тебя снизят отметку за чистоту. Ахметов упрямо смотрят в сторону. — Я тебя прошу, — вытри, пожалуйста, парту. На этом мои педагогические силы исчерпываются. Не реагирует. — Немедленны вытри парту!!! Неужели тебе не противно здесь сидеть?! — неожиданио для ребят, а главное, для себя, кричу я. Аскар быстро поднимается я идет за тряпкой. Моя теория «от доброты» явно трещит. АКТИВИСТЫ Последний урок окончен, я сейчас у меня будет классный час. Жду звонка в учительской. — Гульнара Ивановна, — делюсь я с нашим завучем - сегодня у меня на уроке Гусев... Моя голова как всегда пересыщена информацией, и хочется хотя бы частично от нее освободиться. Излагаю события дня, но через некоторое время замечаю, что мысли Гульнары Ивановны далеко-далеко. Нужен ей этот мой Гусев! Ей и своих забот хватает. Надо бы сесть в тишине и хорошо все обдумать. Но время!!! Звенит звонок, и я уже без утреннего энтузиазма плетусь в класс. Обхожу летящего на меня второклассника. Сил на замечание не осталось. Да и бесполезно. По школе ходит анекдот, что перваши однажды сбили с ног самого директора. У. них авторитет единственный — собственная учительница. Около класса меня поджидает Гусев. — А вы знаете. Людмила Борисовна, я сижу хорошо только на двух уроках — на вашем и на пении, — радостно сообщает он. — Надо всегда сидеть хорошо, — произношу я назидательным голосом. Ах, Гусев, два твоих слова, я — самый счастливый человек. У учителя не должно быть любимчиков. Все равны — говорили нам на педагогической практике. Сегодня нам надо выбрать санитарную комиссию и редколлегию стенной газеты «Перышко». Санитарами хотят стать все, как, впрочем, и членами редколлегии. В моем самом шумном классе по школе активность сто и один процент. Когда, на каком году произойдет это роковое деление на актив и пассив? Если бы эту минуту зафиксировать и вовремя принять нужные меры. Сейчас — рано, в седьмом — уже поздно. В заключение Гусев мне приготовил сюрприз. — Людмила Борисовна, — решительно требует он на весь класс, — посадите меня с Каримовой. Класс хохочет. Леночка сопротивляется. — Леночка, — пробую я уговорить ее, — вот увидишь, Гусев станет совсем-совсем другим. Гусев и Леночка... Как же это раньше мне не пришло в голову? Гусев обижает девчонок, пытаясь у них вызвать интерес к собственной особе. Ведь даже плач девчонки — это знак внимания, ему, Гусеву. Вот и вся его загадка. Здесь мой принцип «от доброты» срабатывает безошибочно. А вот с Аскаром — совсем другое дело. — Всем можно идти домой. Остается только совет отряда... и желающие, — совсем не кстати добавляю я. И в тот же момент понимаю, что совершила чудовищную ошибку — никто со своих мест не сдвигается. Все —«желающие». — Да идите же вы домой,— бесполезно уговариваю я ребят... В ШКОЛЕ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫЕ Кажется, я сегодня перерасходовала свои силы. А впереди заседание методической секции и педсовет. Секция проходит благополучно. Я, как всегда, записываю в протоколе, что взаимопосещаемость остается на нуле. Все решают дружно ходить друг к другу со следующего понедельника. В класс, где будет педсовет, наша молодежь вбегает наперегонки: стремимся захватить удобную «камчатку». Как всегда, проблем множество. До одиннадцати мы явно не кончим. Я слегка прикрываю глаза и наблюдаю за событиями. Как на стереоэкране. Интересно. — Товарищи! — тщетно взывает к совести учителей директор. — Немедленно прекратите проверять тетради! Кадр меняется. На экране завуч: — Открываю в журнале математику: две единицы покрыты двойкой... — Наша главная задача — борьба не только за стопроцентную, но и качественную успеваемость. Я что-то ничего не соображаю: теперь Иголкину вместо двоек надо ставить не тройки, а четверки, что ли? Видно завуч что-то путает. ...Совсем забыла! В среду читаю доклад для родителей «И к личной жизни надо готовить». Пока не написано ни строчки. — Людмила Борисовна! Расскажите о положении в вашем классе. Это добрались до меня. Мне надо на каждом педсовете что-то говорить, а с экспромтом у меня неважно. Что-то произношу и представляю, как плачевно выгляжу со стороны. Через несколько минут Гульнара Ивановна меня жалеет: — Людмила Борисовна молодая учительница. Неопытная. Ей попался трудный класс. «Ничего они не трудные, — думаю я. — Это я — трудная. Доработаю год и подамся в библиотекари». — Товарищи! Прекратите проверять тетради! — уже взмолился директор. Педсовет решает очередные проблемы: ...Современный ребенок не молчит. Он возмущается — вы меня не правильно воспитываете... ...Случается я так. Один учитель поставит двойку сыну другого, а потом они неделями не разговаривают... ...Главное — разговоры по душам. Мне бывшие ученики годами письма пишут... Собрание окончено. Я вспоминаю, сколько надо проверить контрольных и холодею. Со своей парты пытаюсь набрать скорость. Уже десять. — Все на репетицию хора! В общем шуме то утопают, то вновь слышатся голоса завучей: — Через три дня смотр художественной самодеятельности района... Ну и что же, что вам медведь на ухо наступил? От репетиции освобождают только по больничному... Спит село. Мы поем... Людмила Мананникова «ЛС», 1 февраля 1975 г. |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|